Светлана Титова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наше наследие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жи заботливый знь растения на
протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Наше наследие“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины.
В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.
Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. [1]
История, культура и традиции родного края — это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Базовым этапом формирования у детей к любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в совей городе (селе, поселке, приобщение к миру его культуры. Краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительном, но и эмоциональном плане.
Знакомство дошкольников с культурой родного края - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой и только в тесном контакте с семьей.
На мой взгляд, метод проекта – наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей. «Рождение» проектов происходит зачастую из ситуации, сопровождающих нашу обыденную жизнь. И наша задача заключается в том, чтобы увидеть за кажущимся простым детским вопросом целую исследовательскую проблему, увлекательный процесс, который поведет ребенка по ступенькам познания. Вот так, с детского вопроса: «А почему наша улица Киреевская?» и родился мой проект, направленный на изучение фольклорной странички духовного наследия нашего края.
Орловский край – родина замечательных поэтов и писателей, творчество которых составляет золотой фонд отечественной литературы. Всем известны стихотворения А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, П. Н. Плещеева, В. А. Жуковского, И. А. Бунина. Но не все взрослые знают, как показал опрос родителей, что здесь, в Орловской глубинке, провел многие годы жизни П. В. Киреевский – исследователь древнерусской культуры. собиратель, русских народных песен, один из основателей отечественной фольклористики. Именно его имя носят с гордостью наша школа, улица нашего поселка. Представляю проект, который стал интересен и детям, и родителям.
Название проекта «Наше наследие».
Вид проекта : Информационно-творческий, долгосрочный (ежемесячная работа в течение учебного года)
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к приобщению дошкольников к истории и культуре родного края, зарождение и развитие познавательного интереса к изучению духовного наследия русского народа.
Задачи:
1. Знакомство с жизнью и творчеством П. В. Киреевского, формирование чувства гордости за великого земляка.
2. Расширить и углубить знания детей о родном селе.
3. Воспитать у детей любовь и привязанность к малой родине.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению жизни и творчества великого фольклориста.
5. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного села.
6. Помочь детям увидеть и понять красоту, нравственную сторону традиций русского народа, народного творчества, пробудить у детей желание приобщиться к истокам русской культуры.
Результат проекта : Русский народный праздник «Весну закликаем», выпуск книги «Киреевский – детям».
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап. На этом этапе формируется проблема, цели и задачи проекта, осуществляется изучение проблемы, разработка мероприятий.
Была использована модель «четырёх вопросов» :
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Как мы можем это узнать?
4. Что мы узнали? (Этот вопрос будет решаться на заключительном этапе).
Сначала провели общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о своём земляке. Затем обсудили «Что мы хотим узнать?». И, наконец «Как нам найти ответы на вопросы». Решили, что на поставленный вопрос мы найдём решение, если проведём экскурсии на места, почитаем книги, обратимся к родителям. Был составлен календарно-тематический план, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей. Для включения родителей в проектную деятельность провела родительское собрание по теме «Воспитание любви к своей малой родине».
Важным компонентом является организация развивающей предметной среды. С этой целю в рамках данного проекта велась работа в каждом уголке группы: подбор художественной литературы в книжном уголке (фольклор, сборник «П. В. Киреевский и его собрание русских народных песен»); подбор раскрасок в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр; оформлен уголок русского быта.
Очень важно, чтобы именно на этом этапе возник познавательный процесс, зародилось стремление к совместному творчеству у всех участников проекта.
2. Основной этап. С использованием различных форм работы происходит сбор информации о жизни и творчестве П. В. Киреевского. Проведение различных мероприятий с детьми, родителями, осуществление совместной с детьми познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной, музыкально-художественной деятельности. На начальной стадии реализации проекта организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализа:
1. Экскурсия в школьный музей П. В. Киреевского, где представлены книги, портреты П. В. Киреевского, предметы старинного обихода.
2. Экскурсия по улице им. П. В. Киреевского.
3. Сбор родителями и детьми материала о жизни и творчестве великого земляка.
4. Знакомство детей с детским фольклором, в том числе с детским фольклором из сборника «П. В. Киреевский и его собрание русских народных песен».
5. Цикл НОД:
- «Сундучок с фольклором» (виды фольклора);
- «В гостях у сказки»;
- «Народная мудрость» (пословицы и поговорки);
- «При солнышке тепло, при матушке добро»;
- «Русские народные праздники» (знакомство с закличками, обрядовыми и лирическими песнями);
- «Народные приметы»;
- Викторина «Узнай праздник по описанию»;
- Использование дидактических игр с национальным колоритом «Укрась одежду национальным узором», «Сложи узор», «Не ошибись» и др.
- Изобразительная деятельность и художественное творчество: коллективная работа по аппликации «Родные просторы», конкурс рисунков «Край мой Орловский», творческая мастерская «Иллюстрации к нашей книге», конструирование из бумаги «Мама – солнышко мое».
Фольклор используется во всех видах деятельности: НОД, целевых прогулках, театрализованной деятельности, продуктивных видах деятельности, сюжетно-ролевых играх, подвижных и народных играх, праздниках.
Проект объединил почти все жанры народного творчества:
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет[2].
Колыбельные песни – спутник детства. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. Дети с большим желанием слушают колыбельные, запоминают яркие выражения, используют их в своей речи. Конечно, при отборе материала учитывается возраст детей. Что привлекает детей? Не только ритмичность, музыкальность поэзии, но и то, что песенки можно сопровождать действиями, движениями.
Пропевая колыбельные песни вместе с детьми, мы тем самым обогащаем их словарь, за счет того, что колыбельные содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Обязательно берется материал из сборника А. Ф. Малышевского «Петр Киреевский и его собрание русских народных песен», где целый раздел посвящен этому жанру. В сюжетно-ролевой игре «Семья» дети с удовольствием использовали колыбельную из сборника П. В. Киреевского:
- У кота, у кота
Колыбелька золота,
А у дитятки моего
И по лучше того:
Люлька точенная,
Позолоченная! [2]
Особое место занимают русские народные сказки. В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза белая, калина красная. Нарисованы картины русского быта.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. "Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В процессе чтения, рассказывания народных сказок происходит и знакомство детей с предметами старины (печь, коромысло, ухват, голичок, с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями (народные гуляния в праздники, зазывания весны).
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, рассказывание сказок, обсуждение поведения сказочных героев, драматизация сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки детских рисунков по мотивам сказок.
Увлекают детей загадки, ведь они открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Например, «Белая скатерть всю землю покрыла» (зима).
«Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает» (ухват).
Настоящие жемчужины русской культуры – пословицы и поговорки. Их великое множество:
На чужой сторонушке рад своей воробушке.
И хлеб на своей стороне не скучает.
На родной стороне и камешек знаком.
Нравятся детям игры фольклорного характера, которые строятся на устном народном творчестве. Особенно любимы детьми «Плетень», «Каравай», «На горе – то калина».
А вот считалочка для выбора водящего в подвижных играх:
Заяц белый, где был? – В лесе. –
Что делал? – Лыки драл. –
Куда клал? – Под колоду. –
Кто взял? – Воевода. –
Поди вон из хоровода! [2]
А наблюдение на прогулке за березкой сопровождается стихотворным текстом:
-Береза моя, березонька,
Береза моя, белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки. [2]
Интересна стала детям и такая форма работы, как «поэтическая мастерская». Создается особая «поэтическая атмосфера» : зажигаются свечи, включается негромкая классическая музыка, читаются строки из сборника П. В. Киреевского:
Калина ли моя, малина ли моя!
В саду девицы гуляли,
В саду красные гуляли,
Рвали, щипали лазоревы цветочки,
Вили, свивали, все по золоту веночку. [2]
А затем дети рисуют иллюстрации к этой летней песне. Главное, что дети с удовольствием включаются в этот процесс. Предлагается включить эти творческие работы в будущую книгу «П. В. Киреевский-детям». Так родился еще и проект в проекте. Результаты этой деятельности дошкольников войдут в культуру детского сада, покажут ребенку значимость его усилий для окружающих, на что и направлена проектная деятельность. Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие.
Родители привлекались к участию в конкурсах и выставках. Например, организация совместных творческих домашних заданий – «Нарисуй небылицу», «Сочини загадку» - объединяла родителей и детей.
3. Заключительный этап. Был проведен анализ деятельности, коллективное обсуждение вопроса «Что мы узнали?», презентация книги «Киреевский – детям» (куда вошли краткая биография земляка, собранный им детский фольклор, иллюстрации, выставка детских рисунков «Мой Край Орловский», русский народный праздник «Весну закликаем» (с участием родителей, которые вместе с детьми дома пекут «жаворят»).
Зачин праздника:
«Веселитесь вы подружки,
К нам весна скоро придет!
Весна придет, солнце взойдет,
Сгонит снежки, весь мороз!
Расцветут в поле цветочки,
Все ракитовы кусты. [2]
Использование фольклора (сказок, песен, пословиц, народных игр, русских народных костюмов во время праздника позволило нам прикоснуться к нравственным и духовным ценностям русской культуры нашего народа. Мы наблюдали светлое и радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения праздника. А это важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций.
Итак, задуманный результат достигнут. Но есть еще один критерий, по которому мы можем судить об успешности проекта. Это зарождение глубокого интереса у детей и взрослых к познанию духовного наследия Орловского края. Это чувство гордости наших воспитанников за то, что они будут учиться в школе, которая с честью носит имя П. В. Киреевского, нашего земляка, исследователя основ русской народной самобытности.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности юного гражданина [1].
Список Литературы
1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду – СПб: Детство – Пресс, 2008 г.
2. Малышевский А. Ф. Петр Киреевский и его собрание русских народных песен – СПб: ООО «Профи-Центр», 2008 г.