Елена Александрова
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Занимательная математика»
Б. Паскаль:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, инструктор по физкультуре. Вид проекта : познавательно-творческий Срок действия проекта : краткосрочный – 1 неделя Актуальность: Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовер-шенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала. Поэтому формирование мате-матических представлений будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников раз-вивающие математические игры. Задачи проекта : - формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры; - способствование проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями; - создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике; - использование развивающих математических игр с целью формирования математических представлений старших дошколь-ников.
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
Изучив специальную литературу, посвященную исследованию особенностей математической деятельности детей дошкольного возраста, мы выявила отсутствие интереса к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, недостаточную критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Данная проблема позволила определить направление работы по формированию математических представлений у детей.
Цель проекта : является формирование математических представлений у детей в соответствии с программой и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности у детей. Формы работы: Совместная игра воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Математические развлечения; Занятия (в соответствии с учебным расписанием).
Основные направления работы: изучить специальную научно-методическую педагогическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте; подготовить методический материал, план работы; провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в образовательной области «Социали-зация» (игра, «Познание» (ФЭМП); разработать картотеку занимательных математических игр; использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры, при проведении сю-жетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей; организовать развивающую, познавательную, предметную среду; работа с родителями (анкетирование, консультации).
Ожидаемый результат: дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочива-ния) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия; умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =); повышение интереса к решению логических задач; дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами; дети проявляют интерес к экспериментированию; активно включаются в игры.
Содержание проекта :
1. Организационно-подготовительный этап: Создание ситуации для мотивации начала проекта в совместной организованной деятельности детей и педагога. Разработать совместно с детьми план действий на неделю по достижению цели проекта.
Создание ситуации для мотивации. Просмотр видео письма. «Пират из дальнего плавания предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и отыс-кать клад с сокровищами. Но отыскать клад можно только при условии, если дети будут выполнять математические задания каждый день, зарабатывать баллы. За количество заработанных баллов дети будут получать часть карты. В конце недели, если удастся собрать карту, можно будет найти точное место клада».
2. Основной этап:
Понедельник «Ориентировка во времени» Задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев. Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.
Виды детской дея-тельности Утро Прогулка Вечер
1. Познавательно-исследовательская Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. Знакомство со строением цифер-блата. Рассматривание календарей. Наблюдение за изменениями, про-исходящими в природе утром, днём, вечером, ночью. Беседа по серии картинок «Части су-ток», «Времена года». Эксп-е «Что можно сделать за 1мин? за 1 сек, за 1 час? Подбор картинок для изготовления схемы «Режим дня»
2. Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Подвижные игры: «1,2,3-беги», «Живые часы». Настольно-печатные игры:
3. Конструирование Изготовление модели «Времена года» Блоки Дьеныша «Две дорожки» Выкладывание из счётных палочек Ручной труд «Календарик в подарок»
4. Коммуникативная Ч. Х. Л. С. Я. Маршак «12 месяцев» Дид. игры: «Что раньше, что потом?», «Двенадцать месяцев», «Который час», «Назови соседей», «Найди ошибку», «Лови, бросай, дни недели называй» Загадки о временах года, частях су-ток. .Х. Л. «Сказка
о потерянном времени» (Е. Шварц). Стих. е С. Я. Маршак «Мы знаем: время растяжимо».
Разучивание пословиц о времени.
Проблемная ситуация «Сложные паутин-ки»
5. Двигательная «Ручеёк» (состав числа) Упражнения: «Успей добежать за 1 мин.», «Сколько сделал движений за 1 мин (2 мин)» Пантомима «Что мы делаем» (времена года,части суток)
6. Продуктивная Лепка «Будильник»
7. Музыкально-художественная Слушание музыки: П. И. Чайковский «Време-на года», С. Прокофьев «Вечер»
8. Трудовая Изготовление отрывного календаря
Организация РППС для самостоятельной дея-тельности Создание выставки «Такие разные часы». Создание выставки «Такие разные календари»
Старт проекта «Наш календарь»
Вторник «Геометрические фигуры» Задачи: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами - кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником и их особенностями. Закрепить знания о геометрических телах: конус, призма, пирамида. Упражнять детей в сравнении геометрических фигур и геометрических тел, а также умении различать и называть их. Учить детей находить известные геометрические формы в окружающей жизни. Учить детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.
Виды детской дея-тельности Утро Прогулка Вечер
1. Познавательно-исследовательская Беседа «Страна геометрических фигур» Наблюдение за камнями (какой формы)
2. Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Игра «Автобус» «Измени фигуру», «Сосчитай фигуры»
3. Конструирование Превращение квадрата: Птичка. Маленький домик.
4. Коммуникативная «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Закрой окошко», «Найди пару» Заучивание стихов, считалок о геом. Фигурах.
5. Двигательная «Куда идти» (дорожка из геометрических фигур)
6. Продуктивная Аппликация «Ковёр»(выкладывание гео-метрических фигур). «Оживи квадрат, треугольник, овал» «Нарисуй фигуры на земле», «Слепи фигуру из песка»
7. Музыкально-художественная Драматизация сказок «Теремок», «Репка» с использованием моделей-заместителей.
8. Трудовая
Организация РППС для самостоятельной дея-тельности Игра «Вычислительная машина» (решение с помощью алгоритмов)
Среда «Величина» Задачи:.
Виды детской дея-тельности Утро Прогулка Вечер
1. Познавательно-исследовательская Беседа «Что мы знаем о величине» Наблюдение за растениями какие они по величине деревья и кусты, трава и цветы.
2. Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Игра «Мячик прыгает по мне» Измерение длины и высоты предме-тов с помощью эталона (палочек Кюи-зенера)
3. Конструирование Построим дома «Карлики и великаны» Постройка из песка различные дома
4. Коммуникативная «Конструкторское бюро» Заучивание стихов, считалок о вели-чине
5. Двигательная «По какому мосту мы пойдём»
6. Продуктивная
7. Музыкально-художественная Математическая сказка «Колобок»
8. Трудовая
Организация РППС для самостоятельной дея-тельности Игра «Составь предмет из счётных палочек»
Четверг «Ориентировка в пространстве» Задачи:.
Виды детской дея-тельности Утро Прогулка Вечер
1. Познавательно-исследовательская Беседа «Что такое ориентировка в про-странстве»
2. Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Школа» «Зайцы и волк», «Караси и щука» «Наведи порядок», «Шашки», «Рас-скажи про свой узор»
3. Конструирование
4. Коммуникативная «Где наша улица?», «Где наш дом?». «Кто за кем стоит?» «Где я нахожусь?» «Угадай, где нахожусь»
5. Двигательная «Как пройти в магазин», «Дорога на почту» «Найди предмет», «Жмурки с коло-кольчиком»
6. Продуктивная Аппликация Изготовление макета «Пере-крёсток» Составь план своей комнаты.
7. Музыкально-художественная Путешествие по сказкам.
8. Трудовая
Организация РППС для самостоятельной дея-тельности Игра палочки Кюизенера «Лесенки»
Пятница «Количество и счёт» Задачи:.
Виды детской дея-тельности Утро Прогулка Вечер
1. Познавательно-исследовательская Беседа что мы знаем о счёте?
2. Игровая
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» «Невесомость» Головоломка с палочками, «Счетовод»
«Кто знает пусть дальше считает»
3. Конструирование Постройки из песка
4. Коммуникативная «Весёлые задачки», «Не зевай на вопросы отвечай» «Посчитай» «Строители», «Волшебная клеточка», «Потерянная цифра», Ка-кой цифры не стало?»
5. Двигательная Цифры встаньте по порядку. «1,2,3 беги»
6. Продуктивная Волшебная тетрадь
7. Музыкально-художественная Чтение Катаев «Цветик-семицветик»
8. Трудовая
Организация РППС для самостоятельной дея-тельности Игра «Цифра, домино»
3. Заключительный этап
Интегрированный физкультурный досуг
«Путешествие в страну Математики»
с использованием блоков Дьенеша
Задачи: - прививать детям интерес к математике с помощью
физкультуры;
- развивать знания о количестве и счёте, геометрических
фигурах;
- активизировать творческие способности.
Оборудование: - карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 0;
- карточки с рисунками для ОРУ;
- карточки с цифрами от 1 до 13 (красного и зелёного
цветов);
- блоки Дьенеша (2 комплекта);
- 4 обруча;
- 8 монеток;
- мешочек;
- геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты,
прямоугольники, четырёхугольники);
- 2 схемы с изображением домов.
Ход занятия:
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на экскурсию в страну Математику. В этой стране мы не встретим ни лесов, ни рек, ни гор. А что там можно увидеть?
Дети. Цифры, числа, геометрические фигуры.
Инструктор. Вижу, вы уже немного знакомы с этой страной. Посмотрите, что это у меня в руках?
Дети. Цифры: 1, 2, 3, 4, 0.
Инструктор. Я буду показывать эти цифры, а вы выполнять задания. Цифра 1 – идём в колонне по одному, 2 – в колонне по двое, 3 – бежим в колонне по одному, 4 – идём, поднимая руки вверх, 0 – строимся в круг (в шеренгу по 4).
Инструктор в соответствии с текстом показывает цифры, дети выполняют упражнения.
Единица шла, шла и ещё одну нашла,
Ухватила бойко, превратила в двойку.
С двойкой единица сотворила чудеса,
Поглядите, что за птица полетела в небеса?
Цифра сильная четыре выжимать умеет гири,
Цифра вроде буквы О – это нуль иль ничего,
Круглый нуль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки.
Общеразвивающие упражнения:
Инструктор, в соответствии с текстом, показывает карточки, а дети выполняют упражнения.
Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки.
Сколько шариков у нас, столько мы присядем раз.
Сколько ёлочек зеленых, столько выполним наклонов.
Сколько видим спелых слив, столько раз ты повернись.
Сколько здесь у нас флажков, столько сделаем прыжков.
Инструктор. Молодцы, ребята! Вы все умеете считать. А вот вам ещё одно задание: у меня в руках карточки. Что на них написано? Посмотрите-ка, они разноцветные: красные и зелёные. (дети берут по одной карточке). Давайте поиграем: «Чья команда быстрее?». Красные строятся по порядку у красной палки, а зелёные – у зелё-ной.
Под музыку дети разбегаются. Когда музыка стихает, дети строятся по порядку возрастания.
Основные виды движения:
1. Проползти по скамье на животе.
Дети проползают по скамье на животе, берут по одному блоку Дьениша и располагают их в обручах сле-дующим образом (схема в помощь) : внутри одного обруча оказались все круглые блоки, а внутри другого – все красные (у другой команды – все синие). Место красных (синих) и круглых блоков в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего обруча?
- Вне обоих обручей?
Блоки надо называть с помощью двух свойств – формы и цвета.
Игра «Найди клад»
Выложены 8 рядов по 8 блоков, в каждом ряду под одним из них прячут «клад» (монетку). Дети по оче-реди задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет» : «Клад под синим блоком?» - «Нет». – «Под красным?» - «Нет». (Дети делают вывод о том, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину).
Игра «Волшебный мешочек».
Поиграем мы, ребятки, с блоками вас ждут загадки.
В мешок ты руку опусти и блок один в неё возьми.
Не вынимая из мешочка, ты свойства назови, дружочек.
Фигурки с блоками сложены в мешочек. Ребёнок отпускает руку в мешок, нащупывает фигурку и, не доставая её, называет форму, размер, толщину.
Инструктор. Молодцы, все справились с заданием. А теперь отгадайте загадки:
1. Он похож на колесо, а ещё на букву О.
По дороге катится и в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут. Догадались? Это (Круг).
2. Из него мы строим дом. И окошко в доме том.
За него в обед садимся, в час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг (Квадрат).
3. Три моих стороны могут разной быть длины.
Где стороны встречаются, угол получается.
Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите, моё имя назовите.
(Треугольник).
Инструктор. Вы видите перед собой разные геометрические фигуры. Какие?
Дети. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольники.
Инструктор. Команда красных соберёт треугольники в красный обруч, а команда зелёных – четырёх-угольники в зелёный. Когда все фигуры будут собраны, ваша задача – построить дома по схеме.
Инструктор. Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие закончено. Желаю вам успехов не только в спорте, но и в математике.
Результаты проекта
Пополнилась дидактическая база группы. Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня сформиро-ванности элементарных математических представлений у детей группы. Использование игровой формы при работе с мате-матическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.