Екатерина Валерьевна Никифорова
Программа «Я — фотограф» для инвалидов с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое фотография? Однозначного определения не существует. Можно сформулировать это примерно так - преобразование реально существующего и изменяющегося во времени изображения с помощью какого-либо устройства, в какое-либо не изменяющееся во времени изображение. Процесс фотографии может принимать различные формы, например, изображение - фотокамера - пленка - фотобумага или изображение - фотокамера - пленка - сканер - магнитный носитель. Форм может быть множество, но главное помнить, что самое важное это конечный результат, а не сам процесс, который мало кого интересует, кроме самого фотографа.
Публикация «Программа „Я — фотограф“ для инвалидов с УО» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Программа «Я-фотограф» направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.
Актуальность этой программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.
Новизна программы заключается в том, что она не только прививает навыки и умение работать со специальным оборудованием, но и способствует формированию эстетической культуры. Программа учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии. Работая с фотоаппаратом, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с других, ребенок познает истинную радость творчества.
Отличительные особенности программы в том, что, образовательная программа «Я-фотограф» разработана с учётом особенностей умственно отсталых получателей социальных услуг. Занятия позволяют не только учиться правильно фотографировать и редактировать, но и развивать у получателей социальных услуг логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые помогут им в жизни и при выборе будущей профессии. Такие занятия оказывают успокаивающее действие на нервную систему; развивают мелкую моторику, координацию движений. Работа с терминами развивает лексический запас, развивается память. Смена деятельности (работа в помещении, съемки на улице, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма, способствует эстетическому развитию расширяет художественный кругозор подростков.
Занятия по программе «Я-фотограф» оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций; развивают мелкую моторику, координацию движений. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память. Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице, посещение выставок, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма.
Цель программы - создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности получателей социальных услуг, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования.
Задачи программы :
1. Ознакомление с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии.
2. Обучение основам работы с фотоаппаратом, обучить работе с графическими редакторами по обработке фотоизображений.
3. Формирование устойчивого интереса к занятию фотографией, художественного вкуса и творческих способностей, расширение кругозора.
4. Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, способности принимать совместные решения в коллективе, осознание ответственности за свое решение.
2. Развитие эстетических чувств и художественного вкуса.
Предметные:
1. Получение первоначальных представлений о создании компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике.
2. Развитие умение правильно анализировать полученные фотоснимки, умение работать в разных жанрах, обработка изображение с помощью компьютера и специальных способов обработки, в процессе фотографирования стремление к достижению самостоятельного, творческого уровня, умение изготовить самостоятельно поделки (например, в оформлении фотографиями : фотоколлажи класса, школы, своего жилища, оформлении семейных фотоальбомов). В процессе фотографирования стремление к достижению самостоятельного, творческого уровня.
Методы обучения
1. Словесный (беседа, рассказ, сообщение).
2. Наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т. д.).
3. Практический (практические занятия в объединении, экскурсии, работа на свежем воздухе, обработку отснятого материала, и т. д.).
4. Метод самостоятельной работы (самостоятельная съемка, выполнение домашних заданий и т. д.).
Целевая аудитория
Получатели социальных услуг с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 18 до 60 лет.
Объем программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год, 2 часа в неделю.
Особенности методики в работе с фотолюбителями таковы :
После каждой фотосъёмки получатель социальных услуг делится своими впечатлениями, которые он получил на занятии в формате видеозаписи. При оценке работ обращается внимание на соответствие применённого приёма или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.
Реализация программы «Я – фотограф» позволяет решить многие назревшие проблемы, причём не только профессионального, но и социального, нравственного, гражданского характера. Так, изучение «технологических» блоков способствует воспитанию таких качеств характера, как аккуратность и последовательность. Именно от соблюдения порядка на рабочем месте, аккуратного обращения с аппаратурой и оборудованием, строгого выдерживания технологических операций зависит качество получаемых фотографий.
Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться с оборудованием – это основное условие посещения занятий со временем формирует самодисциплину, самоорганизованность.
Изучение истории искусств, где передаются дух времени, традиции, основанные на образе жизни того или иного народа, создадут условия для понимания и терпимости к традициям и убеждениям других людей.
Программа «Я – фотограф» способствует художественному развитию проживающих. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства – всё это расширяет художественный кругозор воспитанников, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
Одна из задач программы – обучение фотосъёмке, поэтому запланировано определённое количество выездов на фотосъемку, а также экскурсии в музеи и на выставки.
Данная программа отдаёт приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением новой законченной работы
Основные методы работы с группой обучения – фотоотчёты о выездных фотосъёмках, монтаж слайд – фильмов о созданных фотографиях. Всё это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.
Ожидаемые результаты:
сформируют положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
приобретут знания из истории фотографии;
имеют представления о компьютерной графике;
приобретут навыки редактирования изображения в растровом графическом редакторе (будут уметь выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов; будут уметь перемещать, дублировать, вращать выделенные области; будут уметь редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления, сохранять выделенные области для последующего использования; будут знать, назначение и функции различных графических программ);
приобретут понимание основ фото и видео съемки;
будут знать, какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
уметь использовать знания о выразительных средствах;
будут знать, как сделать отличную фотографию;
разовьют глазомер;
разовьют координацию движений;
разовьют образное мышление;
могут подготовить и представить обработанные фотографии на конкурсе, выставке;
будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией;
создадут семейный фотоальбом.