Грицаенко Наталья
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста «Здравствуй, малыш»
▼ Скачать
Проект
направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада.
«Здравствуй, малыш!»
Руководители проекта :
воспитатель:
Грицаенко Наталья Васильевна
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста „Здравствуй, малыш“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период через продуманную систему педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
1. Правильно организованная предметно – развивающая среда с точки зрения психолого – педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребёнка, поддерживанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить зону познавательной деятельности, художественную зону и конструктивно – игровую зону.
2. Ко второму условию относят требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо знать особенности развития ребёнка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
3. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования,- двух сторонний цикличный процесс. В работе с родителями педагоги проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей. Родители принимают активное участие в проекте адаптации : обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие.
Цель проекта – создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Участники проекта :
Дети 2-3 лет, родители, воспитатель.
Сроки проведения: с сентября 2022г. по ноябрь 2022г.
Тип проекта : Информационно – практико-ориентированный
Ожидаемые результаты.
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Возможные риски реализации проекта : невысокий уровень родительской мотивации к полноценному сотрудничеству; высокий процент детей с тяжелым уровнем адаптации (часто болеющие дети).
Этапы проекта : Подготовительный - сентябрь. Основной: октябрь - ноябрь. Заключительный – ноябрь
Ожидаемые результаты
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
1 этап. Подготовительный
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего дошкольного возраста;
разработка информационного материала для родительского уголка;
разработка анкет для родителей;
составление перспективного плана проекта.
Родителям предлагалось заполнить анкету «Готов ли ребёнок к детскому саду». Данную анкету разработала кандидат педагогических наук Печора Ксения Люциановна. Ответив, на вопросы данной анкеты можно приблизительно оценить насколько ребёнок готов к поступлению в дошкольное учреждение, а также увидеть на что стоит обратить внимание в психосоциальном развитии ребёнка.
Анкетирование родителей, поступающих детей, в группу «Гномики» раннего возраста проводилось с 1.09.2022 г. по 30.11.2022. Было опрошено 16 семей, что составило 55% от общего количества группы.
Проведя анализ полученных анкет и составив сводную ведомость, мы увидели что 10 детей готовы к посещению детского сада, что составляет 50%, частично готовы 6 детей -30% и и 1 ребёнок- 5% не готовы.
Полученные сведения помогут квалифицированно оказать помощь родителям, дети которых могут испытывать трудности в адаптации к условиям детского сада.
2. Основной этап
моего проекта делится на три блока: работа с родителями, работа с детьми и работа с педагогами.
Работа с родителями
была направлена на решение задачи в предоставлении квалифицированной консультативной и практической помощи родителям, а так же выработки единой системы развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
Для того чтобы решить поставленную задачу, я использовала следующие формы работы с родителями: анкетирование «Давайте познакомимся» Консультирование для повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самый лучший» шкафчик в раздевалке.
Систематически привлекались родители к участию в жизнедеятельности детского сада и группы. Участие в оформлении стенда «Дары осени», участие в акции «Березы России». Родители шли активно на контакт с педагогами, задавалось много вопросов в индивидуальных беседах «Как отучить от соски во время сна?», «Как поговорить с ребёнком о том что кусаться это плохо», «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад и что делать?». Родители активно откликались на просьбы воспитателей, в пополнении предметно развивающей среды (изготовление масок для театрализации и подвижных игр, изготовление сенсорных мешочков с крупами). Всё это способствовало тому, что родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса.
План работы с родителями
Месяц
Тема
Формы работы
Сентябрь- Октябрь
Заключение договора с родителями;
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
Организационное родительское собрание
Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
Знакомство родителей с основными документами дошкольного блока, получение первоначальных сведений о семье. (Составление социального паспорта семьи.)
Индивидуальные беседы
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»
«О соблюдении режима дня в детском саду и дома»
беседа
«Адаптация ребенка в детском саду», «Особенности развития детей раннего возраста», «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?», «Безопасность детей на дорогах».
Консультации
«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»
Папка- передвижка
Ноябрь
Профилактика простудных заболеваний
Консультация
"Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?»
Оформление папки-передвижки
«Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников»
Информационная листовка
«Советы родителям», «Давайте почитаем», «Давайте поиграем», «Рассматриваем картинки»
Информационный стенд
Правильное питание – залог здоровья
Консультация
ноябрь
«Умные пальчики»
Семинар-практикум
"Развивающие игры на кухне в помощь маме»
Консультация
«10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет»
Оформление папки-передвижки
Анкетирование родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
Работа с детьми.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте - игра, поэтому всё взаимодействие с детьми основывается на игре, обыгрывание ситуаций.
Реализация проекта в соответствии с планом.
Заполнение адаптационных карт.
Формы организации работы по ОО
задачи
сроки
ОО «Физическое развитие»
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания
Сентябрь – Ноябрь
Подвижные игры (см. картотеку)
Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.
Снять эмоциональное напряжение.
Сентябрь – Ноябрь
Гимнастика после сна (см. картотеку)
Снятие эмоционального напряжения в течение дня.
Сентябрь – Ноябрь
Зарядка в стихах (см. картотеку)
Снятие эмоционального напряжения в течение дня.
Сентябрь – Ноябрь
Прогулки на свежем воздухе (см. картотеку)
Снятие эмоционального напряжения в течение дня.
Сентябрь – Ноябрь
Психогимнастика (см. картотеку)
Оказывать успокаивающее действие на нервную систем
Сентябрь – Ноябрь
Проведение адаптационных игр (см. картотеку)
формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю
Сентябрь – Ноябрь
Дыхательная гимнастика (см. картотеку)
Оказывать успокаивающее действие на нервную систем
Сентябрь – Ноябрь
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
формирование первичных представлений о труде людей в природе.
Сентябрь – Ноябрь
Проведение адаптационных игр (см. картотеку)
Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе.
Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры (см. картотеку)
Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сентябрь – Ноябрь
Трудовые поручение на прогулке, в группе (см. картотеку)
воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры (см. картотеку)
Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сентябрь – Ноябрь
Наблюдение за трудом взрослых (см. картотеку)
воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Сентябрь – Ноябрь
ОО «Познавательное развитие»
формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры (см. картотеку)
развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве
Сентябрь – Ноябрь
Настольные игры (см. картотеку)
Сентябрь – Ноябрь
ОО «Речевое развитие»
развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр.
игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста
Сентябрь – Ноябрь
Пальчиковые игры (см. картотеку)
Развивать мелкую моторику рук;
речевую активность
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры (см. картотеку)
способствовать развитию речевого аппарата
Сентябрь – Ноябрь
Потешки, стихи А. Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр
развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов
Сентябрь – Ноябрь
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
приобщение детей к изобразительному искусству.
Сентябрь – Ноябрь
Песочная терапия:
«Игры с песком»
«Песочные следы»
«Месим тесто»
«Рисуем пальцами на подносе с песком».
«Найди игрушку в песке».
Помочь избавиться от страхов, застенчивости.
Развивать мелкую моторику рук;
речевую активность.
Затормозить отрицательные эмоции.
Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.
Снять эмоциональное напряжение.
Сентябрь – Ноябрь
Рисование с использованием нетрадиционных методик
Снизить уровень возбуждения,
снять эмоциональное и мышечное напряжение
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры (см. картотеку)
обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма
Сентябрь – Ноябрь
Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ, «Мелодия» (Глюк)
Настроить на положительные эмоции.
Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.
Сентябрь – Ноябрь
Игры-забавы (см. картотеку)
Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
Сентябрь – Ноябрь
Гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации.