Лариса Вячеславовна Гущина
Проект по использованию современных оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста «Будь здоровым, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, очень часто забота о здоровье детей отходит на второй план по сравнению с такими ценностями, как образование, воспитание, личностное развитие. А тем временем, процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким, в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья. Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, каким будет его здоровье. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, общая выносливость, работоспособность организма, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагогам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. «Здоровье-это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Построение развивающего вариативного образования, должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте. Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Темочки:
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, компетентности, позволяющей ребенку дошкольного возраста самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и просвещению родителей.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими компетентности по вопросам здоровья их детей.
Виды здоровьесберегающих образовательных технологий :
Динамические паузы (физкультурные минутки)проходят во время образовательной деятельности, совместной работы детей и взрослых, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида детской деятельности.
Подвижные и спортивные игры организуются как часть физкультурной образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности, ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация проходит в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Технологии эстетической направленности реализуются во время образовательной деятельности художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и так далее, оформлении помещений к праздникам и другое. Для всех возрастных групп
Осуществляется во время проведения образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста и совместной деятельности детей и взрослых по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз организуется ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обязательно обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения организуется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оздоровительный бег. Со старшего дошкольного возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Физкультурное занятие. Организуется и проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физкультурном зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку организованной образовательной деятельности в качестве познавательного развития.
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Коррекционные технологии,технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего дошкольного возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Проект разработан на 2021-2022 учебный год, для всех возрастных групп с использованием разнообразных здоровьесберегающих образовательных технологий.
Перспективный план проекта
для детей 4 – 5 лет
Вид деятельности Содержание работы
ОКТЯБРЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
2. Тема : Игрушки.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Здравствуй осень. Лес полон сказок и чудес.
2. Тема: Жили были сто ребят – все ходили в детский сад.
Гимнастика для глаз
1. Волшебный сон.
2. Ветер.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 1,2,3
2. Комплекс «Мы стараемся»
Цветотерапия
1. Диагностика, упражнения «Цвет моего настроения», «Образ моего настроения».
2. Игровое занятие на тему «Цветочная фантазия».
3. Чтение М. Мацук «Сказки про краски», «Разноцветное царство».
4. Чтение О. Нерсесов «Сказки про краски теплые и холодные».
5. Игровое занятие на тему «Путешествие в зеленую страну».
Работа с родителями 1. Консультация «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультуры.
2. Анкетирование родителей «Физическое воспитание детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
3. Ознакомление с проектом по здоровье сберегающим технологиям.
4. Консультация «Цветотерапия-жизнь в цвете».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для развития общей двигательной активности детей в средней группе
2. Создание условий по профилактике плоскостопия.
3. Рассматривание иллюстраций о спорте и здоровом образе жизни.
4. Просмотр мультфильма «Петух и краски».
5. Игровое упражниение «Разноцветные камешки».
Вид деятельности Содержание работы
НОЯБРЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Наш детский сад, наша группа.
2. Тема: Посуда. Продукты питания.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Что мы знаем о животных. Добрый доктор Айболит.
2. Тема: Осенние дары. Мои друзья.
Гимнастика для глаз
1. Солнышко и тучки.
2. Дождик.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 4,5,6.
2. Комплекс «Вставать пора»
Цветотерапия
1. Игровое занятие на тему «Какого цвета вчера, сегодня, завтра».
2. Игровое занятие на тему «Веселый клоун».
3. Чтение И. Поляков «Сказка о красной краске».
4. Игровое занятие на тему «Красный шарик».
Работа с родителями 1. Консультация «Зарядка – это весело»
2. Познакомить родителей с организацией физкультурно – оздоровительной среды в ДОУ.
3. Привлечение родителей к использованию разных методов профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
4. Анкетирование «Определение интереса ребенка в изобразительной деятельности».
5. Консультация-практикум «Цветотерапия».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для формирования правильной осанки.
2. Создание условий для закрепления представлений о правилах личной гигиены.
3. Рассматривание альбома «Части тела».
4. Просмотр мультфильма «Похитители красок».
5. Игровое упражнение «Коврик настроения».
Вид деятельности Содержание работы
ДЕКАБРЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Зимующие птицы.
2. Тема: Животные наших лесов.
Дыхательная гимнастика.
1. Тема: Здравствуй Зимушка - зима. Жизнь животных и птиц зимой.
2. Тема: Что нам стоит дом построить. Скоро Новый год.
Гимнастика для глаз
1. Радуга.
2. Ёжик.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 7,8,9.
2. Комплекс «Валенки, валенки»
Цветотерапия
1. Игровое занятие на тему «Дед Мороз и его волшебный мешок».
2. Подвижная игра «Светофор»
3. Чтение О. Белобрыкина «Сказка о меле».
4. Игровое занятие «Путешествие в страну цвета».
Работа с родителями 1. Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей».
2. Привлечь родителей к изготовлению пособий, тренажеров в уголок по физическому развитию.
3. Содействовать созданию спортивного уголка дома.
4. Родительское собрание «Знакомство с проектом «Цветознайка».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для закаливания организма.
2. Создание условий по профилактике заболеваний дыхательных путей.
3. Рассматривание альбома «Зимние виды спорта».
4. Игровое упражнение «Покрывала феи».
5. Дидактическая игра «Цветное лото».
Вид деятельности Содержание работы
ЯНВАРЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Праздник ёлки, Новый год, Рождество.
2. Тема: Зима.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Зимние виды спорта. Безопасность на дороге.
2. Тема: Мой родной край.
Гимнастика для глаз
1. Глазки.
2. Ёлка.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 10,11,12.
2. Комплекс «Ёлочка, ёлочка»
Цветотерапия
1. Чтение В. Юдин «Рыжий город».
2. Игровое занятие на тему на тему «Подарки принца из Оранжевой страны».
3. Подвижная игра «Найди свой домик».
4. Чтение И. Зиедонис «Желтая сказка».
5. Игровое занятие на тему «Путешествие в желтую сказку».
Работа с родителями 1. Консультация «Закаливание детского организма»
2. Познакомить родителей с подвижными играми на воздухе зимой.
3. Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности.
4. Консультация «Цветотерапия- жизнь в цвете».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для развития мелкой моторики рук.
2. Рассматривание альбома «Как нужно правильно мыть руки».
3. Просмотр мультфильма «Белочка и краски» (из серии уроки тетушки Совы).
4. Игровое упражнение «Цветной дождь».
Вид деятельности Содержание работы
ФЕВРАЛЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Зимние забавы. Зимние виды спорта.
2. Тема: Защитники Отечества.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Опасные предметы. Такие разные животные.
2. Тема: Хлеб всему - голова. Папин день.
Гимнастика для глаз
1. Чудеса.
2. Снежинки.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 13,14,15.
2. Комплекс «Веселая физкультура»
Цветотерапия
1. Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».
2. Открытое занятие «Цветик-семицветик».
3. Подвижная игра «Движение на цветной сигнал».
4. Чтение В. Кротов «Зеленушка».
5. Игровое занятие на тему «Тайна зеленого Цвета».
Работа с родителями 1. Консультация для родителей
«Гимнастика для глаз в средней группе»
2. Познакомить родителей с комплексами гимнастик для глаз.
3. Содействовать возникновению у родителей и детей желание закаливать детский организм.
4. Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для формирования здорового образа жизни.
2. Создание условий для развития спортивных и
двигательных навыков.
3. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
4. Игровое упражнение «Покрывала феи».
Вид деятельности Содержание работы
МАРТ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: 8 Марта. Моя семья.
2. Тема: Весна. Перелетные птицы.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Весенний праздник наших мама. К нам весна шагает быстрыми шагами.
2. Тема: Водичка, водичка. Сказкина неделя.
Гимнастика для глаз
1. Носик.
2. Подснежник.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 16,17,18.
2. Комплекс «Очень маму я люблю».
Цветотерапия
1. Чтение Д. Соколов «История Голубого города».
2. Игровое занятие на тему «Страна цвета».
3. Дидактическая игра «Экран настроения».
4. Игровое занятие на тему «Разноцветная сказка».
5. Игровое упражнение «Разговор с ладошкой».
Работа с родителями 1. Консультация «Пальчиковая гимнастика в средней группе».
2. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения.
3. Познакомить родителей с «народными играми», приобщать их к совместному участию в игровой деятельности с детьми дома.
4. Изготовление книжки-самоделки «Разноцветные странички».
5. Консультация «Цвет хорошего настроения».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий по профилактике простудных заболеваний.
2. Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом.
3. Игровое упражнение «Зажги радугу».
4. Игровое упражнение «Путешествие в цветную страну».
Вид деятельности Содержание работы
АПРЕЛЬ
Совместная работа взрослых и детей Пальчиковая гимнастика
1. Тема: Одежда. Головные уборы. Обувь.
2. Тема: Лето. Цветы. Насекомые.
Дыхательная гимнастика
1. Тема: Пернатые друзья. Воздушный транспорт.
2. Тема: Спорт в игре. Эти удивительные насекомые.
Гимнастика для глаз
1. Жук. Лучик солнца.
2. Солнечный зайчик. Бабочка.
Гимнастика пробуждения и закаливания
1. Комплекс 19,20,21,22.
2. Комплекс «Животные»
Цветотерапия
1. Итоговая диагностика.
2. Чтение Я. Маршак «Разноцветная книга».
3. Игровое занятие «В королевстве красок».
4. Чтение Дж. Родари «Фиалка на Северном полюсе».
5. Игровое занятие «Цветной мир».
Работа с родителями 1. Консультация «Лечебная гимнастика».
2. Фотовыставка «Мы со спортом крепко дружим, о болезнях мы забудем!»
3. Досуг «Семейные старты».
4. Консультация «Цветотерапия-интерьер детской комнаты».
5. Фотовыставка «Мир в цвете».
Самостоятельная деятельность детей 1. Создание условий для соблюдения режима дня и правильного питания.
2. Рассматривание альбома «Летние виды спорта».
3 Экспериментальное упражнение «Цветная водичка».
4. Дидактическая игра «Замечательная палитра».