Светлана Южакова
Проект по гражданско-правовому воспитанию дошкольников «Мы — будущие избиратели»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Проект по гражданско-правовому воспитанию дошкольников „Мы — будущие избиратели“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Цели проекта :
1. Психологическая подготовка детей к новой позиции «Я – будущий избиратель», формирование первоначальных основ правого воспитания дошкольников, представлений, знаний детей о государстве, его символике, высших должностных лицах государства, региона, муниципалитета; воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умения применять полученные знания в игровой ситуации;
2. Активизация и реализация творческого и научного потенциала специалистов, педагогов дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.
Задачи проекта :
1. Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности, укреплять чувство патриотизма.
2. Научить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.
3. Создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.
4. Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии»;
5. Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.
Особую роль организации работы по гражданско-правовому воспитанию сегодня приобретает участие детей в мероприятиях, направленных на приобретение ими знаний в области избирательного права. Направление проекта «Я – будущий избиратель»» включает в себя мероприятия, которые могут стать традиционными в деятельности образовательного учреждения, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны. Активно включаться в мероприятия для улучшения жизнедеятельности ребенка в условиях дошкольного учреждения и социума.
В качестве будущих избирателей дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях нашего проекта, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей.
Начиная с дошкольного возраста, используя ролевые игры, ребенок может становиться избирателем. Большой интерес к вопросам избирательного права, а главное, формирование активной гражданской позиции вызывает не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.
Актуальность проекта.
Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, быть активным субъектом деятельности, грамотно осуществлять различные выборы.
Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников.
Проект «Мы – будущие избиратели» акцентирует внимание на формировании у детей гражданской позиции, правовой компетенции в вопросах избирательного права.
Практическая значимость проекта состоит в том, что подготовленный содержательный методический материал может быть полезен для педагогов и родителей при организации работы по правовому воспитанию будущего гражданина в условиях каждого образовательного учреждения.
Новизна проекта заключается :
В детском саду предпринята попытка организовать образовательную деятельность по гражданско-правовому воспитанию детей в вопросах реализации избирательного права граждан в виде имитационной сюжетно-ролевой игры. Данная деятельность привлекла большое внимание родителей, что является особо значимым аспектом.
Проект имеет игровой сюжет, носит комплексный интегративный характер (является частью образовательной деятельности в детском саду по направлениям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Этапы (тематическое планирование) :
Первый этап (подготовительный) - проектировочно-организационный :
Деятельность педагога:
• Беседа о выборах президента Российской Федерации.
• Интервью детей «Что я знаю о своих правах и обязанностях?» «Что такое выборы».
Деятельность детей
• Дети осознают суть данного мероприятия.
• Решают, могут ли быть участниками этого проекта.
1. Разработка проекта, формулировка цели, задач, обоснование актуальности и практической значимости.
2. Подготовка материалов для работы с детьми подготовительной группы.
Второй этап (практический) -содержательно-деятельностный:
Деятельность детей:
• Выдвижение кандидатов на выборы президента группы.
• Использование алгоритма деятельности.
• Определение плана работы.
Взаимодействие с родителями:
• Ознакомление с проектом родителей.
• Информационные листы для родителей на темы: «Конвенция о правах ребенка».
• Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Деятельность педагога:
• Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
• Фиксирование актуальности темы, мотивация её выбора.
• Предложение определения цели и задач проекта.
• Планирование мероприятий по реализации проекта.
• Подборка консультативного материала для родителей.
1. Беседа, просмотр презентации. Беседа с детьми о родине, России, государственной символике, о главных должностных лицах разного уровня. (Приложение 1)
2. Песочная терапия (психологическая подготовка) – «Внутренний эмоциональный мир будущего избирателя», рефлексия. (Приложение 2)
3. Интервьюирование детей - «Какими качествами должен обладать руководитель» (Приложение 3)
4. Совместная работа детей и родителей – «Выборы начинаются с детства» (аппликация, рисунки). (Приложение 4)
5. Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы» (Приложение 5)
6. Официальное вручение паспортов детям (Приложение 6)
Третий этап (заключительный) - оценочно-рефлексивный:
Деятельность детей:
• Изготовление атрибутов для игры «Выборы президента сказочной страны» (флаг, герб, паспорт, урна для голосования).
Деятельность педагога:
• Пополнение предметно - игровой среды группы по созданию условий для осуществления детьми игры по теме проекта.
• Чтение художественной литературы, беседа о выборах, о профессии – президент, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии.
• Изготовление бюллетеней для голосования.
• Вовлечение детей в процесс совместной деятельности по изготовлению атрибутов для голосования.
Взаимодействие с родителями:
• Написание предвыборной программы кандидатов в президенты группы.
• Продуктивная деятельность (совместное творчество на тему «Выборы начинаются с детства».
• Голосование за президента сказочной страны.
1. Выборы президента сказочной страны «Звездочкино», подсчет голосов, награждение президента (Приложение 7)
2. Сравнительный анализ результатов социологического опроса на тему: «Дети и выборы» (Приложение 8).
3. Самоанализ проделанной работы (Приложение 9).
4. Фотоотчет.
Результаты проекта
- разработан, апробирован и внедрен в реальный педагогический процесс ДОУ проект гражданско-правового воспитания «Мы – будущие избиратели»;
- дети познакомились с темой «Выборы», получили знания, как выглядит избирательный участок и избирательный бюллетень, имеют представление о том, как работают члены комиссии в день голосования;
-дети и родители имели возможность выражения своего мнения, своей позиции, активизация детско-родительского взаимодействия по данной теме.
Приложение 1.
Беседа с детьми о родине, России, государственной символике, о главных должностных лицах разного уровня.
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине, познакомить детей с понятиями «выборы», «голосование», «урна». Объяснить для чего проводятся выборы, ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия”, «Родина”, «Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).
Задачи:
• Обогащать знания детей о своей стране, чем богата и знаменита их Родина;
• Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;
• Познакомить детей с Президентом России; губернатором области, главой района.
• Формировать представления детей о природе России, вызвать чувство восхищения русской природой;
• Развивать представление о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная страна;
• Формирование целостной картины мира;
Планируемые результаты:
• Уважительно относиться к государственным символам: флагу, гербу, гимну России.
• Иметь патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением городов России; рассматривание флага и герба Российской Федерации; чтение произведений; заучивание стихотворений о Родине; подготовка демонстративного материала, изучение методической литературы.
Ход беседы:
Педагог-психолог: Добрый день, дорогие друзья!
Вхождение в проблему. Ежедневно нам с вами приходится делать выбор: позавтракать кашей или яичницей, подарить другу на день рождения игрушку или шоколадку и т. д. Это повседневный выбор. Мы к нему привыкли. Однако в нашей жизни существует другое значение этого слова. И этот выбор, сделанный пока ещё не вами, но вашими родителями может решить судьбу всей нашей страны. Наше государство живет по своим законам. (Показ на мониторе – символика России).
В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн
Звучит Государственный Гимн
Педагог-психолог: кто управляет государством?
Главный человек, который управляет государством – это Президент. Как зовут нашего президента?
Дети: президент России – Владимир Владимирович Путин.
Педагог-психолог: правильно, в нашей стране президент В. В. Путин.
В Сахалинской области управляет – Губернатор. Как зовут нашего Губернатора?
Дети:ВРИО Губернатора Сахалинской области Валерий Игоревич Лимаренко
Педагог-психолог: в Смирныховском районе главный человек – глава. Как зовут главу Смирныховского района?
Дети: Глава Смирныховского района Егор Александрович Белобаба.
На мониторе появляется символика России, Сахалинской, Смирныховского района, главные должностные лица.
Педагог-психолог: Государство, область и наш район имеют свою символику – это герб и флаг. У государства «Звездочкино» тоже есть герб, флаг и гимн.
Как и в любом государстве, президент – глава государства. А как вы считаете, в нашем государстве должен быть Президент (дети отвечают).
Педагог-психолог:Скажите, какими качествами должен обладать Президент? (дети отвечают).
Педагог-психолог:Скажите, ребята, а Вы ходили на выборы с родителями? (дети отвечают).
Педагог-психолог:Что вы там увидели? Доверяли ли родители бросить в урну (это такой специальный прозрачный ящик, бумажку с их записями? (дети отвечают).
Педагог-психолог:Знаете, ребята, на бумажке, которая называется бюллетень, написаны фамилии имена и отчества тех людей, которые желают стать президентом, депутатами. Люди галочкой на бюллетене отмечают тех, которым они больше доверяют.
Педагог-психолог:запомните ребята о необходимости проявлять свою гражданскую позицию, приходить на выборы и голосовать. Гражданская ответственность наступит у детей тогда, когда им исполнится 18 лет.
Приложение 2.
Песочная терапия (психологическая подготовка)
«Внутренний эмоциональный мир будущего избирателя», рефлексия.
Цель: осознание воспитанниками необходимости и важности выборов, как элемента демократической системы, и понимания, что в органы управления должны избираться люди достойные, психологический настрой на голосование.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1. Прием с различными цветовыми оттенками при рисовании. Воспитаннику предлагается нарисовать рисунок на песке, который соответствует их настроению, после беседы о процедуре выборов.
2. Какие эмоции вы испытываете при необходимости голосовать (диагностика) :
Положительные Отрицательные
Счастье Скука
Радость Печаль
Гордость Страх
Отвечая на эти вопросы, воспитанники обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Рефлексия деятельности.
Современные технологии предполагают, что воспитанник должен не только осознать содержание, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Какой результат я получил? – вот те вопросы, которые задают себе, дети владеющие рефлексией, т. е. умеющие осознавать свою работу. Вот некоторые приёмы, которые могут использовать в практике для реализации данного вида рефлексии.
При взаимодействии с ребенком педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально.
Таким образом, рефлексия может:
1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3) быть средством самопознания.
Приёмы рефлексии.
Мне больше всего удалось…
Что я получил от этого дня беседы?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить других ребят?
Что чувствовал?
Зачем нам была нужна эта беседа?
Мне было интересно.
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
3. Снятие психоэмоционального напряжения в сенсорном уголке. Любой ребёнок, лёжа на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир собственных эмоций, воспринимая всё происходящее в нем как реальность, принимая и осознавая свою значимость при голосовании.
Приложение 3.
Интервьюирование - «Какими качествами должен обладать руководитель»
Цель – изучение личностных и профессиональных качеств руководителя.
Задачи:
- Расширять словарный запас;
- Сформировать представления о руководителе, его особенностях личностных и профессиональных.
- Закреплять навыки ведения диалога;
- Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание - Установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
- Способствовать использованию невербальных средств общения;
- Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.
Речевая активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Она представляет собой одно из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.
Этапы проведения интервьюирования:
1. Подготовительный.
2. Основной.
Подготовительный этап:
1. Изучение лексической темы «Личностные и профессиональные качества руководителя». Отталкиваясь от интереса детей, провоцирую вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?» Ребята старшего дошкольного возраста сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать что – то новое об интересующем их предмете, явлении, событии и т. д.
2. Развитие поисковой активности в форме вопросов. Детские вопросы являются основополагающим фундаментом, в педагогической работе. Понятие детской вопросительности трактуется как психологическая способность и потребность задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения и собеседников. Удовлетворение потребности ребенка в информации о реальном мире в детском возрасте происходит преимущественно путем задавания вопросов, поэтому уровень познавательной активности ребенка во многом определяется характером отношения взрослых к детским вопросам.
Основной этап:
• Проведение интервьюирования у взрослых
С детьми подготовительной группы определить основные вопросы, которые раскроют, какими качествами должен обладать руководитель.
Вопросы:
- Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать руководитель?
- Какие черты вашего характера помогают Вам в работе?
- Какими качествами должен обладать человек, который претендует на должность президента страны?
Рефлексия: что узнали? Для чего мне нужны эти знания?
Приложение 4.
Совместная работа детей, родителей и педагогов – «Выборы начинаются с детства»
Цель – привлечение внимания всех участников образовательного процесса дошкольной организации к вопросам реализации избирательного права, а также повышения общей правовой культуры.
В любом свободном обществе всегда существуют выборы, картинки для детей, показывающие, как это важно. Для того, чтобы дети четко осознавали свою гражданскую позицию, необходимо вовлечь их через творческий процесс.
Гражданско-правовая позиция через активизацию творческого потенциала:
1. Аппликация – флаг России.
Цель – способность видеть единство, верность и честность русского народа, через государственную символику.
Воспитанники детского сада обводят свои ладони (3 цвета флага, вырезают и создают единую, общую модель флага в виде аппликации.
2. Совместное творчество детей и родителей – рисунки на тему «Выборы»
Цель – привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, активизация совместной работы детей и родителей по гражданско-правовой тематике.
3. Создание пригласительных буклетов – «Мой голос»
Цель – воспитывать грамотного и активного избирателя.
Рефлексия.
Приложение 5.
Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы»
Цель – изучение атрибутов избирательного участка, специфики работы избирательной комиссии.
Задачи:
- формировать у детей представление о правах человека; расширить представления о возможности получения информации из разных источников; совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей; расширить активный словарь детей (государство, выборы, кандидат, избиратель, бюллетень).
- развивать воображение, речь, умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы.
- развивать коммуникабельные качества.
- воспитывать чувство эмпатии, способствовать развитию партнерских отношений в игровой деятельности, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Участники: дети подготовительной группы и родители.
Место проведения: музыкальный зал
Предварительная работа:
Беседа «Кто в нашей стране главный?
Беседа Что такое выборы?
Осколочно-разрезные игры «Флаг России»
Материалы и оборудование:
Избирательные бюллетени, карандаши, урна и кабинки для голосования, мультимедиа презентация.
Предполагаемый результат: Дети овладевают знаниями о своих правах, что каждый ребенок имеет право на защиту родителей и государства. Формирование умения сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определить свои возможности. Знания о процедуре голосования.
Ход мероприятия
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Я рада видеть вас, а когда люди рады друг другу, они улыбаются, давайте улыбнемся друг другу.
Педагог-психолог:ребята сегодня пришли и родители, давайте проведем опрос «Что они знают о голосовании»
Вопросы:
1. Кто является гарантом Конституции, прав и свобод в России?
2. Когда был избран первый Президент России?
3. Как его звали?
4. Кто был вторым президентом и последним?
5. Сколько сроков оставался президент В. В. Путин?
6. Кто сейчас исполняет обязанности Президента России?
7. Как в нашей стране избирают президента?
8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ?
9. С какого возраста можно голосовать?
10. С какого возраста можно стать президентом России?
Педагог-психолог:Молодцы родители, но у нас есть еще одна игра – «Объясни».
Цель: сформировать у детей представления об атрибутике проведения «Выборов» через мимику, пантомимику.
Родители по очереди достают из мешочка листочки с надписью предмета избирательной комиссии (урна, бюллетень, кабинка, президент, паспорт, нужно объяснить детям, что это за предмет без слов, с помощью мимики и жестов.
Педагог-психолог:ребята давайте, покажем нашим родителям, как через басню Крылова «Лебедь, рак и щука»
просматривается скрытый смысл – без совместных решений, правильного и грамотного командования никак этим героям не сдвинуть воз, так же и в правовом государстве – нет грамотного президента, и царил бы один беспорядок.
Дети наглядно при помощи цветных лент, демонстрируют данную ситуацию. Подводим итог – что главное в любом деле?