Анастасия Бармышева
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Отчизна моя» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект на тему «Отчизна моя» (гражданско-патриотическое воспитание) в старшей группе.
1. Аннотация проекта
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию „Отчизна моя“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Социальная значимость проекта : полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В гражданском воспитании важно не только сформулировать нравственные чувства моральное сознание, но и самое главное, - включить дошкольников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Целевая группа : дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта : создать условия гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников и доказать их эффективность в практике образования.
Задачи:
1. Позволит зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа.
2. Закрепить знания о государственной символике РФ (герб, флаг).
3. Сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу гражданско-патриотических чувств.
4. Расширять представления о своем родном городе.
5. Развивать интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай.
6. Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память.
Выполнение проекта : реализация проекта в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, апрель-май 2019 г.
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах.
2. Обоснование социальной значимости проекта.
Актуальность проекта
В последние годы в системе дошкольного образования происходят перемены: обновляется содержание воспитания и образования детей. Появляются общеобразовательные программы в детских садах, согласно федеральным государственным требованиям, обсуждаются стандарты дошкольного образования. В них отражаются вопросы приобщения дошкольников к истокам народной культуры и гражданско-патриотического воспитания.
Под патриотическим воспитанием большинство педагогов понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на формирование и раскрытие в ребенке этических нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопереживания, привязанности к окружающим.
Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному городу, а затем к Родине, верность ей, нести ответственность за нее. Важнейшим явлением в сфере общественного сознания подрастающего поколения стало заметное усиление патриотических настроений (связь с традициями и обычаями своего народа). Очевидно, что наше общество окончательно пришло к пониманию: учить подрастающее поколение уважать людей, которые живут рядом, их историю, традиции, любить родной край, город, народ, который живет в нем – значит укреплять познания в возникновении государства.
3. Гипотеза: если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес к гражданско-патриотическому воспитанию.
4. Принципы работы: Необходимым условием построения гражданско-патриотического воспитания и развития культуры личности является использование национального искусства в педагогической работе с детьми.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Во-вторых, необходимо ввести в совместную с дошкольниками деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и обдуманное усвоение знаний, умений и навыков.
5. Предполагаемые результат:
• Сформировать интерес и привить любовь к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа.
• Сформировать знания о государственной символике РФ (герб, флаг).
• Сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств.
• Сформировать представления о своем городе.
• Сформировать интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай.
• Сформировать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны.
6. Материально-технические средства: компьютер, принтер, фотоаппарат, картон, бумага, пластилин.
Информационные: интернет-ресурсы, детская художественная литература, методическая литература.
Нормативно-правовые: «Соглашение» от родителей на размещение фото и видеоматериала с детьми.
Подготовительный этап:
1. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
2. Подбор художественной и методической литературы.
3. Разработка занятий, игр, бесед с детьми.
4. Взаимодействие с семьей: сбор необходимого материала для участия детей в «Бессмертном полку» и совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап (практическая работа) :
Деятельность педагога:
1. Беседа с детьми познавательного характера.
2. Организация предметно – развивающей среды по теме.
3. Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
1. Игровая, двигательная деятельность.
2. Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
1. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы, просмотр фильма о ВОВ.
2. Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
3. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о стране, родном городе.
4. Участие детей в ежегодном мероприятии ДОУ «Бессмертный полк».
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
1. Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
2. Презентация проекта.
3. Участие во всероссийской онлайн-олимпиаде «Патриот».
Виды детской деятельности.
Формы работы:
Познавательно - исследовательская: рассматривание иллюстраций и видеороликов, решение проблемных ситуаций.
Социально-коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок.
Игровая: дидактические игры, игры с правилами, игровые ситуации.
Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение, заучивание.
Продуктивная: рисование, аппликация, оригами.
Двигательная: подвижные игры с правилами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Беседы: «Москва – столица России», «Мой город», «Малая Родина-г. Раменское», Праздник «День Победы», «Наши предки», «Богатыри», «Наши защитники», «Российская Армия», «Государственные символы России», «Мой любимый детский сад», «Праздник в моей семье», «Пасха».
Свою работу я начала с привития детям любви к близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу, стране. Работу мы начали с бесед, в ходе которых выяснили знания детей о родном городе. Оказалось, что эти знания невелики: дети имели представления лишь об улицах, на которых проживали. В ходе тематических бесед с использованием фотографий познакомила детей с улицами города, показала, как выглядели они тогда и как выглядят сейчас (на примере станция «Раменское», улица Вокзальная). Порекомендовала родителям провести детей по улицам города в выходные дни, посетить музеи, гуляя по городским улицам обязательно рассказать о памятниках, достопримечательностях, памятных местах нашего города. Я объяснила детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его еще уютнее и краше.
Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов защищавших ее с древних времен до наших дней, помогло творческое задание «Будем Родине служить». Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный материал о богатырях, древней Руси, о Российской армии. С помощью детей и родителей собрали коллекцию по теме «Русские богатыри».
Формируя, понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей, провела тематические беседы, на которых рассказала детям о жизни наших предков, славян, о русских богатырях. Показала мультимедийную презентацию по теме «Русские богатыри», мультфильмы о русских богатырях. Дети с интересом рассматривали изображения снаряжения богатырей, одежду, которая защищала его во время битвы с врагами. Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская Армия». Предложила узнать детям у своих дедушек и пап о службе в армии и рассказать в детском саду.
Художественно-эстетическое развитие: изготовление открытки к празднику «День Победы» (интегрирование занятие лепка с аппликацией, ребята с помощью пластилина сделали георгиевскую ленту, салют, а из картона-звезду) аппликация «Салют», знакомство с гжельской росписью (рисование узоров на пасхальном яйце) дети продолжили знакомство с росписью, узнали о том, почему так назвали и что это место находится в нашем районе, оригами «Голубь мира» (с помощью листа белой бумаги сделали крылья для голубя, в технике гармошка, просмотр фильма-презентации о ВОВ, пение военных песен М. И. Блантер «Катюша» и А. Островского «Солнечный круг», разучивание Гимна России, рассматривание герба и флага РФ.
Дидактические игры: «Кем я буду в Армии служить?», «Составь карту», «Как прадеды мир отстояли», «Народные узоры», «Что лишнее?», «Угадай и назови».
Подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «Горелки», «Уголки».
Пальчиковая гимнастика: «Люблю по городу гулять», «Семья», «Есть у каждого свой дом», «Красоты России», «Российский флаг», «Что мы Родиной зовём?».
Физкультминутки: «Будем мир мы защищать», «Пусть всегда будет мир!», «Родина», «Москва».
Чтение художественной литературы: рассматривание «Книга славы и достижений Раменского района», чтение стихов о России, Родине, поговорок и пословиц, чтение рассказов О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», Л. Кассиль «Твои защитники», К. Г. Паустовского, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина, А. Твардовского «Рассказ танкиста», чтение стихов А. Барто, С. Васильева, о мужестве солдат, их подвигах, М. Пляцковский «Здравствуй, Родина моя», А. Фет «Что Родиной моей зовется?», С. Есенин «С добрым утром!».
Достигнутые результаты
В ходе проведенной работы обнаружена положительная динамика развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию. В завершении обучения дети научились рассказывать о семейных традициях; ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях родного города, о знаменитых земляках; знают флаг, герб и гимн России. У воспитанников сформировано позитивное отношение к своей малой Родине. Дети принимали активное участие в мероприятиях различного уровня: ДОУ, всероссийском.
По завершению проекта в этой возрастной группе, несколько детей вместе с родителями приняли участие во «Всероссийской блиц-олимпиаде» в номинациях: «Россия – родина моя», «С чего начинается Родина?», «Я – гражданин России». По итогам олимпиад видно, что положительная динамика познавательного развития по гражданско-патриотическому воспитанию доказана, так как воспитанники заняли 1 места во всех трех номинациях, получили дипломы на руки. Дети принимали участие в олимпиаде с интересом, зарядились положительными эмоциями вместе с родителями, им понравилась данная форма работы, отметили ее для себя в дальнейшем использовании. Считаю, что цель проекта : создать условия гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников и доказать их эффективность в практике образования, подтвердилась и задачи достигнуты в полной мере.
Сформировано: интерес к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа; знания о государственной символике РФ (герб, флаг); уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств; представления о своем городе; интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай; нравственно-патриотические качества (гуманизм, гордость, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны).
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из не менее важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и гуманного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Результаты проведенной работы говорят о том, что, направленность работы в направлении патриотического воспитания старших дошкольников, представленная как система образования через создание комплекса образовательных мероприятий, которые способствуют развитию гражданско-патриотического воспитания у детей.