Светлана Карпушкина
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект рассчитан на 3 года (2018-2021гг.)
Информационная карта проекта
1. Название проекта - «Растим патриотов своей страны»
2. Цель проекта - Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников „Растим патриотов своей страны“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. Задачи проекта: Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:
• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.
• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
4 Направления деятельности:
историко-краеведческое, духовно- нравственное, гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, правовое, здоровьесберегающее.
5 Руководители проекта: педагог-организатор Карпушкина С. С. , педагог-организатор ОБЖ Строкин В. М.
6. Участники проекта: Обучающиеся и педагоги МБОУ СОШ № 2, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, родители учащихся, жители микрорайона школы, социальные партнеры.
7. Полное наименование организации - заявителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк)
8. Юридический и фактический адрес: 332530 Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, 300
9. Сроки проекта: 2018-2021 гг. (3 года. С 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2020г.)
10. Кадры проекта: Участники учебно – воспитательного процесса школы
1. Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В. В. Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «. грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет отмечаться 75 лет со Дня Великой Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Очень мало осталось Ветеранов ВОВ. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.
А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Мы, как авторы и руководители проекта «Растим патриотов нашей страны», уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Растим патриотов нашей страны» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
(с изменениями на 20 ноября 2018 года) и «Программа патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка на 2016-2020 годы».
Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка.
Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи проекта:
Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом,
культурном, нравственном и физическом отношениях:
• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.
• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
3. Участники проекта
• Обучающиеся, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,
• педагогический коллектив,
• родители учащихся, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,
• жители микрорайона школы,
• социальные партнеры
4. Сроки и этапы реализации проекта
Срок реализации – 3 года (с 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2021г.)
1 этап 2018 – 2019 учебный год – подготовительный (1 год):
• Проработка организационных основ реализации проекта;
• Создание и совершенствование нормативно-правовой базы проекта;
• Разработка руководителями проекта, классными руководителями и учителями-предметниками планов, конспектов тематических мероприятий, необходимых при реализации проекта;
• Проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в муниципальных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
• Публичный отчет о реализации проекта.
Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).
• Планирование работы на следующий период.
2 этап 2019 –2020, 2020- 2021 учебный год – реализация проекта (2 года):
• реализация основных мероприятий, анализ эффективности работы по проекту.
• Осуществление ежегодного мониторинга по реализации проекта, коррекции затруднений в реализации проекта.
• Публичный отчет о реализации проекта.
Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).
3 этап май-август 2021 года - контрольно-обобщающий:
• Анализ реализации проекта. Оценка результативности проекта.
• Оформление проекта.
• Обобщение опыта и определение дальнейшего развития.
5. Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
• повышению ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
• совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
• использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
• Организация и проведение цикла тематических мероприятий/акций гражданско-патриотической направленности.
• Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию школьников.
• Пополнение информации по проекту «Бессмертный полк» (сбор и оформление информации о родственниках обучающихся и жителей микрорайона – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла).
• Пополнение «Книги памяти МБОУ СОШ № 2».
• Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
• Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
• Повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
• Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
• Увеличение членов школьного отряда «Юнармия» (в составе городского отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения).
Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
• ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО!
• ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
• ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
• СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
6. Механизм реализации проекта.
6.1. Основные принципы:
Принцип деятельностного подхода: воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: развитие социальной направленности личности ребенка. Опосредованность педагогического воздействия: воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей.
Принцип сотрудничества: дети и педагоги – вместе.
Принцип гуманизации личностных отношений: только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
Принцип культуросообразности: образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип адаптивности: каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, а его успехи способствуют формированию позитивной Я – концепции.
6.2. Основные направления проекта.
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
- правовое - формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
- здоровьесберегающее - формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми.
6.3. Формы работы, используемые при реализации проекта:
• Тематические уроки;
• Занятия в «Школе безопасности МБОУ СОШ № 2»;
• Внеклассные мероприятия, смотры-конкурсы, выставки;
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, «Часы общения», Выставки-вопросы;
• Коллективные творческие дела;
• «Вахты памяти», Фестиваль военно-патриотической песни;
• Спортивные состязания/акции;
• Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
• Совместные мероприятия с учреждениями дополнительного образования, спорта и культуры, городским отделением отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;
• Экскурсии;
• Презентации, виртуальные экскурсии, видео-уроки, видеоконференции;
• Проекты, рефераты, доклады по изучению истории и культуры родного края;
• Акции в школе и микрорайоне;
• Участие в городских, областных тематических мероприятиях/акциях.
6.4. Информационные ресурсы.
Информационная база школы и педагогов, медиатека руководителей проекта и учащихся, специальная литература и сайт образовательного учреждения, позволят всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
6.5. Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы позволяет использовать в работе над школьным проектом следующее оборудование:
• Мультимедийное оборудование.
• Фотоаппарат, видеокамеру, радиомикрофоны.
• Музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки и нетбуки (при необходимости специальное оборудование для работы целого класса - 20 нетбуков в комплекте)
Так же имеются специально оборудованные конференцзал, кабинеты ОБЖ и истории, где есть возможность сохранять и обрабатывать необходимые материалы, проводить заседания, работать над проектом.
6.6. Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
• Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
• Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
• Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
7. Мероприятия по реализации
(на основе школьного плана работы на 2019-20, 2020-21 уч. г.)
8. Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
9. Теоретическая и практическая значимость проекта.
Теоретическая значимостьрезультатовпроектазаключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания военно-патриотических и героико-патриотических проектов в данной сфере в классах, в школе;
Разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся в системе внеурочной работы школырасширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
Нормативно-правовая база, разработанная в процессе реализации проекта – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта.
Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
• Мероприятия/акции, поисковая работа позволят ученикам, родителям, педагогам и жителям микрорайона школы подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы и принять участия в тематических мероприятиях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 11941-1945гг.
10. Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Участие в поисково- исследовательской работе;
4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
6. Участие в школьных, городских и региональных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх и соревнованиях.
8. Привлечение родителей и жителей микрорайона к выполнению проекта.
11. Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Участники проекта могут использовать для работы над проектом специально оборудованные школьные помещения - конференцзал, кабинет ОБЖ, кабинет истории, где имеются все условия для работы. Могут пользоваться школьной библиотекой, компьютерным классом, школьным WI-FI.
Все это позволит участникам проекта успешно выполнить все намеченное для реализации проекта.
12. Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Список литературы.
1. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
2. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М. 2000 г.
3. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
4. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
5. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
7. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
8. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 3 - 9.
* Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.
* Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота:// Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 23 – 26.
* Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65.
* Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – С. 27.
* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 6. - С. 21 – 24.
* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 6. - С. 21 – 24.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www.1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940
http://www.megakm.ru/Weaponry/ Статьи о вооружении, рассказы о великих сражениях
http://www.warheroes.ru/ Сведения о Героях Советского Союза и Великой Отечественной Войны: фотографии, биографии, воспоминания друзей и родственников.
http://militera.lib.ru/ Подборка литературы о военной истории и истории войн.
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/ Научно-историческая литература. Архивные документы. Библиография.
http://www.geraldika.org/ Историко-геральдический альманах МАРС.