Валентина Блохина
Проект «Планета — наш дом» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
для группы среднего возраста
Составила: воспитатель Блохина В. Ю.
Актуальность
Общепризнано, что экологическая проблема - важнейшая из мирных проблем человечества. От её решения зависит его судьба через немногие десятилетия. Осознание глобальности экологических проблем должно побуждать к наведению порядка в своём доме. Сроки и качество жизни человека напрямую связаны с качеством окружающей его природной среды. Проблемы экологии, таким образом, становятся для человека вопросом жизни и смерти.
Публикация «Проект „Планета — наш дом“ для средней группы» размещена в разделах
С легкой руки человека исчезают сотни видов растений и животных, пересыхают озёра, реки возле промышленных предприятий превращаются в безжизненные стоки. Варварски уничтожаются леса, названные «легкими планеты», во многих местах ухудшается состояние почвы. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходим новый уровень знаний и новый уровень экологического сознания людей.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Чтобы пробудить у детей дошкольного возраста интерес к природе, её проблемам, необходимо, прежде всего, обратить их внимание на красоту окружающего мира. Через осознание красоты природы нужно научить детей быть активными помощниками в сохранении и приумножении этой красоты. Увидеть и почувствовать прекрасное в природе ребёнку поможет музыка, поэзия, живопись.
Эстетическое восприятие природы – это первый этап воспитания экологической культуры ребёнка и понимание им необходимости участвовать в её сохранении и улучшении.
Таким образом, цель данного проекта – формирование экологических знаний у детей среднего возраста посредством музыкального воспитания.
Задачи:
• Учить понимать и ощущать красоту природы через музыку, поэзию, живопись;
• Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды;
• Развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение; совершенствовать речь детей;
• вовлечь семью в единое образовательное пространство.
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
Проект ориентирован на детей среднего дошкольного возраста и направлен на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов.
Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними
переживаниями. В нём переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Именно средний возраст характеризуется активной любознательностью детей, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют мелодию. Также у детей пятого года жизни возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание, речь становится предметом активности. Эти возрастные особенности позволяют осуществить поставленную цель проекта «Планета – наш дом».
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети слушают музыку, ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, создают пластические этюды, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки, рассказы.
Срок реализации: 2 месяца
Реализация проекта
1.
Разработка плана проекта, обсуждение комплекса мероприятий по реализации, распределение обязанностей.
(Методист, воспитатели, музыкальный руководитель).
2. Практическая реализация проекта
2.1 Цикл бесед на экологические темы (растения, животные, вода, воздух, почва, взаимосвязь живого и неживого).
(Дети, воспитатели, родители.)
2.2 Доминантные музыкальные занятия по слушанию музыки: «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Песня жаворонка» из детского альбома П. Чайковского.
(Дети, музыкальный руководитель.)
2.3 Комплексное занятие: «Весна в лесу».
Музыкальный материал:
«Песня о весне», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель; «Сонный медведь», муз. А. Пономаревой; «Воробушки», М. Красева;
Стихи: «Весна», И. Токмаковой; «Весна», А. Плещеева;
Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина.
(Дети, музыкальный руководитель, воспитатели).
2.4 Тематическое занятие: «Путешествие в лес».
Разучивание песен:
«Воробей», В. Герчик;
«Лесная песенка», муз. М. Еремеевой;
Разучивание танцев:
«Капельки», муз И. Штрауса;
(Дети, музыкальный руководитель).
2.5 Аппликация, рисование, лепка на тему «Помоги найти наш дом». Выставка рисунков и поделок «Планета – наш дом».
(Дети, воспитатели, родители).
2.6 Экскурсия в городской парк.
(Воспитатели, дети).
2.7 Знакомство с литературными произведениями о природе.
(Воспитатели, дети).
2.8 Знакомство со сценарием «Природы жалобная книга». Распределение ролей, разучивание сценария по ролям.
(Дети, воспитатели, музыкальный руководитель).
3. Творческий выход: Экологический праздник
«Планета – наш дом».
(Дети, воспитатели, музыкальный руководитель).
4. Ожидаемые результаты: к концу проекта предполагается:
• Научить детей воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять её.
• Познакомить с многообразным окружающим миром.
• Сформировать представления о правилах поведения человека в окружающей среде.
• Содействовать выработке слуховых, речевых, певческих и двигательных навыков.
• Повысить уровень коммуникативных навыков у детей.
ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ
Консультация для родителей
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки. Считалочки. Песенки-небылицы. От нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метет. Очень нравятся детям песенки про «петушка-золотого гребешка», про всяких птичек-невиличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошечка – это мама котят, а курочка мама – цыплят, как нельзя обижать своих мама, так и нельзя обижать животных.
А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песенки о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, «где полно всяких чудес». Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.
Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы оно было голубым и чистым.
А в исполнении взрослых, песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», которую дети слушают с большим удовольствием и даже подпевают, говорит сама за себя.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.
НАДО БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ
Саша быстро одевался,
И на улицу помчался,
Стал резвиться и играть,
Из рогатки в птиц стрелять.
Ветку дерева сломал –
Воробьев он ей пугал,
А потом дразнил собаку,
Наступил он ей на лапу.
Во дворе кота поймал –
К хвосту банку привязал,
А потом стрекоз ловил.
Гнездо птичек разорил.
Муравейник раскопал
И цветы на клумбе рвал.
А на лавочке – позор!
Вырезал ножом узор.
К Саше девочка подходит,
Глаз с него она не сводит.
Очень маленького роста,
Младше Саши – это точно.
Говорит ему малютка:
«что ты сделал – просто жутко.
Ты – вредитель, хулиган,
Злой и скверный мальчуган!»
Очень стыдно Саше стало.
Настроение пропало,
Хулиганить надоело.
И решил тогда он смело:
Будет он беречь природу,
Землю, птиц, зверей и воду.
Будет он не хулиган,
А очень добрый мальчуган.
Снова вышел на прогулку –
Птицам крошит Саша булку,
Ветку ловко подвязал
Ту, что только что сломал.
Молоко коту налил
И собаку накормил.
Он покрасил всю скамейку,
И цветы полил из лейки.
Хулиганить – неохота,
Губить природу – это плохо!
У природы – живые краски.
И пусть живет она без опаски.
Пусть живут звери и птицы,
Пусть человека никто не боится!
Пусть дивной красоты
Цветут по всей земле цветы!
Природы жалобная книга
___
•Действующие лица:
Взрослые:
Ведущая
Дети: Мальчик и Девочка –экологический патруль
Мальчик Андрей
Дедушка Еж
Бабочка
Муравьи – 2 мальчика
Дятел
Птицы – 2 ребенка
• Оформление зала: на центральной стене изображение раскрытой «Красной книги» (на предварительном занятии воспитатель рассказывает детям о «Красной книге», для чего она нужна и т. д.). На ее страницах рисунки бабочек, насекомых. Декорации воспроизводят лесную поляну. На одном из деревьев укреплено гнездо, рядом с деревом – муравейник. На поляне – имитация костра. Поленья, бумага.
• Реквизит: плоскостное изображение машины, игрушечные ежик (Ежинка) и птенчик, корзинка, «Красная книга», зеленые пилотки и повязка на рукава экологическому патрулю, узелки с вещами для муравьев.
Дети входят в зал с Ведущей под «Звуки общения птиц»
(грампластинка фирмы «Мелодия», 1980).
Останавливаются врассыпную.
Ведущая:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
1-й ребенок: Лев и журавль, попугай и лисица.
2-й ребенок: Волк и медведь, стрекоза и куница.
3-й ребенок: Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
4-й ребенок: Синее море, лесной ручеек,
Все доверяют тебе, человек!
5-й ребенок: Ты – самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете!
В зал входит дедушка ЕЖ, поет свою грустную песенку. «Песенка дедушки Ежа» (см. в конце сценария).
Дети тем временем садятся на места. В записи звучит милицейская сирена. В зал «въезжает» (держа в руках плоскостное изображение машины) экологический патруль – Мальчик и Девочка.
Мальчик:
Спешим на помощь мы природе,
Кто оказался вдруг в беде,
Не огорчайся милый Ежик,
Сейчас поможем мы тебе!
Девочка:
Лисица, ежик, муравей,
Спешите все сюда скорей!
Если вас обидели, трудно вам живется,
Хоть одно, но доброе сердце отзовется!
Ведущая:
Милый Ежик, вижу, что-то
Хочешь ты еще сказать.
Крепко в лапках книгу держишь,
Видно, хочешь показать?
Дедушка ЕЖ:
Звери к вам меня послали
Да свои наказы дали! (Отдает Ведущей книгу.)
Это жалобы зверей
На таких, как ваш Андрей.
Кто природу обижает,
Лес совсем не уважает.
Ведущая:
Давай сюда все жалобы,
Попробуем помочь.
Пойдем спасать Ежинку,
Не то уж скоро ночь!
Под «звуки общения птиц» дети идут по залу, приходят на лужайку, где сидит Андрей, рядом корзинка с Ежинкой (игрушкой). Андрей хочет разжечь костер, берет поленья,
бумагу. Мальчик его останавливает.
Мальчик:
Ты что, совсем не знаешь правил?
Тебя мы штраф платить заставим!
Андрей:
Что за дела, какой-то штраф?
Я не пойму тебя никак!
Девочка:
Да, видно, плохо ты воспитан?
Таких простых вещей не знал!
Тебе поможет поучиться
«Экологический устав».
Пожар в лесу ведь мог случиться,
Вот что в уставе говорится!
1-й ребенок: Огонь – враг леса, он хитер!
Не разводи в лесу костер!
2-й ребенок: Не обижай в лесу зверей,
Ежинку отпусти скорей!
3-й ребенок: Вести себя достойно просим,
В лесу, запомни, мы лишь гости!
Андрей:
Ну вот еще, как бы не так,
Учить меня тут будет всяк! В записи звучит взволнованный голос Ежинки.
Ежинка: Ау! Спасите, помогите,
В зеленый лес меня верните!
Не хочу сидеть в корзине,
Пить парного молока,
Мне в неволе на чужбине,
Жизнь покажется горька!
Дедушка Еж:(подходя к корзине)
Моя Ежинка, она здесь.
Тебя нашел я наконец! Достает из корзины Ежинку (игрушку, уходит.
Андрей:
Забирайте, мне не жалко!
Я себе еще найду,
Взял ее я для подарка,
К другу в гости я иду!
Ведущая:
Ты, Андрей, такой упрямый,
Нам с тобой не сладить прямо!
Андрей скачет по траве, машет руками, хулиганит. Раздается голос (с аудиокассеты).
Голос:
Ай-ай-ай! ОЙ-ой-ой!
Как добраться мне домой?
Под музыку «Сладкая греза» П. И. Чайковского («Детский альбом») появляется Бабочка. Одно крылышко у нее не поднимается.
Бабочка:
Что за слон пришел к нам в лес,
Только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал,
Крылыщко мое сломал!
Наступил на червяка,
Чуть не задавил жука!
Как теперь я полечу,
Нужно мне скорей к врачу!
Под музыку «Игра в лошадки» П. И. Чайковского («Детский альбом») в зал влетает Дятел.
Дятел:
Дай крыло перевяжу,
Быстро шину наложу!
Трудный случай, перелом,
Сейчас в больницу отведем!
В записи звучит сирена скорой помощи. Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени!» появляются два муравья.
1-й муравей: Мы - санитары леса
В труде и день и ночь!
Готовы мы больному
От всей души помочь!
2-й муравей: Отвезем тебя, сестрица,
В муравьиную больницу!
Будешь скоро ты опять
Ловко крылышком махать! Забирают «больную» и уходят.
Ведущая:
Вот видишь, что ты натворил!
В лесу, где хочешь ты ходил!
Опять не знаешь, право.
Ты одно простое правило!
1-й ребенок:
Не рви цветы и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зеленую былинку.
В лесу ходи лишь по тропинке!
Ведущая:
Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
А теперь настало время
В книгу жалоб заглянуть.
Открывает книгу, раздается шум, птичий крик, писк. На поляну под «звуки общения птиц» вылетают две птицы, имитируя беспокойство.
Мальчик:
Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
1-я птица:
Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
2-я птица:
Как мы только не старались,
Только больше запыхались!
Кто родителям поможет,
Кто птенца в гнездо положит?
Андрей:
Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Где гнездо и где птенец,
Ну, ведите ж, наконец!
Птицы и Андрей подходят к дереву с гнездом. Андрей сажает птенчика (игрушку) в гнездо.
Андрей: Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Птицы:(вместе) Спасибо, Андрей, ты выручил нас
И наше потомство от гибели спас! (Улетают)
Ведущая:
Что за чудо – наш Андрей
Стал умнее и добрей!
Мальчик:
Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Песня «Здравствуйте, птицы!».
Ведущая:
Откроем книгу и вперед,
Другая жалоба нас ждет!
Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени!» выходят муравьи, держат узелки с вещами.
Что случилось, муравьишки,
Как делишки, как детишки?
Муравей:
Старым стал наш отчий дом,
Еле выбрались, с трудом!
Наступил на дом медведь,
Рухнул домик, где нам жить?
Кто поможет муравью
Защитить его семью?
Андрей:
Поправимо ваше дело,
Быстро я возьмусь за дело!
Чтобы прочным был ваш дом,
Нужен крепкий вам забор!
Андрей с муравьями под русскую народную мелодию «Из под дуба» чинит муравейник.
Муравей:
Домик наш готов, спасибо,
Стал он крепким и красивым!
Девочка:
Ты сделал еще одно доброе дело,
Тебя мы в команду берем свою смело!
Мальчик надевает на Андрея зеленую пилотку и на руку повязку.
Мальчик:
Ты правило выполнил очень простое,
А дети тебе его просто напомнят.
Ребенок: Муравьиный дом - в глуши,
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!
Ведущая:
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
1-й ребенок:
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
2-й ребенок:
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог,
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
3-й ребенок:
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал!
4-й ребенок:
И становится все мельче
Море дивное Арал!
Андрей:
Если только захотите
Вы природе помогать,
Лучше правила учите,
Чтобы их не забывать!
Все:
Умных правил не забудем,
Уважать природу будем!
Заключительный танец