Нина Полюх
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»
▼ Скачать +Заказ
Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности
«Финансовая грамотность. А что это такое?»
Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №127 «Берёзка» Полюх Нина Владимировна
Публикация «Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности „Финансовая грамотность, А что это такое?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проект разработан по методике проектной деятельности дошкольников В. А. Деркунской.
Актуальность проекта :
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
В настоящее время дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют при покупке или продаже, и других финансово-экономических отношениях, тем самым усваивая экономическую информацию на повседневном уровне. Формирование полезных знаний и привычек в области финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой независимости, а также заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев).
Участники проекта : воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Человеческие: воспитатели, родители воспитанников.
Финансовые : за счет добровольно вложенных средств родителей и педагогов группы.
Материально - технические: канцелярские принадлежности (бумага, клей, фломастеры, пленка для ламинирования, ИКТ-оборудование (проектор, компьютер, экран, принтер, ламинатор, наглядно-дидактическое пособие «Банкомат».
Информационные : книги, иллюстрации, картинки, энциклопедии, альбомы, познавательные журналы, интернет – ресурсы (презентации, фильмы, мультфильмы); деньги: банкноты и монеты, банковские карты.
Цель проекта : формирование первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности.
Задачи для детей:
• узнать, что такое денежная сфера жизни, как появились деньги и откуда они берутся;
• проанализировать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
• обогатить представления о разнообразии профессий и установить зависимость между трудом человека и результатами этой деятельности;
• организовать самостоятельный поиск информации о понятиях «семейный бюджет», «расходы», «доходы»;
• получить представление о рациональном использовании денег;
• соотнести понятия «надо», «хочу» и «могу».
• раскрыть сущности таких нравственных категорий, как бережливость и рациональность, экономность и трудолюбие и, вместе с тем, щедрость и благородство, честность и отзывчивость, сочувствие и благотворительность;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• принять участие в изготовлении материалов и атрибутов для центра финансовой грамотности.
• взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
Задачи для педагогов:
• познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
• сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
• заложить основы ответственного отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
• формировать на доступном уровне понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость, качество) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и др.);
• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
• организовать развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ финансовой грамотности дошкольников;
• развивать у детей навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе разных видов деятельности;
• вовлечь родителей в образовательный процесс как первых педагогов в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Задачи для родителей:
• повысить педагогическую культуру в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
• участвовать в деятельности по созданию развивающей среды в группе по теме проекта.
• активно включиться в совместную деятельность с детьми, поощрять их творческую инициативу.
Методы проекта :
• Словесные: беседы, чтение книг, энциклопедий, сказок, загадок; рассматривание книг, картинок.
• Игровые: дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации.
• Практические: совместные действия педагога и детей.
• Наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Предполагаемые результаты :
• дети знают, что такое финансовая грамотность, приобретают новые знания социально-экономического характера, первичные навыки рационального распределения доходов семьи, применяют полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, проявляют активность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
• педагогами созданы оптимальные условия для формирования финансовой грамотности у дошкольников, разработаны методические материалы по заявленной теме, оснащена развивающая предметно-пространственная среда для развития детей, укреплены партнерские отношения с семьями обучающихся;
• родители вовлечены в образовательный процесс ДОО, знакомы с особенностями формирования финансовой грамотности дошкольников, активно участвуют в совместной деятельности с детьми, что положительно влияет на доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Предварительная работа :
Беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономики. Посещение с детьми рабочих кабинетов сотрудников детского сада, посещение детей с родителями магазинов, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (выпечки, книжек, разработка методического, демонстрационного, раздаточного материала. Оформление игрового места.
1 этап. Погружение в проект (мотивационный этап)
Содержание и формы работы :
- Обозначение проблемы и темы проекта.
- Постановка целей и задач по проблеме малой информированности детей в вопросах финансовой грамотности, в незнании многих экономических факторов, влияющих на качество жизни.
-Создание развивающей предметно-пространственной среды : подбор художественной литературы, альбомов с иллюстрациями; атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.
- Подготовка информации для родителей, беседы, анкетирование.
- Разработка конспектов занятий.
- Подбор литературы, сказок, загадок и мультфильмов.
- Подбор картотеки дидактических игр теме проекта.
- Подбор настольных игр по теме.
- Подготовка мультимедийных презентаций по теме, обучающих видео.
- Прогнозирование результата.
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы «Финансовая грамотность. А что это такое?»
Игровая ситуация: Появляется «грустный» Банкомат, который спешил поделиться с детьми интересными знаниями о финансовой грамотности. В процессе общения с Банкоматом, воспитатель с детьми узнают, что вследствие сильной непогоды, всё содержимое из банкомата (альбомы, игры, картинки и деньги) улетело в неизвестном направлении. Теперь Банкомату нечего рассказывать детям в детском саду. Воспитатель предлагает помочь, и совместно с детьми и родителями поучаствовать в пополнении банкомата пособиями, и разобраться, что же такое финансовая грамотность?
Модель трех вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как об этом узнать?
Мы знаем, что есть деньги.
Мы знаем, что люди получают деньги за работу.
Что такое деньги и как они появились?
Какими могут быть деньги?
Как распределяются деньги в семье?
Зачем нужно трудиться?
Как заработать много денег?
Всё ли можно купить за деньги?
Как экономить деньги?
Что такое финансовая грамотность? Может рассказать воспитатель.
Спросить у родителей.
Узнать из интернета при помощи родителей.
Прочитать в книгах.
Спросить у «Алисы».
2 этап. Деятельностный.
1 блок. Ознакомление.
Образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в прошлое денег».
Развитие речи. Викторина по литературным произведениям «Узнай и назови профессию».
ФЭМП «Юные финансисты».
Изобразительная деятельность: Рисование «Копилка», пластилинография «Кошелёк», обрывная аппликация «Кошелёк» с элементами рисования.
Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое деньги?», «Что использовали раньше, пока не появились деньги?», «Для чего нужны деньги?»
- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Деньги давних времён»; «История возникновения денег»; Просмотр видеофильма «Деньги разных стран».
- Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха»; чтение экономических пословиц и поговорок.
- Пальчиковые игры «Будем денежки считать», подвижные игры: «Копилка», игра-эстафета «Хорошо — плохо».
- Строительные игры из строительного материала с элементами рисования «Город» (с вывесками).
Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: домино «Российские монеты», теневое лото «Экономика», «Математические пазлы». Дидактические игры: игра «Не ошибитесь», игра «Угадай, где продаются».
- Рассматривание иллюстраций, старинных денег (начиная времен СССР и купюр по настоящее время). Раскраски по теме «Деньги. Ознакомление».
- Рассматривание альбомов: «История возникновения денег», «А знаете ли вы, как печатают деньги России?», «Современные деньги (валюта) мира».
- Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека».
Взаимодействие с родителями: Информирование родителей и привлечение их к участию в проекте. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников : Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?».
- Экскурсия выходного дня родителей с детьми в банк, магазин.
- Презентация для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
- Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Финансовой грамотности» в группе разнообразными экспонатами (старинные деньги, кошельки, банковские карточки).
- Изготовление плаката совместно с детьми и родителями - «Старинные деньги», изготовление плаката «Как менялись деньги 1997-2022».
2 блок Семейный бюджет.
Образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим миром «Семейный бюджет. Что это такое?»
ФЭМП «В магазин за покупками».
Развитие речи «Семейный бюджет и расходы семьи».
Конструирование из бумаги в технике оригами «Кошелёк».
Изобразительная деятельность: Рисование «Наши потребности», «Моя мечта». Аппликация с элементами рисования «Мама на работе», «Папа на работе». Лепка в технике тестопластики «Выпечка для пекарни».
Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое экономика?», «Хочу и надо?», «Что такое семейная экономика - семейный бюджет», «Что такое расходы и доходы?», «Семейный бюджет, как сэкономить?».
- Пальчиковые игры «Товары в магазине», физминутка «Покупка», «Пересчёт», игра с мячом «Расход – доход».
- Чтение художественной литературы: «Иван-Царевич и серый волк», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультфильмов Х. К. Андерсен «Дюймовочка», «Жадный богач» С. Михалкова.
- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Доходы и расходы. Финансовая грамотность», «Профессии жителей города Иркутска».
- Игры из строительного материала с применением фольги «Дома на берегу».
Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: «Семейный бюджет». Дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Что можно купить за деньги, что – нельзя», настольная игра на липучках «Хочу – Надо», «Наши потребности».
- Рассматривание альбомов «Семейный бюджет», раскраски по теме «Семейный бюджет».
- Оформление плакатов : «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних животных», «Потребности человека».
- Работа в подгруппах: оформление плакатов «Наши расходы».
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (книжный, игрушек, продуктовый, «Пекарня».
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».
- Привлечение родителей к выполнению совместной с детьми творческой работы - плакат «Наши доходы и расходы».
- Консультация для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье».
-Рекомендации для родителей «Практические советы для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
- Создание игры – ходилки «Расходы и доходы» (совместная работа дети – родители - воспитатель).
3 блок Труд. Профессии.
Образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим миром «Мир профессий. Товары и услуги».
Развитие речи «Мир профессий».
ФЭМП «Путешествие в страну профессий».
Изобразительная деятельность: Рисование «Кем я хочу быть», «Рекламная вывеска», «Профессии моих родителей». Аппликация «Доктор Айболит», лепка «Работы разные нужны».
Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет?», «Кто, где работает?», «Что такое реклама?», «Как сэкономить?», «Зачем нужна профессия?».
- Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Я. Маршак «Почта», В. В. Маяковский «Кем быть?», Я. Грот «Приглашение к труду», С. В. Михалков «А у вас?», «Дядя Стёпа», «Волшебное кольцо», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», А. Максимов, Л. Усова «Чудеса в кошельке», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», русская сказка «Колосок», чтение сказок народов мира о труде и деньгах. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде.
- Разучивание стихотворений о профессиях.
- Просмотр презентации: «Мир профессий». Просмотр мультфильмов: «Золотая антилопа», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег».
- Физкультурная минутка «Много профессий на свете у нас».
- Игры из строительного «Сделай план и построй» («Магазин», «Кафе», «Детский сад»).
Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно - печатные игры: «Услуги и товары», разрезные картинки «Профессии, связанные с деньгами», «Угадай профессию героев сказок», лото «Что продается в магазине?», «Кому, что нужно для работы?». Дидактические игры: «Дети трудятся - дети играют», «Магазин - разложи по полочкам», «Кто как работает?»; «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко».
- Рассматривание альбомов: «Знакомство с профессиями», «Все профессии важны, все профессии нужны».
-Рассматривание иллюстраций к произведениям о профессиях и труде; рассматривание картин художников с изображением трудящихся людей.
-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Кафе».
- Экскурсия на кухню, в прачечную детского сада.
- Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки «Колосок».
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников».
- Привлечение родителей к составлению и оформлению (фотографиями и рисунками) рассказа для детей о своей профессиональной деятельности «Профессии моих родителей».
- Консультация для родителей. «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников».
- Рекомендации для родителей «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников».
- Привлечение родителей к пополнению атрибутов для сюжетно-ролевых игр (нарядов, костюмов и аксессуаров).
- Пополнение атрибутов для игр ( деньги для игры: бумажные, монеты, банковские карточки).
3 этап Презентация продукта совместной деятельности.
Продукт проекта : Центр финансовой грамотности в группе «Финансовые знатоки»
Центр включает:
- Наглядное дидактическое пособие «Удивительный банкомат», наполненный дидактическими материалами по теме проекта : наглядный иллюстрированный материал (познавательные альбомы, дидактические игры, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (банкноты, монеты, кошельки, банковские карточки).
- Материалы и атрибуты, изготовленные детьми совместно с педагогом и родителями (альбомы «Финансовые знатоки», «Экономические загадки», «Экономический словарик»; альбомы детских рисунков; коллекция «старинные деньги», плакаты «Как менялись деньги 1997-2022», «Наши доходы и расходы»; игра –ходилка «Расходы и доходы»; плакаты: «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних животных», «Потребности человека».
Форма презентации : демонстрация центра финансовой грамотности, представление детьми его оборудования и материалов.
Содержание:
1. Приглашение гостей (родители, воспитатели и дети других групп).
2. Выступление воспитателя (организатора) о реализации проекта.
3. Представление детьми оборудования и материалов центра финансовой грамотности.
4. Краткие сообщения детей «Финансовая грамотность. Что это такое?».
5. Рефлексия. Отзывы гостей о проекте.