Светлана Маркеева
Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В лес за здоровьем».
Федорцова С. А.
МБДОУ д/с № 35, воспитатель.
I. Актуальность проекта :
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Публикация «Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Поэтому, реализация проекта позволяет вооружить воспитанников знаниями, умениями, необходимыми для ведения здорового образа жизни, наполнить их жизнь новыми впечатлениями и эмоциями.
II. Цель проекта :
Формирование познавательной активности, экологической культуры личности, осознанного отношения к своему здоровью через знакомство с объектом экологической тропы- лесом.
III. Задачи проекта :
Расширять и углублять знания о лесе, его растительности, обитателях, развивать любознательность, культуру поведения в природе.
Учить детей устанавливать и понимать причинно - следственные связи природных явлений.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Учить детей осознавать влияние леса на здоровье детей.
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, формировать умения и навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
IV. Принципы:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, физических качеств, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание работы взаимосвязано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса - содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Участники проекта : Педагоги – дети – родители.
Тип проекта : познавательный, здоровьесберегающий.
Сроки реализации: с 1 июня по 31 августа 2016 года.
V. Содержание воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея – идея развивающего обучения, сохранения здоровья детей.
Формы работы с детьми :
- образовательная деятельность;
- физкультурные досуги и праздники;
- прогулки, экскурсии ;
- художественный труд с использованием природного материала;
- выставки поделок и рисунков.
Методы и приемы:
- беседы;
- подвижные и спортивные игры;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- чтение художественной литературы;
- дыхательная гимнастика;
- релаксация под звуки природы;
- пальчиковые игры;
- самомассаж с использованием природного материала (шишек, желудей, семян каштана);
- валеологические песенки –распевки;
Использование разнообразных средств : физкультурные уголки в группах, на участках детского сада, объект экологической тропы – лес, физкультурное оборудование, DVD, кассеты, мультимедийный проектор, наглядные иллюстрации сказок.
VI. Взаимодействие с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в процесс оздоровления детей.
Задача – повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей в жизнь группы.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Какие факторы влияют на укрепление здоровья детей?» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация папки – передвижки «Растим детей здоровыми», «Дыхательная гимнастика», «Игровой самомассаж».
- прогулки в лес всей семьёй;
- совместный физкультурный досуг на природе;
- фотовыставка «В лес за здоровьем»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования.
VII. Работа воспитателей, специалиста – музыкального руководителя.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития оздоровительной работы в группе.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.
Формы работы :
- консультации;
- создание картотеки пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, валеологичеких песенок – распевок, игрового самомассажа;
- помощь в организации предметно- пространственной среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
VIII. Ребенок
1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности сохранять и укреплять своё здоровье не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея – не навреди.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, для оздоровления организма ребёнка, повышения его защитных возможностей.
2. Развитие двигательных навыков, познавательной активности.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1. Создание качественной предметно-пространственной среды для расширения представления детей о лесе, его растительности, для реализации двигательной активности детей.
2. Создание картотек пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, валеологичеких песенок – распевок, игрового самомассажа.
Этапы реализации проекта : «В лес за здоровьем» :
• 1 этап. Информационно–аналитический.
Задачи:
1. Повысить личностно – профессиональную компетентность.
2. Совершенствовать уровень аналитических навыков.
3. Изучить состояние выбранной проблемы
• 2 этап. Целеполагание.
Задача: Определить цель и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию познавательной активности дошкольников, формированию основ здорового образа жизни.
• 3 этап. Работа над проектом.
Задачи:
1. Заинтересовать детей изучением взаимосвязи леса и здоровья человека.
2. Учить устанавливать причинно – следственные связи природных явлений.
• 4 этап. Рефлексия.
Задача: Разработать методические рекомендации к проекту «В лес за здоровьем»
Литература.
1. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии».
2. Николаева С. Н. «Система экологического воспитания в детском саду». — М. : Издательский центр «Академия», 2012.
3. О. А. Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО»