МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Наталья Зайцева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Подразделения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Проблемой, решение которой постараюсь осветить в статье, являются условия формирования у старших дошкольников первичных представлений о своем Отечестве, а так же, как пробудить интерес и уважение к родному краю.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Формируя представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках педагог:

начинает знакомить детей с их малой родиной, достопримечательностями того места, где они живут: небольшими музеями, красивыми зданиями, памятниками (литературным героям, животным и т. п.) и др. ;

обсуждает с детьми, какие праздники празднуются в разное время года; объясняет, как к ним нужно готовиться, какие традиции существуют;

знакомит детей с флагом России, учит узнавать его.

создает условия для формирования нравственной основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Так же педагог активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фотопрезентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми. Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельности; для обогащения опыта партнерства, детско-родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре; соучастниками гражданско-патриотической акции, поскольку в семейном воспитании прародители являются трансляторами знаний об истории своего семейного рода, Отечества и ценности мира и спокойствия.

Основываясь на вышеизложенные принципы, работа с детьми старшего дошкольного возраста выстроена мною с учетом характеристики возрастных особенностей.

Детям 5-6 лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения, о труде взрослых. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно и легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Формирование начал самосознания старшего дошкольника связано с овладением элементарных сведений по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна). Помимо этого, дети 5-6 лет готовы знакомиться с построением карт, разного рода атласы и карты вызывают особый интерес: дети рассматривают их, ищут где находится другой город или деревня, где живут родственники, где находится их дом или другие известные им места. Начинается проявление интереса к историческим событиям и личностям, к жизни своих прародителей.

Основные цели и задачи патриотического воспитания, поставленные с учетом интеграции образовательных областей достигаются мною во время непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (ПР, художественном творчестве (Х-ЭР, музыкальных занятиях (Х-ЭР, развитии речи (РР, а так же проведении подвижных игр (ФР) и спортивных соревнований.

На примере НОД формирование целостной картины мира (курс знакомства старших дошкольников с Родным краем, малой Родиной на занятиях рассчитан на 1 раз в месяц, в течение года) познакомимся с основными темами, которые позволили мне добиться наиболее успешных результатов в патриотическом воспитании.

Сентябрь: Мы живем в городе. Закрепить и расширить знания о городе. Дать детям представление об истории возникновения и развития Москвы. Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси. Учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской культуре. Знакомство с Московским деревянным зодчеством. Исторические личности – Юрий Долгорукий, основатель Москвы.

Октябрь: Хлеб – всему голова. Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб, как это делали в старину на Руси. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, понимание значений русских пословиц: «Кто не работает – тот не ест», «Не трудиться - хлеба не добиться», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Ноябрь: Улицы Москвы. Продолжать знакомство с историей и культурой города. Формировать умение правильно называть адрес, где живешь, фамилию, имя и отчество свое и своих родителей (бабушек и дедушек). Затрагиваются приоритетные вопросы семейного воспитания

Декабрь: История русского костюма. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Январь: Идет волшебница зима. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре посредством русских пословиц и поговорок о родной природе: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет», «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты», «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг», «Мороз не велик, да стоять не велит», «В феврале два друга – мороз да вьюга»

Февраль: Защитники Отечества. Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

Март: Государственные символы России. Флаг, Герб, Гимн. Сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Донести до детей, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей представлений о назначении государственных символов тесно связано с воспитанием любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России. Познакомить с символическим значением цветов флага России, с изображением на гербе России, что несет большой потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Апрель: Широка страна моя родная. Дать представление о России как стране городов. Расширить представление детей об особенностях географического положения России. Обобщение знаний о том, что Россия оно из самых больших государств мира, чем богата наша страна: леса, реки, поля.

Формирование уважения и гордости к Родине посредством пословиц о родном крае «Красавица народная как море полноводная», «Волга – всем рекам мать» (о Волге, «Нет в мире краше Родины нашей», «Велика святорусская земля, а везде солнышко».

Май: Праздник со слезами на глазах. Пробуждать у детей чувство гордости за свое Отечество, восхищение мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину. Воспитание почтения памяти героев Великой Отечественной Войне.

Не стоит забывать о том, что колоссальную роль в развитии патриотического воспитания дошкольников играет семейное воспитание, поэтому мною разработан, апробирован и опубликован семейный досуг, рекомендованный родителям воспитанников как маршрут выходного дня по историческому маршруту района, основной целью которого являетсяпривлечь внимание детей и родителей к истории своего района, к улицам, на которых бывают каждый день. Воспитать гордость, патриотизм и любовь к своей малой Родине.

На прогулке дети узнают историю небольшой части первой трамвайной линии в своем районе. Именно в этом месте маршрут современного трамвая совпадает с когда-то проходившей здесь линией следования парового трамвая. Действующая остановка была создана на пути следования трамвая прошлого века, более 70 лет назад. Это вместительный деревянный павильон, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта. Это сохранившийся в единственном числе действующий остановочный павильон прошлого века в Москве. При ознакомлении детей с объектом архитектуры рекомендуется обратить внимание на чугунные опоры павильона, сохранившиеся с тех времен, им более 70 лет (так как деревянные покрытия сгорели и были отстроены заново).

Дети знакомятся с фотографиями прошлых лет, сделанные в местах прохождения маршрута.

Таким образом, изучая историю своего района, дети учатся любить свою родину-Россию.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Я работаю в группе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет. Свою.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работыВоенно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы В февральский день, морозный день Все праздник отмечают. Девчонки в этот славный день Мальчишек поздравляют. «Святое дело – Родине служить».

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики Мы живём на земле, где в годы Великой Отечественной войны каждый камень был обильно полит кровью наших дедов и прадедов. Старому Осколу.

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. В существовании общества происходят массовые перемены. В этот момент одной из главных задач является работа с подрастающим поколением по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 9 октября 2017 в 11:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зайцева (УИ 271230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД