Ирина Евдокимова
Проект «Растим патриотов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Проект „Растим патриотов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Нами было проведено анкетирование родителей и по результатам мы можем сказать, что:
• Большинство родителей понимают необходимость начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине в дошкольном детстве, но испытывают затруднения в его организации (чаще всего из-за не знания возрастных особенностей своего ребенка).
• Выявлены знания родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Большинство родителей понимают роль семьи в формировании у своего ребенка гражданско-патриотических чувств.
• Большинство родителей с интересом отнеслись к затронутой проблеме. Многие родители считают, что усилия педагогов дошкольного учреждения по данной теме будут эффективны только при сотрудничестве МДОУ и семей (прил. 1).
Кроме опроса родителей были проведены беседы и наблюдения с ребятами, и можно сказать о довольно низких знаниях детей о нашем городе, крае, стране. И, исходя из всего этого, мы сделали выводы, что необходимо:
1. Проводить с детьми работу по формированию у них гражданско-патриотических чувств, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
2. Уделять большое внимание наглядно – информационной форме общения с родителями: объяснять, что личный пример родителей (их рассказ, прогулки по городу, посещение музея) играет огромное влияние на формирование у детей любви к родному городу.
В результате нашей работы мы оформили проект «Растим патриота».
Проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Паспорт проекта
Сроки проекта Сентябрь 2018г. - май 2019 г. (долгосрочный)
Тип проекта Творческо-познавательный
Участники проекта Дети подготовительной группы (6 – 7 лет, воспитатели, родители, узкие специалисты
Материально-техническая база:
Предметно-развивающая среда, методический кабинет. В ДОУ имеется: музыкальный, спортивный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий. В детском саду есть современные технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный проектор, магнитофон, ноутбук.
Формы реализации проекта :
-специально организованные занятия
-экскурсии,
-беседы;
-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театральные т. д)
- продуктивная деятельность,
-чтения произведений художественной литературы, фольклора;
-прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
- утренники;
- веселые спартакиады;
- работа с родителями;
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- расширение представлений о городах России, об Алтайском крае, о городе Барнауле.
Воспитательные:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Ожидаемый
результат
В результате реализации программы ожидается:
В группе :
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе маленького патриота :
в познавательной сфере:
- развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной:
- способность к самореализации в пространстве Алтайского края, Российского государства, формирование активной жизненной позиции;
знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере:
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Цель: подготовка условий к реализации проекта «Растим патриотов»
Задачи:
- изучить нормативную базу.
-проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
- обеспечить методическое сопровождение реализации проект
II этап: практический
Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим патриотов».
Задачи:
- создание развивающей среды
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.
- расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования детей и культуры, детской библиотекой, музеем города.
- вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- проводить мониторинг реализации проекта.
- принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: - анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- обобщить результаты работы.
- провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
- спланировать работу на следующий год.
Содержание проекта :
Тема беседы Программное содержание Другие виды деятельности
I Блок «Семья»
«Мужчины и женщины в семье»
Фотовыставка «Семейный отдых летом».
Рисование «Дом, в котором я живу».
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Беседы. «Моя семья», «Кто живет в моей семье?», «Традиции моей семьи», «Труд родителей», «Дружная семья».
Дидактические игры.
«Разрезные картинки», «Кто, кем приходится?», «Определи ударный гласный звук в слове», «Семья какая?», «Чей, чья, чье?», «Сосчитай фигуры», «Кто, где стоит?», «Назови ласково», «Собери цепочку».
Подвижные игры.
«Змейка – папа, змейка – мама, змейка вся моя семья», «Собери веточку».
Физкультминутка.
«Семейная зарядка»
Пальчиковые игры.
«Кто живет у нас в квартире?», «Семья».
Игровая ситуация.
Разыгрывание сюжета «Моя семья»
«Моя родословная» изготовление генеалогического дерева.
Выставка «Герб семьи», изготовленный совместно с родителями.
Продуктивная деятельность
1. Рисование «Моя семья» (портрет)
2. Лепка по сюжету сказки «По – Щучьему велению»
Конструирование из строительного материала «Мой дом»
Ситуативный разговор.
«Дерево держится корнями, а человек семьей», «Моя семья», «Мужчины и женщины в семье».
Познавательно – исследовательская деятельность.
Детское экспериментирование «Вишневый компот».
Восприятие художественной литературы.
В. Драгунский «Тайное становится явным», Т. А. Шорыгина «Родные вещи».
Игровое упражнение «Доскажи словечко».
«Родственные связи»
«Родословное древо»
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»..
«Герб семьи»
II Блок «Мой край родной»
«Страницы истории Алтайского края»
Выставка поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми «Что нам осень принесла».
Знакомство с историей создания города.
1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
2. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
3. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, о городе»
4. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
5. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края», «Природа нашего края»
6. Информация для родителей «Символика Алтайского края», «Экология Алтайского края» (музей)
Беседа «День народного единства».
Продуктивная деятельность
Урало – сибирская роспись.
Народное творчество Алтайского края.
Лепка «Животные и птицы Алтайского края».
Создание папки рисунков «Барнаул глазами детей и родителей»
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой город в будущем».
Составление рассказов «Мой любимый уголок Барнаула».
Чтение книг детских писателей Алтая, разучивание стихов, песен про Алтайский край.
Беседы. «Музеи нашего города. Краеведческий музей», «Современный транспорт Барнаула», «Города Алтайского края», «Барнаульский планетарий», «Животный мир Алтая», «Алтай ремесленный», «Озера, реки края. Озеро Яровое».
Акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек для птиц вместе с родителями).
Оформление панно «Природа нашего края».
«Наш край родной – Алтай»
«Столица Алтайского края - город Барнаул»
. «Народы, живущие в Алтайском Крае»
«Растительный и животный мир Алтайского края»
«Путешествие по рекам Алтая».
III Блок «Малая Родина»
Барнаул – мой любимый город
Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе».
Оформление альбома «Наш город».
Посещение краеведческого музея.
Целевые прогулки к памятным местам, улицам;
Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится» Е. Благина, «В месте тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько.
Рисование «Мой город», «Мой дом»
Рубрика для родителей «Это интересно» (из истории «малая Родина»).
-План – маршрут: «От дома до детского сада».
-Альбом: «Профессии моих родителей».
Инд. беседы с родителями «Рассказывайте детям об истории родного города»
Консультация
«Что можно рассказать ребенку о родном городе»
Д/И «Узнай наш герб», «Где чей костюм»
Ситуативный разговор «Где родился – там и сгодился»
Рассказ на тему «Чем занимались наши предки?»
Ситуативный разговор о заповеднике и животных леса.
Разработка маршрута выходного дня «Экскурсия по памятным местам города»
Богатство нашей малой Родины
«Знаменитые люди нашего города»
IV Блок «Россия»
«Культура и традиции русского народа»
Оформление участка «Снежные постройки».
Оформление альбома «Народы России».
Выставка «Елочные игрушки» - семейная реликвия.
Прослушивание песен.
песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина», песня «Родные места» муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского.
Чтение стихотворений, пословиц про Россию, про Родину.
Беседы. «Флаг, Герб, Гимн России», «Водные богатства России», «Природные богатства России», «Я люблю тебя Россия», «Во имя жизни на Земле»
Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.
Подбор и заучивание пословиц и поговорок о труде, Родине, матери, героизме.
Оформление альбома «Мои права»
Оформление стенда «Наша Армия».
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).
Изготовление подарков папам и дедушкам
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».
Чтение былин о русских богатырях.
Составление описательного рассказа по серии сюжетных картин.
Решение проблемных ситуаций.
Просмотр видеофильма про Россию и ее природные богатства.
Стихи и песни о березке — символе России.
Чтение художественной литературы:
Произведений Токманова «Красная площадь»,
басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»,
Р. Сев «Я сам»
И. Семёнова «Я – человек, ты – человек»
С. Маршак «Четыре глаза», «О девочках и мальчиках»
Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Для чего нужны руки»
А. Гайдара «Сказка о военной тайне», А. Митяева «Родина», А. Прокофьева «Нет на свете Родины красивей», В. Суслова «На страже», С. Маршака «День Победы», Л. Кассиля «Твои защитники».
Прослушивание О. Газманова» Москва златоглавая».
«Художественное творчество»
Роспись предметов и игрушек:
• «Матрешек русский хоровод» (коллективная работа);
• «Голубая гжель»;
• «Золотая хохлома»;
• «Дымково».
Аппликация:
• «Кремль»;
• «Герб, флаг России»;
• «Салют на главной площади»;
Оформление папки-передвижки: «Как вырастить защитника».
Оформление наглядной информации на стендах для родителей:
• «Что рассказать детям о родном городе»;
• «Воспитание у детей патриотических чувств»;
• «Исторические места в России»;
• «В их честь названы улицы».
«По новогодней карте»
«Наше государство – Российская Федерация»
«Символика России»
«Законы по которым мы живем»
«Богатыри Руси»
«Славные воины России»
«Москва – город чудный, город древний»
«Природные богатства России»
V Блок «Культура и традиции русского народа»
«Народный праздник на Руси: Масленица»
Подбор и заучивание народных песенок, колядок, дразнилок, закличек.
Русские народные игры.
Беседы «Культура русского народа», «Обычаи русского народа», «Быт русского народа».
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание изделий народно-прикладного искусства.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
Рисование витражными красками «Народные промыслы».
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
«Как приобщить ребенка к русской культуре»
«Наша добрая матрешка»
«Ай да пряник просто загляденье»
VI Блок «Знаменитые люди России»
«Славься, Россия, героями спорта»
Р. Н. И. «Золотые ворота».
Посещение библиотеки.
Беседа о знаменитых людях России.
Дидактическая игра «Кому что принадлежит»
Рисование «Человек в открытом космосе».
Конструирование космического корабля.
Пасхальный горшочек из яичной скорлупы.
Оформление альбома «Знаменитые люди России».
Беседы «Искусство знаменитых художников» (В. М. Васнецова, Ю. А. Васнецов – иллюстратор, И. И. Левитан)
апрель «Как стать настоящим космонавтом»
«Великие поэты России»
Познакомить детей с великими поэтами и писателями России. Развивать интереса к своей родине через поэзию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, С. Есенина, З. Н. Александровой. Воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за нашу Родину.
«Выдающиеся люди России - художники»
VII Блок «Этих дней не смолкнет слава»
«Фронт и тыл — родные братья»
Беседы. «Города – герои». «Основные битвы Великой Отечественной войны (битва за Сталинград, Курская дуга, блокада Ленинграда, битва за Берлин)».
Выпуск альбома «Война в истории моей семьи».
Изготовление праздничных открыток.
«Ордена и медали»
Экскурсия к Мемориальному памятнику. Возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату.
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы. Оригами «Голуби мира».
Чтение произведений о ВОВ.
Просмотр презентации «Этих дней не смолкнет слава»
Беседы «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи?»; дидактические игры: «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий, «Угадай и назови», «Что где хранится», «Кто растит хлеб для всех людей?», «А Какой он хлеб?»; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «На блины», «Каравай» сюжетное рисование «Транспорт для хлебушка»; создание альбома «Загадки о хлебе»; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе; пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Беседа «Символы Победы – ордена, медали и знамена»
Рисунок «Колосья».
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе.
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Лепка «Колокольчики» из соленого теста.
Выставка предметов декоративно-прикладного искусства.
май «Хлеб – всему голова»
«Русские колокола и колокольные звоны».
«Колесо истории»