Папки-передвижки

Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Нина Полюх
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности

«Финансовая грамотность. А что это такое

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №127 «Берёзка» Полюх Нина Владимировна

Публикация «Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности „Финансовая грамотность, А что это такое?“» размещена в разделах

Проект разработан по методике проектной деятельности дошкольников В. А. Деркунской.

Актуальность проекта :

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В настоящее время дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют при покупке или продаже, и других финансово-экономических отношениях, тем самым усваивая экономическую информацию на повседневном уровне. Формирование полезных знаний и привычек в области финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой независимости, а также заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Вид проекта : познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта : воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Человеческие: воспитатели, родители воспитанников.

Финансовые : за счет добровольно вложенных средств родителей и педагогов группы.

Материально - технические: канцелярские принадлежности (бумага, клей, фломастеры, пленка для ламинирования, ИКТ-оборудование (проектор, компьютер, экран, принтер, ламинатор, наглядно-дидактическое пособие «Банкомат».

Информационные : книги, иллюстрации, картинки, энциклопедии, альбомы, познавательные журналы, интернет – ресурсы (презентации, фильмы, мультфильмы); деньги: банкноты и монеты, банковские карты.

Цель проекта : формирование первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности.

Задачи для детей:

• узнать, что такое денежная сфера жизни, как появились деньги и откуда они берутся;

• проанализировать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», «стоимость продукта в зависимости от его качества»;

• обогатить представления о разнообразии профессий и установить зависимость между трудом человека и результатами этой деятельности;

• организовать самостоятельный поиск информации о понятиях «семейный бюджет», «расходы», «доходы»;

• получить представление о рациональном использовании денег;

• соотнести понятия «надо», «хочу» и «могу».

• раскрыть сущности таких нравственных категорий, как бережливость и рациональность, экономность и трудолюбие и, вместе с тем, щедрость и благородство, честность и отзывчивость, сочувствие и благотворительность;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

• принять участие в изготовлении материалов и атрибутов для центра финансовой грамотности.

• взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

Задачи для педагогов:

• познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

• заложить основы ответственного отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

формировать на доступном уровне понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость, качество) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и др.);

• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

• организовать развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ финансовой грамотности дошкольников;

• развивать у детей навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе разных видов деятельности;

• вовлечь родителей в образовательный процесс как первых педагогов в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;

• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Задачи для родителей:

• повысить педагогическую культуру в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

• участвовать в деятельности по созданию развивающей среды в группе по теме проекта.

• активно включиться в совместную деятельность с детьми, поощрять их творческую инициативу.

Методы проекта :

Словесные: беседы, чтение книг, энциклопедий, сказок, загадок; рассматривание книг, картинок.

Игровые: дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации.

Практические: совместные действия педагога и детей.

Наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.

Предполагаемые результаты :

• дети знают, что такое финансовая грамотность, приобретают новые знания социально-экономического характера, первичные навыки рационального распределения доходов семьи, применяют полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, проявляют активность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;

• педагогами созданы оптимальные условия для формирования финансовой грамотности у дошкольников, разработаны методические материалы по заявленной теме, оснащена развивающая предметно-пространственная среда для развития детей, укреплены партнерские отношения с семьями обучающихся;

• родители вовлечены в образовательный процесс ДОО, знакомы с особенностями формирования финансовой грамотности дошкольников, активно участвуют в совместной деятельности с детьми, что положительно влияет на доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Предварительная работа :

Беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономики. Посещение с детьми рабочих кабинетов сотрудников детского сада, посещение детей с родителями магазинов, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (выпечки, книжек, разработка методического, демонстрационного, раздаточного материала. Оформление игрового места.

1 этап. Погружение в проект (мотивационный этап)

Содержание и формы работы :

- Обозначение проблемы и темы проекта.

- Постановка целей и задач по проблеме малой информированности детей в вопросах финансовой грамотности, в незнании многих экономических факторов, влияющих на качество жизни.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды : подбор художественной литературы, альбомов с иллюстрациями; атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.

- Подготовка информации для родителей, беседы, анкетирование.

- Разработка конспектов занятий.

- Подбор литературы, сказок, загадок и мультфильмов.

- Подбор картотеки дидактических игр теме проекта.

- Подбор настольных игр по теме.

- Подготовка мультимедийных презентаций по теме, обучающих видео.

- Прогнозирование результата.

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы «Финансовая грамотность. А что это такое

Игровая ситуация: Появляется «грустный» Банкомат, который спешил поделиться с детьми интересными знаниями о финансовой грамотности. В процессе общения с Банкоматом, воспитатель с детьми узнают, что вследствие сильной непогоды, всё содержимое из банкомата (альбомы, игры, картинки и деньги) улетело в неизвестном направлении. Теперь Банкомату нечего рассказывать детям в детском саду. Воспитатель предлагает помочь, и совместно с детьми и родителями поучаствовать в пополнении банкомата пособиями, и разобраться, что же такое финансовая грамотность?

Модель трех вопросов:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как об этом узнать?

Мы знаем, что есть деньги.

Мы знаем, что люди получают деньги за работу.

Что такое деньги и как они появились?

Какими могут быть деньги?

Как распределяются деньги в семье?

Зачем нужно трудиться?

Как заработать много денег?

Всё ли можно купить за деньги?

Как экономить деньги?

Что такое финансовая грамотность? Может рассказать воспитатель.

Спросить у родителей.

Узнать из интернета при помощи родителей.

Прочитать в книгах.

Спросить у «Алисы».

2 этап. Деятельностный.

1 блок. Ознакомление.

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в прошлое денег».

Развитие речи. Викторина по литературным произведениям «Узнай и назови профессию».

ФЭМП «Юные финансисты».

Изобразительная деятельность: Рисование «Копилка», пластилинография «Кошелёк», обрывная аппликация «Кошелёк» с элементами рисования.

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое деньги, «Что использовали раньше, пока не появились деньги?», «Для чего нужны деньги?»

- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Деньги давних времён»; «История возникновения денег»; Просмотр видеофильма «Деньги разных стран».

- Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха»; чтение экономических пословиц и поговорок.

- Пальчиковые игры «Будем денежки считать», подвижные игры: «Копилка», игра-эстафета «Хорошо — плохо».

- Строительные игры из строительного материала с элементами рисования «Город» (с вывесками).

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: домино «Российские монеты», теневое лото «Экономика», «Математические пазлы». Дидактические игры: игра «Не ошибитесь», игра «Угадай, где продаются».

- Рассматривание иллюстраций, старинных денег (начиная времен СССР и купюр по настоящее время). Раскраски по теме «Деньги. Ознакомление».

- Рассматривание альбомов: «История возникновения денег», «А знаете ли вы, как печатают деньги России?», «Современные деньги (валюта) мира».

- Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека».

Взаимодействие с родителями: Информирование родителей и привлечение их к участию в проекте. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников : Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?».

- Экскурсия выходного дня родителей с детьми в банк, магазин.

- Презентация для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Финансовой грамотности» в группе разнообразными экспонатами (старинные деньги, кошельки, банковские карточки).

- Изготовление плаката совместно с детьми и родителями - «Старинные деньги», изготовление плаката «Как менялись деньги 1997-2022».

2 блок Семейный бюджет.

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром «Семейный бюджет. Что это такое

ФЭМП «В магазин за покупками».

Развитие речи «Семейный бюджет и расходы семьи».

Конструирование из бумаги в технике оригами «Кошелёк».

Изобразительная деятельность: Рисование «Наши потребности», «Моя мечта». Аппликация с элементами рисования «Мама на работе», «Папа на работе». Лепка в технике тестопластики «Выпечка для пекарни».

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое экономика, «Хочу и надо?», «Что такое семейная экономика - семейный бюджет», «Что такое расходы и доходы, «Семейный бюджет, как сэкономить?».

- Пальчиковые игры «Товары в магазине», физминутка «Покупка», «Пересчёт», игра с мячом «Расход – доход».

- Чтение художественной литературы: «Иван-Царевич и серый волк», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультфильмов Х. К. Андерсен «Дюймовочка», «Жадный богач» С. Михалкова.

- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Доходы и расходы. Финансовая грамотность», «Профессии жителей города Иркутска».

- Игры из строительного материала с применением фольги «Дома на берегу».

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: «Семейный бюджет». Дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Что можно купить за деньги, что – нельзя», настольная игра на липучках «Хочу – Надо», «Наши потребности».

- Рассматривание альбомов «Семейный бюджет», раскраски по теме «Семейный бюджет».

- Оформление плакатов : «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних животных», «Потребности человека».

- Работа в подгруппах: оформление плакатов «Наши расходы».

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (книжный, игрушек, продуктовый, «Пекарня».

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».

- Привлечение родителей к выполнению совместной с детьми творческой работы - плакат «Наши доходы и расходы».

- Консультация для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье».

-Рекомендации для родителей «Практические советы для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Создание игры – ходилки «Расходы и доходы» (совместная работа дети – родители - воспитатель).

3 блок Труд. Профессии.

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром «Мир профессий. Товары и услуги».

Развитие речи «Мир профессий».

ФЭМП «Путешествие в страну профессий».

Изобразительная деятельность: Рисование «Кем я хочу быть», «Рекламная вывеска», «Профессии моих родителей». Аппликация «Доктор Айболит», лепка «Работы разные нужны».

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет, «Кто, где работает?», «Что такое реклама, «Как сэкономить?», «Зачем нужна профессия?».

- Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Я. Маршак «Почта», В. В. Маяковский «Кем быть?», Я. Грот «Приглашение к труду», С. В. Михалков «А у вас?», «Дядя Стёпа», «Волшебное кольцо», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», А. Максимов, Л. Усова «Чудеса в кошельке», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», русская сказка «Колосок», чтение сказок народов мира о труде и деньгах. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде.

- Разучивание стихотворений о профессиях.

- Просмотр презентации: «Мир профессий». Просмотр мультфильмов: «Золотая антилопа», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег».

- Физкультурная минутка «Много профессий на свете у нас».

- Игры из строительного «Сделай план и построй» («Магазин», «Кафе», «Детский сад»).

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно - печатные игры: «Услуги и товары», разрезные картинки «Профессии, связанные с деньгами», «Угадай профессию героев сказок», лото «Что продается в магазине?», «Кому, что нужно для работы?». Дидактические игры: «Дети трудятся - дети играют», «Магазин - разложи по полочкам», «Кто как работает?»; «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко».

- Рассматривание альбомов: «Знакомство с профессиями», «Все профессии важны, все профессии нужны».

-Рассматривание иллюстраций к произведениям о профессиях и труде; рассматривание картин художников с изображением трудящихся людей.

-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Кафе».

- Экскурсия на кухню, в прачечную детского сада.

- Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки «Колосок».

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников».

- Привлечение родителей к составлению и оформлению (фотографиями и рисунками) рассказа для детей о своей профессиональной деятельности «Профессии моих родителей».

- Консультация для родителей. «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников».

- Рекомендации для родителей «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников».

- Привлечение родителей к пополнению атрибутов для сюжетно-ролевых игр (нарядов, костюмов и аксессуаров).

- Пополнение атрибутов для игр ( деньги для игры: бумажные, монеты, банковские карточки).

3 этап Презентация продукта совместной деятельности.

Продукт проекта : Центр финансовой грамотности в группе «Финансовые знатоки»

Центр включает:

- Наглядное дидактическое пособие «Удивительный банкомат», наполненный дидактическими материалами по теме проекта : наглядный иллюстрированный материал (познавательные альбомы, дидактические игры, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (банкноты, монеты, кошельки, банковские карточки).

- Материалы и атрибуты, изготовленные детьми совместно с педагогом и родителями (альбомы «Финансовые знатоки», «Экономические загадки», «Экономический словарик»; альбомы детских рисунков; коллекция «старинные деньги», плакаты «Как менялись деньги 1997-2022», «Наши доходы и расходы»; игра –ходилка «Расходы и доходы»; плакаты: «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних животных», «Потребности человека».

Форма презентации : демонстрация центра финансовой грамотности, представление детьми его оборудования и материалов.

Содержание:

1. Приглашение гостей (родители, воспитатели и дети других групп).

2. Выступление воспитателя (организатора) о реализации проекта.

3. Представление детьми оборудования и материалов центра финансовой грамотности.

4. Краткие сообщения детей «Финансовая грамотность. Что это такое?».

5. Рефлексия. Отзывы гостей о проекте.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 08:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Полюх в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД