Анастасия Шаповалова
Проект «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 1 неделя.
Образовательные области:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально – коммуникативное развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Физическое развитие
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель: формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность.
Задачи: 1) – знакомить с различными видами сказочных произведений;
Публикация «Проект „По дорогам сказок“» размещена в разделах
– учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;
– закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
– совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
2) Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
3) Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Актуальность.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. С появлением телевидения и компьютера за последние десятилетия у детей наблюдается снижение интереса к книге, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. Дети овладевают компьютерами раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажают первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
Предполагаемый результат.
– повышение интереса детей и родителей к художественной литературе и театральной деятельности;
– использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
– дети должны знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль, знать различные виды театров и уметь показывать их;
– участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Этапы работы:
I этап (подготовительный):
1. Определение темы, целей и задач проекта;
2. Подбор и изучение литературы по теме;
3. Составление плана мероприятий;
4. Подбор наглядно-дидактического материала (художественной литературы со сказками, иллюстрированными разными художниками; дидактические и развивающие игры по сказкам; кукольный, настольный, пальчиковый театры);
5. Ознакомление родителей с проектом. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
6. Подготовить консультации для родителей.
II этап (основной):
Познавательное развитие
1. Беседы с детьми
– «Откуда сказка к нам пришла?»
Цель: познакомить детей с богатством русской народной культуры – сказками, с особенностями авторских и народных сказок.
– «Зачем люди сочиняют сказки?»
Цель: обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
– «Чему учат сказки?»
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний по сказкам.
– «В мире театра»
Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
– «Виды театров для детей»
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Тематические занятия
- «Путешествие по страницам сказок»
- «Чему нас учит сказка?»
3. Викторины
Цель: развивать познавательные способности, воспитывать чувство взаимовыручки; доставить детям удовольствие от игры.
- «В гостях у сказки»
- «Умники и умницы»
Речевое развитие
1. Слушание сказок (РНС: «Зимовье зверей», «Крошечка-хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка»; Н. Носов «Незнайка на луне. В театре», А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»).
Цель: формировать у детей интерес и потребность в слушании художественных произведений, совершенствовать умение детей понимать смысл сказок поучительного характера.
2. Рассматривание иллюстраций книг
Цель: помочь детям почувствовать индивидуальную манеру каждого художника, вызвать интерес к творчеству художников – иллюстраторов.
3. «Доскажи сказку» («Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»)
Цель: закреплять знания детей по содержанию сказок, расширять и обогащать словарный запас.
4. Пересказ сказок (Использование различных театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный)
Цель: учить четко проигрывать слова, словосочетания, используя все части речи. Развивать у детей память, логическое мышление, внимание.
Социально-коммуникативное развитие
1. Игровая деятельность: дидактические игры
– «Из какой сказки герой»
– «Волшебный мешочек»
– «Чей силуэт»
– «Угадай сказку»
2. Сюжетно-ролевые игры
– «Библиотека. Ремонт книг»;
– «В театре».
3. Игры-драматизации
– «Маша и медведь»;
– «Волк и семеро козлят»
– «Заюшкина избушка»;
– «Три поросенка».
Художественно – эстетическое развитие
1. Раскрашивание и рисование иллюстраций по сказкам.
Цель: учить передавать в рисунке сюжеты из знакомого детям произведения, создавать выразительный оригинальный образ и выбирать наиболее соответствующие ему изобразительные техники.
2. Изготовление театральных масок к сказкам
Цель познакомить детей с историей и технологией создания масок и вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
3. Работа с родителями:
– изготовление пальчикового театра
Цель: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению пальчикового театра с последующим их использованием в театральной деятельности для детей дошкольного возраста.
– изготовление книжек-малышек
Цель: развитие у воспитанников интереса к книге, воспитание бережного отношения к ним.
Физическое развитие
1. Образное имитирование героев сказок;
2. Пальчиковые игры
– Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
– Рукавица
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки», не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки», в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»,звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки», всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки», деду в руки отдала («Здравствуй»)
– Заюшкина избушка
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
3. Подвижные игры
– «Баба-Яга»
Цель: учить детей увертываться от ловишки, развивать творчество, передавая игровой образ.
– «Хитрая лиса»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
– «Гуси-гуси»
Цель: учить детей чётко проговаривать слова, упражнять в ловкости, быстроте реакции.
– «Козлята и волк»
Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, повышение положительного настроя.
III этап (заключительный)
У детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.