Галина Харитоненко
Проект по формированию представлений о мире у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с ОБЖ «Хочу всё знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию представлений о мире у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с правилами ОБЖ «Хочу всё знать»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Актуальность
Публикация «Проект по формированию представлений о мире у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с ОБЖ „Хочу всё знать“» размещена в разделах
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Поселок наш небольшой, в нем было тихо, люди практически знали друг друга в лицо. В поселке на дорогах было мало транспорта. В связи со строительством второго тоннеля в поселке Северомуйск появилось много чужих людей, техники.
Сможет ли ребенок защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в становлении познавательной сферы и развитии познавательных способностей. Именно в этом возрасте закладываются первичные представления об окружающем социальном мире, развиваются воображение, познавательная активность и интерес.
Одним из методов развития познавательного интереса и безопасного поведения можно использовать символико-моделирующий вид деятельности.
При организации работы с детьми по данному направлению используются предметные модели (например, плоскостная модель фигуры) и предметно-схематические модели (например, предметы-заместители, графические знаки, мнемотаблицы и схемы).
Применяя метод моделирования, мы вырабатываем умение анализировать, мыслить, развиваем речь, самостоятельность и инициативность. Самым распространенным видом символико-моделирующей деятельности является игра. Посредством игры происходит отображение и преобразование действительности.
Цель проекта
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта
• Формировать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
• Объяснить правила общения с животными.
• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
• Сформировать понятие «террористического акта». Виды террора.
• Обогатить представление детей о здоровье.
• Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи.
Основные разделы работы с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения: «Безопасность собственной жизнедеятельности", «Бережем свое здоровье», «Безопасность на дорогах и улицах», «Безопасный отдых на природе». (пособие для педагог К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2011)
Примерная тематика по ознакомлению с правилами безопасного поведения:
1. Опасные места в детском саду и дома.
2. Путь от дома до детского сада.
3. Улица, на которой я живу.
4. Городской транспорт.
5. Ядовитые грибы, ягоды.
6. Осторожно! Кошка! Собака!
7. Острые и мелкие предметы.
8. Советы Лесовика.
9. Полезная пища.
10. Советы «Мойдодыра».
11. Мороз щиплет нос.
12. Встреча с насекомыми.
13. Правила поведения на природе.
Задачи: приобщение к правилам безопасного для человека поведения;формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Исходя из задач, основные формы взаимодействия педагога с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения:
1. Подвижные, ролевые, дидактические игры.
2. Тематические занятия.
3. Беседы.
4. Экскурсии.
5. Целевые прогулки.
6. Проблемные ситуации.
7. Досуги.
8. Рисование.
9. Ручной труд.
10. Чтение художественной литературы.
11. Литературные викторины.
Участники проекта :
Воспитатели, дети 4-6 лет, родители, администрация МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : творческий
• По содержанию: обучающий
• По числу участников проекта : групповой
• По времени проведения: годовой
Сроки реализации проекта : 2019-2020 уч. год
Этапы проекта :
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия всех участников проекта по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности. (см. приложение) Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта;
Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:
• Предварительный : рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
• Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.
• Итоговый: выставка рисунков, поделок, плакатов.
В рамках проекта я предлагаю, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице).
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах поселка.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители: осознанная причастность к воспитанию детей.
Педагоги: сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Оценка результатов
Оценка промежуточных и конечных результатов будут осуществляться в виде:
Наблюдений, выставки рисунков по безопасности.
Вывод
Целенаправленная работа по данному проекту даст, несомненно, положительные результаты. Направление работы должно будет всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2011
4. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
5. Материалы Интернет-сайтов.