Ольга Моисеева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
№п/п Время проведения Название занятия Содержание занятия Литература
Оборудование
Страница
Сказка. Вопросы по содержанию Стихи Вопросы по теме занятия
1. Сентябрь Семья и родной дом «Родные вещи».
- Почему семья названа дружной и работящей?
- Кем был Ванин отец?
- Что умели делать дедушка, бабушка, мать и сестра Вани?
- Что случилось с Настенькой?
- Кто отправился выручать Настю из беды?
- Какие вещи Ваня взял с собой?
- Как Ваня помог Бабе-Яге?
- Чем Ваня помог её старшей сестре?
- Где он нашёл Настю?
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родные сказки“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Почему Чудо-юдо не смогло догнать детей?
- Как вы думаете, почему вещи, взятые Ваней, названы родными?
- Как вы думаете, почему Ване удалось спасти свою сестру?
«Заболел сынок».
«Мой папа».
«Старшая сестра».
«Дедушка».
«Бабушка».
«Дома стены помогают».
«Наш дом». - Как вы думаете, что значит «семья»?
- На кого из родных вы похожи внешне?
- На кого вы похожи по характеру?
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Что означают слова «согласная семья»?
- Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.
- Почему говорят: «Родительское сердце – в детках»?
- Расскажите о маме.
- Вспомните и прочитайте стихи, посвящённые маме.
- Чему вы научились у папы?
- Есть ли у вас сёстры или братья? Расскажите о них.
- Расскажите, как распределены обязанности в вашей семье.
- Какие домашние дела выполняете вы?
- Почему нужно помогать старшим членам семьи?
- Расскажите о родном доме.
- Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?
- Как вы думаете, почему говорят: «Дети хороши – отцу-матери – венец»? - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Презентация «Мой дом».
- Презентация «Мой двор».
- Фотоальбом «Мои близкие».
с. 4 - 22
2. Октябрь Большая и малая Родина «Ковёр самолёт».
- Где хранился ковёр-самолёт?
- Куда предложил полететь Алёша? Почему?
- Что ответил ковёр мальчику?
- Как назывались река и горы, над которыми пролетал ковёр?
- Знаете ли вы названия российских рек, озёр, гор и городов? Назовите их.
- Где жила Баба-яга?
- Где захотела побывать Баба-яга?
- Знаете ли вы названия морей, омывающих территорию России? Назовите их.
- Где путешественники варили яйца?
- Где Алёша увидел белого медведя?
- Как вы думаете, все ли интересные места нашей Родины увидел мальчик?
- В каких местах нашей Родины хотели бы побывать вы? Почему? «Малая родина».
«Родная сторонушка».
- Как называется наша Родина?
- Что означают слова: Русь. Русский, Россия, россияне?
- Почему мы гордимся нашей Родиной – Россией?
- Почему вы любите свою малую родину?
- Почему в народе говорится: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке» и «на чужой сторонушке рад своей воронушке»?
- Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась всё краше? - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Государственные символы России, Тамбова и Тамбовской области: флаг, герб, гимн.
- Наборы открыток: «Тамбов – времена года», «Тамбов Православный. Храмы Тамбовщины».
- Презентации: «Правила поведения на улице».
- «Прогулка по городу».
- «В сердце Родины лежит родной Тамбов».
- «Моря. Реки, озёра России».
- «Окружающий мир».
- «Москва».
- «Озёра и реки России».
- «Мой город Тамбов».
- «Мы живём в России».
- «Реки России».
- «Россия – любимая наша страна».
- «Тамбов. Город на Цне».
- «Тамбов на карте генеральной».
- «Уголок России». с. 23 – 38
3. Ноябрь Родной язык «Добрые слова».
- Где побывал король Волох?
- Почему ему понравилось у соседей?
- Что задумал злой король?
- Как колдун решил победить соседнюю страну?
- Как вы думаете. Почему плохие слова могут привести к ссоре и даже войне?
- Кто вернул людям добрые слова?
- Как вы понимаете пословицы: «Доброе слово сказать – посошок в руки дать», «Доброму слову – добрый ответ». «Родной язык».
«Помолившись богу поутру…» - Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?
- Какие слова называют синонимами? Подберите синонимы к слову «огромный».
- Какие слова называют антонимами? Подберите антонимы к словам «горячий», «быстро», «молчать».
- Что такое идиомы? Объясните значение следующих выражений: «чесать язык», «прикусить язык», «тянуть за язык».
- Как называется главная часть слова?
- Какие слова называют однокоренными? Подберите однокоренные слова к слову «сад».
- Объясните народные поговорки и пословицы: «Язык до Киева доведёт», «Языком не спеши, а делом не ленись», «Речь красна слушанием», «Речь, как меч, может сеч», «Доброе слово лучше мягкого пирога», «Сказанное слово – ветер, а записанное – век».
- Как звали людей, создавших славянскую азбуку?
- Как вы будете беречь наш великий и могучий русский язык? Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003. с. 39 – 53
4. Декабрь Народные традиции «Глупый барин».
- Какой праздник справляли люди у реки?
- Почему барин был недоволен?
- Почему обиделась осень?
- Почему после лета должна наступать осень?
- Что решили люд и животные?
- Чем закончилась сказка?
- Почему барин в сказке назван глупым? «На масленицу».
«Осенины».
«Рождество».
«Рождественская ёлка».
«Зимушка-зима».
«Иисус воскрес!».
«На Пасху».
«Угодник Николай…».
«Спасибо, Николай…».
«Святой Георгий». - Что означает слово «традиция?
- Когда и как отмечают праздник Масленицы?
- Как отмечают праздник Осенин?
- Какие праздники подарила нам православная христианская вера?
- Расскажите о празднике Рождества Христова и о Пасхе.
- Какой святой считается в народе покровителем земледельцев?
- Какой святой изображён на гербе Москвы? Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003. с. 54 – 69
5. Январь Учителя духовные «Святой молитвенник на землю русскую». «Чудесная встреча».
«Труды Сергия Радонежского».
«Святой источник».
«Старость преподобного Сергия».
«Райские птицы».
- Каких людей мы называем духовными наставниками народа?
- Почему многие из них причислены к лику святых?
- расскажите о чудесной встрече отрока Варфоломея со старцем-монахом.
- Какую жизнь избрал отрок?
- Какое имя он получил в монашестве?
- Какую обитель создал Сергий Радонежский на Руси?
- Расскажите о возникновении чудесного источника вблизи Троице-Сергиевой Лавры.
- Какого русского князя Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву?
- Расскажите о чудесном явлении райских птиц святому старцу.
- Почему Сергия Радонежского называют святым заступником и молитвенником за Русь? - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Презентации: «О русских святых и святости».
- «Святые земли русской».
- Видеоролик. Олег Газманов. «Мой храм». с. 70 – 82
6. Февраль Русские богатыри «Никита Кожемяка».
- Кто летал над землёй и уносил людей?
- У кого люди спросили совета, как победить Змея-Горыныча?
- К кому обратились бояре с просьбой победить Змея?
- Почему Никита Кожемяка вначале отказался сразиться со Змеем?
- Кто уговорил Никиту сразиться со змеем?
- Как закончился бой Никиты со Змеем?
- Кого освободил Никита?
- Каким вам представляется Никита Кожемяка? «Три богатыря».
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Расскажите об Илье Муромце.
- Расскажите о Добрыне Никитиче.
- Расскажите об Алёше Поповиче.
- Объясните пословицу: «Кто наступит на землю русскую – оступится». - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Презентация «Богатыри земли русской».
с. 83 - 98
7. Март Полководцы и герои «Солдат и лихо».
«Московский князь со смелою дружиной…».
«Куликовская битва».
«Наполеон в Москве».
«Могила Неизвестного солдата». - Какой князь командовал русскими войсками во время битвы с крестоносцами?
- Расскажите о ледовом побоище.
- В какой битве победили войска князя Дмитрия Донского?
- Кто благословил князя Дмитрия Донского на битву с войском Мамая?
- Расскажите о полководце А. В. Суворове.
- Почему про М. И. Кутузова солдаты говорили: «Пришёл Кутузов бить французов»?
- Как звали полководца, командовавшего войсками в Великой Отечественной войне?
- Как вы думаете, какие качества помогают русским солдатам одерживать победу над врагами? - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Презентации «Великие полководцы России».
- «Ими гордится наша земля».
- «Их имя – гордость России».
- «Какими героями славится Россия».
- «Россия гордится ими».
- с. 99 – 112
8. Апрель Ими гордится Россия «Волшебные семена».
- Почему Слава скучал жарким летним днём?
- Кто присел рядом с ним на скамейке?
- Чем старичок угостил Славу?
- Кто прятался в рюкзаке старичка?
- Как Чистюля и Слава очистили двор от мусора?
- Что они посадили возле дома?
- Почему Слава догадался, что старичок – добрый волшебник?
- Какую профессию выбрал мальчик, когда вырос? Как вы думаете, почему?
- Почему в его честь назвали улицу в городе?
- Хотели бы вы оставить о себе добрую память? Что для этого нужно делать? «Балет». - Почему говорят, что Россия – страна, богатая талантами?
- Кем гордится наша Родина?
- Назовите имена людей, прославивших наше Отечество. Расскажите о них.
- Кем вы хотите стать. Когда вырастите?
- Какую пользу вы сможете принести нашей любимой Родине? - Шорыгина Т. А. Родные сказки : Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
- Презентации «Картины русских художников».
- «А. С. Попов – изобретатель радио».
- «русские композиторы».
- «Русские учёные и изобретатели».
- «Русские художники».
с. 113 – 125
9. Май Итоговое занятие.
«Моя Родина – Россия». «Много мам живёт на свете…»
«Рано утром детский сад…»
«С чего начинается Родина».
«Россия».
«Москва».
Стихотворение о гербе.
Стихотворение о флаге.
«Гимн Тамбову» Л. И. Сергеевой.
- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?
- Как называется наша страна, в которой мы живём?
- А как можно сразу увидеть всю страну?
- В каких двух частях света расположена Россия?
- Как называется главный город страны?
- Назовите столицу России.
- Как называется город, в котором мы живём?
- На какой реке расположен наш город?
- Какие места вам нравятся в родном городе?
- Флаги, гербы разных стран.
- Герб, флаг Тамбова и Тамбовской области.
- Гимн России и Тамбова.
- Карта России.
- Буквы для выкладывания слова «Россия».
- Портрет В. В. Путина.
- Картинки
с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой.
- Презентация: «Достопримечательности нашего города».