Татьяна Мурыгина
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего возраста на основе познания социального мира «Юный патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно- познавательный, групповой.
Продолжительность: октябрь – ноябрь 2021г.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего возраста на основе познания социального мира „Юный патриот“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задачи проекта :
Расширять знания детей о родном городе, крае, стране: история, символика, достопримечательности, традиции, расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города, края, страны.
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы.
Развивать связную речь, выражать свои мысли, рассуждать, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране, Российской Армии; умение видеть красоту природы малой и Большой Родины. Воспитывать гордость за них.
Цель проекта : Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Материалы проекта : подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут; знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город;
знают историю возникновения родного города, его достопримечательности; имеют представление об исторических памятниках;
проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах;
дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
1 этап – подготовительный
Информирование родителей о проекте «Юный патриот». Познакомить родителей с целями и задачами проекта
Подбор методической литературы, систематизация информации по патриотическому воспитанию детей. Собрать информацию для реализации
Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2 этап: основной.
Система и последовательность проекта по патриотическому воспитанию представлена в блоках:
«Страна, её столица, символика» этот блок представляет собой знакомство со столицей России, с основной символикой государства. В этом блоке воспитание любви к Отечеству сочетается непосредственно с формированием доброжелательного отношения к другим народам, населяющим страну, и соблюдением традиций собственного народа, развития уважения к ним.
«Родной город» это блок, который направлен на знакомство дошкольников с детским садом, с родной улицей, по которой они идут в детский сад, с городом в котором они живут. В этом направлении работа организована так, что дети узнают, чем славен родной город, знакомство с историей, памятниками, традициями, лучшими людьми города. В среднем дошкольном возрасте продолжается непосредственное знакомство ребенка с родным краем: «Город это частица Родины». Процесс зарождения любви к своей «малой Родине» является важным патриотическим чувством, которое пройдя целый ряд этапов, постепенно поднимается до осознанной любви к своему Отечеству.
«Моя семья» направлен на формирование понятия «значимость семьи» не только как части жизни ребенка, но и как части жизни в государственной политике России. Важно, чтобы развивалось чувство Родины, которое начинается у ребенка с его отношения к своей семье, к самым близким людям: к маме, к папе, братья, сестрам, бабушке, дедушке.
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых
Социально- коммуникативное развитие
Беседа на тему "Дом, в котором я живу", "Мой город Ломоносов", «Россия – моя родина», «Знакомство с флагом россии», «Орле преславный», «При солншке тепло, при матери добро», беседа на тему пословиц, беседа о вежливости, «Будь смелым», «Наша древняя столица», «Помогать людям»,"Государственные символы России"
Тематические беседы "Любимые места моего города", "Ломоносов маленькая родина", "История моего города", "Улицы моего города"
Сюжетно-ролевая игра
«Семейный праздник»
«Повар»
«Магазин»
«Экскурсовод»
«Угощение»
«Семья»
Дидактические игры
«Мой любимый город»
«Назови ласково»,
«Как мы помогаем родным»
«Кому что нужно для работы»
«Кем быть»
Игра – тренинг
«Я потерялся», «Я один дома», «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
«Праздник в нашей семье»
«Чайный сервис» (закрепляем дымковский орнамент, «Хохломские ложки расписные»)
«Праздник в нашей семье»
«Памятники города Ломоносов»
«Березка»
Аппликация
"Флаг моей страны"
«Моя семья – моя рука»
«Въездные ворота»
Лепка
Пластинография «Флаг России»
«Медведь»
«Торт для моей семьи»
«Чайный сервиз»
Познавательное развитие
Занятия по познавательному развитию : «Моя семья», «Профессии», «Мое имя», «Семейные праздники и традиции».
Конструирование из строительного материала
«Мой дом - моя крепость»
«Любимый парк»
«Парк развлечений»
Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Моя Родина – Россия», «Мой родной город – Ломоносов»
Речевое развитие
Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
В. Белов «Даня»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
А. Платонов «Ещё мама»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
К. Ушинский «Косточка».,
М. Матвеева «Синяя чашка»,
К. Паустовский «Теплый хлеб»,
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
Е. Пермяк «Мамина работа»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Белов «Мамина дочка»,
Л. Толстой «Старый дед и внучек»,
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,
В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»,
Т. А. Шорыгина «Похищенное имя»,
Б. Житков «Чудесное имя».
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
Знакомство с пословицами и поговорками о семье и Родине.
Загадки по теме
Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» (картотека)
Подвижные игры:
«Я знаю 5 имен девочек/мальчиков»,
«Моя семья и я любим…»
с мячом, «Кто быстрее соберет»
«Где мы побывали, что мы повидали»
«Стирка»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации для родителей: «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Создание альбомов: «Любимое место в Ломоносове»
Книгоиздание – индивидуальные задания для семей
Конкурс – выставка «Осенняя фантазия»
Изготовление дидактических игр «Путешествие по Ломоносову», «Собери картинку», «Пьедестал Почета», «Прогулки по нашему городу», игра-лото по Ломоносову, ходилки по городу.
Заключительный этап
Выставка рисунков и поделок на тему проекта «Осенние фантазии»
Выставка коллажа с фотографиями на тему проекта
Мультимедийная презентация проекта
Самооценка степени реализации проекта.
Выставка детского творчества.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
При общении с родителями выясняется, что существует такое мнение "В садике научат". Но мы знаем, что в первую очередь ребенок получает воспитание в семье с первых дней своей жизни. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье закладываются нравственные основы будущего патриота и гражданина. Поэтому наша первоочередная задача привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей, что требует особого подхода к каждому ребенку. Только совместно с родителями, можно добиться желаемых результатов. Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств- доброты, справедливости, любви.
Нам, педагогам нужно постараться в доступной форме научить своих воспитанников радоваться каждому дню, любоваться восходом солнца, радоваться первой травке, уважать старших и младших, оберегать природу, стать настоящим членом общества, страны в которой мы живем. Чувствовать себя неотделимой ее частью.
Ведь недаром гласит народная пословица: "Что посеешь, то и пожнешь. "
Хочется закончить словами Сухомлинского В. А. :
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».