Анна Пилатова
Проект «Пять шагов по городу Братску»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационный
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка: ребенок и взрослый – участники от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: детский сад, территории социальных партнеров ДДЮТ, ДЮСТШ, ДК «Энергетик», СОШ №18, библиотека, семьи воспитанников.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Проблема, её актуальность:
Публикация «Проект „Пять шагов по городу Братску“» размещена в разделах
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится формирование творческой личности.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным счастливым, умным, добрым и успешным.
Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО, в сентябре 2015года в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом посёлка Энергетик, был запущен долгосрочный проект «Пять шагов по городу Братску».
Сотрудничество с каждым учреждением позволяет повысить спрос на образовательные услуги для детей дошкольного возраста, помогает подготовить детей к более легкой адаптации в новой социальной среде, развивает коммуникативные качества, повышает уровень творческого саморазвития участников воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
Развитие сетевого взаимодействия МБДОУ «ДСОВ №39» с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС в ДОУ для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Задачи:
*Создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
*Установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного общественного окружения;
*Развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
*Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой Родине – городу Братску;
*Формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Предполагаемый результат:
* Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
* Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
* Создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;
*Создание единой воспитательной системы - для расширения кругозора дошкольников, формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, возраста, с представителями разных профессий, воспитания уважения к труду взрослых.
Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:
Игровая Познавательная Творческая Самореализация
Мотивация для педагогов:
Творческая самореализация детей Успешное прохождение аттестации
Повышение педагогического рейтинга.
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:
Демонстрация талантов и способностей своих детей
Укрепление детско-родительских отношений
Творческая самореализация
Этапы реализации проекта:
Проектирование:
I этап Подготовительный
Содержание деятельности:
*Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проекту.
*Укрепление материально-технической базы: оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей
Ответственные: Воспитатели
Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Формы работы:
*чтение художественной литературы
*беседы
*создание картотек
*проведение образовательной деятельности
*экскурсии, виртуальные экскурсии
*просмотр фильмов, презентаций
*создание интерактивных игр, д/игр
*взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)
Карта детских идей:
(модель трёх вопросов)
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
1. Школа:
В школе учатся. Аня
Получают оценки. Артём О.
Находят друзей. Марта
2. ДЮСТШ:
Как переходить дорогу. Егор Ч.
Сигналы светофора. Юля
3. Библиотека:
Живут там книги.
Берут домой книги читать. Лиза
4. ДДЮТ
Там много интересных предметов и картин.
Мы ходим на выставку рисунков. Саша
5. ДК Энергетик
Покупают билеты.
Красиво одеты артисты. Школа:
Для чего нужно ходить в школу?
Что есть в школе? Дима
ДЮСТШ:
Правила пешехода. Егор Б.
Как действовать в опасных ситуация. Диана
Библиотека:
Как записаться в библиотеку и надо ли возвращать книги?
Почему у каждой книги своё место? Соня К.
ДДЮТ
Как появились предметы в музее, и кто работает в музее?
ДК Энергетик
Как стать артистом?
Кто работает в театре? В библиотеке
В интернете
Прочитать в книгах
Спросить у родителей
Посмотреть по телевизору
II этап – Деятельностный
Сетевая паутинка по проекту по направлениям развития (образовательным областям)
Образовательная область «Речевое развитие»
*Беседы: «Профессия актёр», «Библиотекарь», «Мы бедующие ученики», «Сколько глаз у светофора», «Какие бывают музеи», «Где живут книги», «Театр и его жизнь»
*Чтение художественной литературы: Виктор Голявкин «Тетрадки под дождём», В. Драгунский «Главные реки», Марина Дружинина «Опоздание»,В. Берестов «Как хорошо уметь читать» ; Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» ….
*Чтение стихотворений, загадок, поговорок о школе, музее, библиотеке, театрах, дорожных знаках и правилах поведения
*Словесные игры «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Продолжи предложение», «Найди лишнее слово»….
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
*Дидактические игры: «Собери портфель», «Весёлые задачи"; "Угадай знак», «Что лишнее», «Правила дорожного движения», «Поведения на дороге», «Улица полна неожиданностей»; «Оркестр», «Музыкальная лесенка», «Музыкальное лото»; «Назови автора», «Сказки по картинкам»….
*Проблемно-игровые ситуации: «Что было бы, если не было дорожных знаков», «Чтобы было бы, если закрыли все школы», «Может ли театр существовать без актеров»….
*Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Я иду в библиотеку», «Посещение музея», «Инспектор ПДД», «Школа юного водителя», «Постановка спектакля», «Мы шоферы», «Угадай мелодию»….
*Посещение виртуального музея: «Культурные достопримечательности города Братска»…
*Практические занятия для пешеходов: «Правило правой стороны», «Подчиняйся светофору», “На перекрестке Дядя Степа”
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Я иду в школу», «Школьные принадлежности», «Моя школа», «Первый раз, в первый класс»; «Дорожные знаки», «Улица нашего города», «Светофор», «Мой любимый транспорт», «Спецтехника»; «Моя любимая книга», «Дом книги»; Пейзажи «Зимняя сказка», «Осенняя пора»,натюрморты «Ваза с цветами», «Корзина с фруктами»; «Костюмы маскарада», «Музыкальные инструменты»
Ручной труд: «Пригласительные билеты», «Закладка для книг», «Макет светофора», «Книжки малышки»….
Аппликация: «Машины», «Школа», «Укрась книгу», «Наш город»….
Лепка: «Инспектор ПДД», «Машины специального назначения»
Образовательная область
«Физическое развитие»
Физ. минутки: «Часы», «Весна-красна», «Осень», «Мы шагаем по дороге»
Гимнастика для глаз: «Солнышко», «Весёлая неделька»
Подвижные игры: «Слепой шофёр», «Инспектор», «Автомобилисты», «Красный, желтый, зеленый», «Цветной светофор», «Кто быстрее к флажку»; «Кто быстрее соберет портфель», «Веселый счет».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Образовательные ситуации: «Мы будущие ученики», «Путешествие в страну Светофорию», «Я познаю мир», «ПДД глазами детей», «Книга наш лучший друг», «Звуки музыки», «Путешествие в прошлое музыкальных инструментов», «Вежливое слово», «Уроки этикета»
Задания: «Работа в тетрадях», «Лабиринты», «Соедини по точкам»
Шаг №1 Взаимодействие с Дворцом детского и юношеского творчества.
Социальный партнер – «ДДЮТ» города Братска.
Цель блока: Формирование целостной системы взаимодействия ДОУ с коллективами ДДЮТ для развития творческих способностей воспитанников, воспитания нравственных качеств.
Задачи блока:
*Расширять взаимодействие ДОУ с ДДЮТ для создания единой социокультурной педагогической системы.
*Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию духовно-нравственных качеств в системе «ребенок-педагог-родитель».
*Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
*Развитие духовно-богатой личности ребенка.
*Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
*Развитие коммуникативных способностей детей.
*Развивать способность познавать мир умом и сердцем, выражать свои эмоции и чувства, познавать радость творчества.
*Формирование таких качеств как гуманизм, сочувствие, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, желание оказать помощь.
Формы и методы работы:
*беседы.
*изготовление поздравительных открыток, подарков.
*чтение художественной литературы.
*участие в разработке эмблемы общества.
*участие в конкурсах.
*циклы занятий по теме.
*просмотры фильмов.
*ситуативные разговоры и беседы.
*выставки.
*творческие работы детей с родителями.
Шаг № 2 Взаимодействие с отделом культуры поселка Энергетик, города Братска.
Социальный партнер – ДК «Энергетик» уроки «Маленькой феи»
Цель блока: Объединить усилия ДОУ с отделом культуры города для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи:
*Способствовать созданию условий для развития творческого потенциала и познавательной активности у детей участников образовательного процесса.
*Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.
*Совершенствование форм взаимодействия для расширения социально – образовательной системы ДОУ.
Ожидаемые результаты:
*Социокультурная самореализация детей.
*Формирование основ музыкальной культуры детей.
*Развитие интереса к музыке.
*Всестороннее развитие личности.
Формы и методы работы:
*беседы по теме.
*демонстрация музыкальных инструментов.
*посещение концертов в ДК.
*создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
*наглядная пропаганда.
*экскурсии.
*фольклорные праздники
*чтение художественной литературы.
*знакомство с музыкальными инструментами
Шаг №3 Взаимодействие с детской библиотекой.
Социальный партнер – библиотека.
Задачи:
* формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг;
*Развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;
*Формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
Ожидаемые результаты:
*Способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми.
*Информирует о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей.
Формы и методы работы:
*экскурсии в библиотеку;
*знакомство и взаимодействие с библиотекой;
*посещение мини-музея библиотеки;
*участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
*совместные праздники;
Шаг№4 Взаимодействие со спортивным учреждением.
Социальный партнёр – МАОУ ДОД «ДЮСТШ» - школа по ПДД
Цель блока: формирование у обучающихся основ безопасного поведения на дорогах, удовлетворение их интересов в области дорожного движения, создание условий здорового творческого досуга.
Задачи:
Обучающие:
*познакомить с основами безопасности дорожного движения:
*ознакомить с правовой ответственностью в сфере дорожного дви-жения;
*обучить правилам оказания первой медицинской помощи;
*ознакомить с устройством велосипеда, веломобиля;
*обучить управлению велосипедом, веломобилем.
Развивающие:
*развить интерес к истории российского автомобилестроения;
*развить навыки вождения простейших транспортных средств.
Воспитательные:
*воспитать чувство долга и ответственности в выполнении работ;
*воспитать трудолюбие и аккуратность.
Задачи:
*Объединить усилия сотрудников, родителей, спортивного учреждений для эффективной организации профилактики физкультурно-практической работы по ПДД.
*Повысить знания детей о правилах дорожного движения за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
*Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему поведению на дорогах всех участников образовательного процесса.
*Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
*Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям по ПДД.
*Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области ПДД всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
*Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ со спортивными учреждениями города для укрепления и сохранения здоровья детей.
*Осознание детьми понятия «ПДД» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
*Овладение навыками «правильного пешехода».
*Снижение уровня дорожных происшествий с участиями детей.
*Формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
*Систематическая, разноплановая работа, использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы повышения компетентности педагогов и родителей в сотрудничестве с ГИБДД-принесут хороший результат по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
*Формирование коммуникативных навыков.
Формы и методы работы:
*посещение уроков ПДД детьми подготовительной к школе группы
*совместные праздники и развлечения
*выставки детских работ
*акция «Зеленый огонёк»
*организация сюжетно-ролевой игры «Школа юного пешехода», дидактических и словесных игр
*чтение художественной литературы
*видеоаппаратура с подборкой видеофильмов по безопасности дорожного движения
*мультимедийная аппаратура с подборкой обучающих и игровых программ по ПДД.
*на занятиях используются словесные методы обучения - объяснения, рассказ, беседа; наглядные - демонстрация пособий и видеоматериалов по тематике, плакаты, показ приемов оказания первой медицинской помощи и вождения велосипеда (веломобиля); практические - оказание первой медицинской помощи, практическая езда на велосипеде, веломобиле.
Шаг №5 Взаимодействие со школой
Социальный партнер – МБОУ СОШ №18
Цель блока: Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
Задачи блока:
*Успешная адаптация к школе
*Углублять интерес детей к школе, снять чувство тревоги.
*Развивать коммуникативные навыки, внимание, память, быстроту реакции.
*Воспитывать любознательность и интерес друг к другу.
*Создать позитивное отношение к будущей социальной роли – ученик.
*Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
*Повышение педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе.
Ожидаемые результаты:
*Облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе.
*Развитие коммуникативных навыков.
*Профессиональный рост педагогов ДОУ.
*Педагогический подход родителей в подготовке детей к школе.
Формы и методы работы:
*экскурсии в школу.
* посещение уроков детьми подготовительной к школе группы.
*посещение школьниками детского сада.
*совместные праздники и развлечения.
*выставки детских работ.
*акция «Добрые дела».
*организация сюжетно-ролевой игры «Школа», дидактических и словесных игр.
*чтение и анализ художественной литературы.
Работа с родителями:
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.
Цель: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
*приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
*оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
*изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Формы и методы работы:
*проведение консультаций и родительских собраний по теме
*анкетирование
*посещение концертов в ДК
*наглядная пропаганда
*творческие работы детей с родителями
*семинары-практикумы для родителей
*конкурсы
*оформление фотоальбомов
*выставки
*встречи с преподавателями
*проведение педагогических часов и педагогических советов для педагогов ДОУ совместно с учителями школы
* анкетирование.
III этап Завершающий
Анализ и обобщение реализации блоков проекта. Рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике.
Оценка результатов проекта:
Дети:
*Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов
*Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса
*Овладение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства
*Овладение развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
*Дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
Родители:
*Произошло сближение с детьми и педагогами группы, появился интерес к событиям, происходящим в детском саду, к мероприятиям, проходящим в социальных институтах нашего города
Педагоги:
*После проекта желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но и у педагогов других групп
*Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты
Презентация проекта:
*Презентация фильма «Пять шагов по городу Братску»
*Выставка фотоальбомов
*Викторина «Знаю и люблю свой город Братск»
*Обсуждение итогов проекта
Выводы:
Воспитательно-образовательный процесс будет более эффективным, если ДОУ систематически и качественно ведет работу с социальными учреждениями города.
Создание партнерских отношений с социальными институтами нашего города позволило использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, значительную помощь внесло в решение многих образовательных задач, тем самым повысило качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Проект «Пять шагов по городу» представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.