Альфия Юсупова
Проект педагогического журнала «В мире прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский.
Аннотация проекта :
Данный проект направлен на поддержку родительской инициативы, информирования родителей о жизни в группе, повышения их педагогической культуры в вопросах художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста, формирования сотрудничества родителей с педагогами, популяризацию работы МДОУ. Журнал является результатом творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей. Издаётся с периодичностью 7 раз в год с октября 2020 г. Распространяется среди родителей группы.
Публикация «Проект педагогического журнала „В мире прекрасного“» размещена в разделах
Целевая аудитория проекта :
- Дети младшего возраста;
- Педагоги;
- Родители
Проблема: недостаточная компетентность родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Художественно-эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью формирования духовного мира, нравственного облика, художественных способностей, творческого мышления современного человека, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества. Оно способствует формированию личности, развитию эстетических потребностей, вкусов, взглядов, отношений к окружающей действительности и миру искусства. Оно дарит счастье владения языком искусства, красоты, художественного творчества.
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой деятельности, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детей требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, так как семья является первым институтом социализации. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные, жизненные позиции.
«Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимодействие с семьями по всем вопросам, в том числе и по художественно-эстетическому развитию детей.
Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является:
- развитие способности художественного видения мира;
- приобщение к миру искусства;
- развитие художественно-творческих способностей.
По всем трем направлениям должна проводиться тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания.
Одним из эффективных форм работы с родителями по вопросам художественно – эстетического развития детей является журнал, так – как не все родители могут посещать родительские собрания или присутствовать на каких – либо иных мероприятиях. Информационный журнал – это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.
Новизна. Журнал – это форма взаимодействия с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников образовательной деятельности, позволяющая повысить их педагогическую грамотность в вопросах художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста, а также направленная на формирование сотрудничества родителей с педагогами, на популяризацию работы МДОУ. Это и способ педагогического информирования, и средство развития педагогических способностей всех участников педагогического процесса.
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- педагогическое просвещение родителей по вопросам художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста;
- обеспечение художественно-эстетического и эмоционального
развития ребенка в дошкольном учреждении и семье;
- пропаганда положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста, оказание необходимой консультативной помощи через журнал;
- создание позитива в отношениях детский сад-ребенок-семья;
- побуждение родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами;
- активация творческого и информационного потенциала педагогов в просветительской работе с семьей, внедрение мотивационных стимулов
Принципы, по которым работает журнал :
Принцип гуманизации: главный принцип «Не навреди!»;
Принцип преемственности: обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;
Принцип единства: единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе ДОУ и семей.
Ожидаемые результаты:
- ежемесячный выпуск газеты «В мире прекрасного»;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников;
- повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями, развитие их элементарных журналистских способностей и общей культуры.
Журнал «В мире прекрасного» выходит 7 раз в год. Каждый номер журнала освещает определенную тему, состоит из следующих рубрик:
Родительская академия. Психолого - педагогическая просвещение родителей.
Шпаргалка для родителей. Советы и рекомендации по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Наши руки не для скуки. Рекомендации по совместному творчеству детей и родителей в домашних условиях.
Наша жизнь в детском саду. Интересные мероприятия, происходящие в ДОУ в обозначенный период времени.
Детская страничка. Стихи, сказки, потешки, песенки, загадки, игры и т. д.
№ выпуска Основная тема выпуска Месяц
Выпуск №1 Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Октябрь
Выпуск №2 Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания дошкольников Ноябрь
Выпуск №3 Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Декабрь
Выпуск №4 Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания. Февраль
Выпуск №5 Мордовская национальная культура в развитии детей дошкольного возраста. Март
Выпуск №6 Детская литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Апрель
Выпуск №7 Природа в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Май
В перспективе планируется работа следующих рубрик:
Делимся опытом. Родители будут делиться положительным педагогическим опытом в вопросах художественно – эстетического воспитания, высказывать свою точку зрения по некоторым аспектам работы учреждения, рассказывают о своем сотрудничестве с педагогами ДОУ.
Ваш вопрос – наш ответ. Актуальные вопросы от родителей по проблемам воспитания дошкольников.
В мире музыки. Консультативный материал музыкального руководителя.
Рубрики журнала могут пополняться и заменяться.
На примере других образовательных учреждений практика показала, что данная форма педагогического просвещения родителей, сотрудничества с ними целесообразна, эффективна и результативна.
Литература:
Варкки Н. Ребенок в мире творчества : Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С. 57-67.
Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду / В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2002.
Волынин В. И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников. : Учебное пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007
Воспитание дошкольников в семье: (вопросы теории и методики) / под ред. Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 2008.
Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. - М., 2010.
Мерзлякова С. И., Куцакова Л. В. Воспитание ребё нка-дошкольника: В мире прекрасного. – М., 2005.
Основы эстетического воспитания / под ред. Н. А. Кушаева. – М., 2005.
Петрова Т. И. «Театрализованные игры в детском саду» М. : 2000г.
Чумичёва Р. М «Дошкольникам о живописи»., М. : 2002г.
Шатова А. С. Семья, ребёнок, детский сад. – М., Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 2005.