Татьяна Санникова
Проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. История родного поселка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовила:
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 33
комбинированного вида
Санникова Татьяна Николаевна
Одинцовский муниципальный район
2016
Информационная карта проекта
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, История родного поселка“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проект : «Наша малая Родина».
Автор: старший воспитатель Санникова Татьяна Николаевна.
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети, родители, творческая группа педагогов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели, социальные партнеры (труженики тыла и ветераны труда, Немчиновский лицей, библиотека р. п. Новоивановское, Муниципальное автономное учреждение культуры и спорта «МасимуМ»).
Возраст детей : 6-7 лет.
Актуальность:
Воспитание любви к Родине, является важной педагогической задачей. Любовь к родной земле, языку, культуре, традициям, знание и уважение к истории свой народа – все это входит в понятие «патриотизм». Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к своему дому, улице, на корой он живет, детскому саду, родному городу или поселку. Идет масштабное строительство, часто поселки теряют свой самобытный вид. Наш поселок Новоивановское, в прошлом часть поселка Немчиновка, изменился до неузнаваемости. Только ветераны могут рассказать, об истории нашей Малой Родины.
Проблема:
На сегодняшний день остро стоит проблема незнания детьми своих истоков, истории своей малой Родины. Многие жители нашего поселка приехали недавно и ничего не знают об истории поселка Новоивановское. Важно дать эти знания детям и их молодым родителям.
Цель: воспитание любви и уважения к нашей малой Родине.
Задачи проекта для детей :
- дать представление детям о том, что у каждого человека малая Родина – это
место, где он родился и где прошли его детские годы;
- познакомить детей с историей нашего поселка : его прошлым, настоящим;
- познакомить с гербом поселка Новоивановское;
- расширить и уточнить знания детей о родном поселке Новоивановское и его жителях;
- познакомить детей с замечательными жителями нашего поселка;
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых,
- умение видеть и ценить красоту родной природы.
- прививать любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о родном поселке.
для педагогов:
- объединение педагогов в единый творческий коллектив для разработки проекта;
- создание информационной базы для родителей;
- создание условий в предметно-развивающей среде группы и детского сада по воспитанию патриотических качеств личности.
для родителей:
- знакомство родителей с историей нашей малой Родины;
- развивать умение создавать условия для ознакомления детей с достопримечательностями поселка Новоивановское,
- активное участие в мероприятиях детского сада по воспитанию у детей патриотического воспитания.
для социальных партнеров:
- проведение встреч в детском саду для педагогов и родителей по ознакомлению с историей малой Родины,
- ознакомление детей, педагогов и родителей с историей нашей малой Родины.
Методы исследования:
для детей - Наблюдение за влиянием образовательного процесса на развитие патриотических качеств личности; анкетирование, опрос, наблюдение.
для педагогов: анкетирование по теме «Наша малая Родина», анализ краеведческой литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов;
для родителей: анкетирование по теме "Наша малая Родина".
Форма проведения итогового мероприятия проекта
Праздник "Наша малая Родина"
Продукты проекта для детей :
- произведения детского творчества (коллажи, рисунки, изделия из пластилина, бросового материала,
- праздник «Наша малая Родина».
- СD-диск с презентацией проекта.
для педагогов:
- конспекты мероприятий,
- образцы планирования по патриотическому воспитанию,
- СD- диск «Наше Новоивановское»,
- СD-диск с презентацией проекта.
для родителей:
- библиография по патриотическому воспитанию детей,
- информационный стендовый материал,
- памятки «Будем беречь наш поселок»,
- выставки совместного творчества, фотовыставки.
для социальных партнеров:
- творческие работы детей;
- СD- диск «Наше Новоивановское»;
- фотовыставки.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей :
- сформированность знаний об истории поселка Новоивановское, познавательная активность;
- повышение уровня знаний о жителях нашего поселка;
- развитие патриотических качеств личности.
для педагогов:
- интерес новому виду сотрудничества с семьей;
- мотивация использования методов проектов в педагогической деятельности;
- умение планировать проектную деятельность.
для родителей:
-повышение чувства ответственности за будущее детей,
- активная позиция в создании условий для патриотического воспитания в семье;
- интерес к новому сотрудничеству с детским садом.
для социальных партнеров:
- укрепление связей в социуме,
- перспективное взаимодействие МБДОУ детского сада № 33 комбинированного вида с ветеранами, Немчиновским лицеем и Автономным учреждением культуры и спорта «МаксимуМ».
Этапы проекта
Этапы проекта
Действия педагогов Действия детей
Действия родителей
Подготовительный
(проблема, планирование,
прогнозирование результатов / продуктов проекта)
Планирование всего проекта. Сбор справочного исторического материала.
Подбор методической и
художественной литературы.
Составление сценария
праздника «Наша малая Родина».
Подбор
пословиц и поговорок о Родине, дружбе, о труде,
подвижных игр, дидактических игр, пальчиковой гимнастики.
Создание предметно-развивающей среды. Проблемная ситуация: «Кто живет в нашем поселке», «Узнай, что было раньше»,
«Мы знакомимся с улицами поселка».
Размышление детей, высказывание своих суждений.
Изобразительная деятельность по впечатлениям.
Анкетирование
родителей.
Оформление стенда «Наше Новоивановское».
Родительское собрание на тему: «Что мы знаем о нашем поселке?»
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Консультация для воспитателей
«Воспитание у дошкольников патриотических качеств личности»,
Семинар для воспитателей «Планирование работы по ознакомлению с нашей малой Родиной».
Выставка фотографий
«История нашего поселка».
Чтение художественной литературы детям
патриотического содержания.
Чтение сборника стихотворений
Наджарова В. В.
«Эхо Войны».
Разучивание пословиц и поговорок о Родине, труде и дружбе.
Оформление уголков патриотического воспитания. Беседы «Какие улицы есть в нашем поселке»,
«Кто живет в нашем поселке»,
«Что такое Родина?»
«Каким ты хочешь видеть наш поселок в будущем?»
Дидактические игры: «Угадай, по описанию»,
«Как называется эта улица».
Разучивание пословиц о Родине,
труде, дружбе.
Сюжетно-ролевые игры: «Строим новый детский сад», «Строим наш поселок»,
«Почта»,
«Пешеходы и водители».
Предметное и сюжетное рисование.
Аппликация.
Конструирование из строительного материала.
Беседа с детьми о достопримечательностях поселка и его истории.
Участие в конкурсах на базе Немчиновского лицея и центра МаксимуМа.
Совместное чтение художественной литературы с детьми о нашей Родине.
Участие в
мероприятиях по благоустройству поселка.
Оформление фотовыставки «Прошлое и настоящее нашей малой Родины».
Выпуск CD-диска
«Наше Новоивановское».
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
Организация праздника «Наша малая Родина».
Оформление фотовыставки и
выставки детских рисунков «Наша малая Родина»
Подведение итогов реализации
проекта. Коллективная аппликация «Улицы нашего посёлка».
Оформление альбома из детских работ.
Организация выставки детских работ
в ЦКиС
«МаксимуМ»
на тему
«Наша малая Родина».
Выпуск CD-диска
«Наше Новоивановское».
Перспективное планирование проекта «Наша малая Родина»
месяц Тема Цели Методы проведения
октябрь «Где мы живем?» Определить уровень знаний детей о нашей Родине. Уточнить, что дети знают о Москве. Уточнить, что дети знают о нашем поселке. Беседа «Наша страна»
Рассматривание иллюстраций.
Чтение ст. В. Степанова «Что мы Родиной зовем».
Дидактическая игра «Найди, такой же»
«Прогулка по посёлку» Определение уровня знаний детей о поселке
Новоивановское. Беседа «Как называются улицы нашего поселка»
П/и «Автомобили»
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Кто, на какой улице живет?»
«Угадай, где я нахожусь» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка. Беседа «Что есть в нашем поселке»
(школа, почта, храм, детский сад, Аллея Славы, центр «МасимуМ», торговый центр, аптека, Администрация, спортивно-игровой городок
«Планета детства»,
управление «Мособлгаз»)
Закреплять знания детей домашнего адреса.
Рассматривание
иллюстраций.
ноябрь «Достопримеча-
тельности родного поселка»
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города. Беседа «Наши достопримечательности»
Рассматривание иллюстраций.
Загадывание загадок по теме «Это есть в нашем поселке».
Герб поселка «Новоивановское» Познакомить детей с гербом поселка Новойвановское.
Рассматривание плаката
«Герб Новоивановского».
Беседа «Что обозначает
цвет герба и его рисунок».
Дидактическая игра
«Назови, чей герб» (Россия, Москва, Одинцово, Новоивановское)
«Дом, в котором ты живешь» Закреплять с детьми их домашний адрес.
Учить внимательно относиться к соседям,
быть приветливыми,
поддерживать чистоту и порядок в общем доме. Беседа «Дом, в котором ты живешь».
Дидактическая игра:
«Вам пришло письмо»
(уточнить домашний адрес)
Коллективная работа по подгруппам «Это наш дом».
«Жители нашего поселка»
Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда.
Беседа «Люди разных профессий».
Рассказать детям о жителях нашего поселка, их профессиях. Отметить, что в поселке живут : учителя, врачи, писатели, художники, композиторы, ученые, рабочие Рассматривание иллюст-раций «Профессии».
Сюжетно-ролевые игры
«Больница», «Строители»,
«Школа».
декабрь
«Кому, что нужно для работы»
Учить детей отличать профессии города от профессий села. Рассказать об Институте сельского хозяйства, фермах и теплицах, какие были в поселке.
Рассматривание фотографий и иллюстраций о тружениках села:
хлеборобах, машинистах по доению, пекарях.
Дидактическая игра
«Угадай профессию».
Разучивание стихотворения
«Чем пахнут ремесла»
Дж. Родари
«Наш детский сад» Познакомить детей с новым корпусом нашего детского сада.
Воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, интерес к их профессиям.
Закрепить знание маршрута от детского сада до дома. Экскурсия в новый корпус детского сада: физкультурный зал, бассейн, изостудия, новые группы, зимний сад.
Беседа «Что тебе больше всего понравилось»
Рисование «Мой любимый детский сад»
январь «Природа родного края» Расширять знания детей о природе Подмосковья, о птицах. Беседа «Леса Подмосковья и их обитатели». Развешивание кормушек на участке.
Коллективная аппликация
«Птицы на кормушке»
«История возникновения родного поселка»
Познакомить детей с историей возникновения поселка. Воспитывать интерес к истории поселка. Беседа «История поселка Немчиновка»
Рассматривание фотографий, иллюстраций. Аппликация «Улица нашего поселка»
«Как начинал строиться наш поселок»
Закреплять знания детей о том, как постепенно строился наш поселок, какие дома построены самыми первыми. Беседа «Дома такие разные: низкие и многоэтажные»
Рисование «Дома нашего поселка»
Сюжетно-ролевая игра
«Строители»
февраль «Экскурсия
в Немчиновский лицей» Воспитывать у детей уважение к труду учителя, желание идти учиться в школу. Посещение школы : спортивный зал, кабинет труда, актовый зал, кабинет информатики.
Беседа «Что мне понравилось в школе больше всего».
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
«Наша армия сильна» Познакомить детей с различными родами войск. Воспитывать чувство гордости за свою армию. Беседа «Наша армия».
Разучивание стихотворений.
Изготовление подарков для ветеранов.
«Масленица»
(прощеный день) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Воспитывать дружеское и уважительное отношение ко всем жителям поселка, желание общаться. Участие в традиционном ежегодном празднике «Масленица» на базе Немчиновского лицея.
Проведение игр, эстафет, соревнований.
март «Делу – время,
потехе – час»
Закреплять знания малых русского фольклора.
Разучивание пословиц о труде.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Рисование «Кем я хочу быть».
«Наши любимые, добрые бабушки» Воспитывать уважение к пожилым людям. Узнавать новое о труде взрослых в разные эпохи. Вечер встречи с ветеранами. Рассказы наших бабушек о своих профессиях. Детский мини-концерт (стихи, песни).
Сладкий стол «Вкусно и полезно». Обмен мам и бабушек рецептами блюд.
Вручение детских подарков бабушкам и мамам.
Чтение ст. Т. Боковой «Родина»
«Наш поселок в будущем»
Развивать познавательную активность детей.
Учить их отражать свои творческие замыслы в изодеятельности.
Беседа с детьми «Каким ты видишь наш поселок в будущем»
Рисование «Это наше Новоивановское»
Сюжетно-ролевые игры
«Строители», «Конструкторы».
Чтение ст. З. Александровой «Родина»
«Сделаем наш поселок чистым, уютным и красивым»
Воспитывать у детей трудолюбие, желание помогать взрослым в благоустройстве родного поселка.
Вспомнить и закрепить пословицы и поговорки о Родине, труде, дружбе.
Субботник по благоустройству участков детского сада и прилегающей территории.
Конкурс пословиц и поговорок.
апрель Акция
«Поможем ветеранам» Воспитывать внимательное и чуткое отношение к одиноким людям, живущим по соседству Изготовление подарков с детьми для ветеранов.
Домашние задание родителям: оказать посильную помощь по хозяйству одиноким ветеранам, живущим рядом.
«Вспомним тревожные годы»
Рассказать детям о тяжелых испытаниях, которые пережили
люди в годы войны.
Рассказать о подвиге
Алексея Чикина. Беседа
«В те годы была война»
Рассматривание плакатов и иллюстраций о войне.
Разучивание стихотворения
В. В. Наджарова «Подвиг солдата», посвященное А. Чикину.
Изготовление подарков ветеранам.
май «Наша малая Родина»
праздничное мероприятие Познакомить детей с ветеранами труда, тружениками тыла, почетными жителями поселка Новоивановское :
герой труда – доярка
Загороднева З. Ф. ,
писательница Наджарова Ж. С. ,
поэт Наджаров В. В. ,
композитор Чернавкин И. Е. Праздничная программа:
Встреча с ветеранами исполнение стихов, песен,
игры, эстафеты,
выступления ветеранов,
вручение подарков гостям.
Заключение
Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей патриотические качества личности, воспитывать гражданина своей Родины.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобранные беседы, рассказы, встречи с ветеранами, экскурсии, продуктивная деятельность помогают детям узнать историю своей малой Родины, окружающих людей. Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, за будущее своей Родины, чувства гордости за прошлое своей страны. С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме.
Только в содружестве детского сада и семьи можно воспитать у детей чувства патриотизма. Полученные знаний помогут детям в становлении нравственных качеств личности.
Список литературы
Аверьянов К., Митронов Н., Пузатиков А. Одинцовская земля – Энциклопедия Российских деревень, 1994
Аверьянов К., Митронов Н., Пузатиков А. Одинцово. Время и люди – Энциклопедия Российских деревень, 1994
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М., ЦГЛ, 2005
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная к школе группа – М., ЦГЛ, 2003
Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников – М., Просвещение, 1988
Жариков А. Д. Растите детей патриотами - М., Просвещение, 1980
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край – М., Просвещение, 1980
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., ТЦ Сфера, 2004
Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ - Москва : Сфера, 2006
Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А Как научить детей любить Родину– М. : АРКТИ, 2003.