Наталья Зайцева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Подразделения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Проблемой, решение которой постараюсь осветить в статье, являются условия формирования у старших дошкольников первичных представлений о своем Отечестве, а так же, как пробудить интерес и уважение к родному краю.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Формируя представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках педагог:
начинает знакомить детей с их малой родиной, достопримечательностями того места, где они живут: небольшими музеями, красивыми зданиями, памятниками (литературным героям, животным и т. п.) и др. ;
обсуждает с детьми, какие праздники празднуются в разное время года; объясняет, как к ним нужно готовиться, какие традиции существуют;
знакомит детей с флагом России, учит узнавать его.
создает условия для формирования нравственной основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Так же педагог активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фотопрезентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми. Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельности; для обогащения опыта партнерства, детско-родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре; соучастниками гражданско-патриотической акции, поскольку в семейном воспитании прародители являются трансляторами знаний об истории своего семейного рода, Отечества и ценности мира и спокойствия.
Основываясь на вышеизложенные принципы, работа с детьми старшего дошкольного возраста выстроена мною с учетом характеристики возрастных особенностей.
Детям 5-6 лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения, о труде взрослых. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно и легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Формирование начал самосознания старшего дошкольника связано с овладением элементарных сведений по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна). Помимо этого, дети 5-6 лет готовы знакомиться с построением карт, разного рода атласы и карты вызывают особый интерес: дети рассматривают их, ищут где находится другой город или деревня, где живут родственники, где находится их дом или другие известные им места. Начинается проявление интереса к историческим событиям и личностям, к жизни своих прародителей.
Основные цели и задачи патриотического воспитания, поставленные с учетом интеграции образовательных областей достигаются мною во время непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (ПР, художественном творчестве (Х-ЭР, музыкальных занятиях (Х-ЭР, развитии речи (РР, а так же проведении подвижных игр (ФР) и спортивных соревнований.
На примере НОД формирование целостной картины мира (курс знакомства старших дошкольников с Родным краем, малой Родиной на занятиях рассчитан на 1 раз в месяц, в течение года) познакомимся с основными темами, которые позволили мне добиться наиболее успешных результатов в патриотическом воспитании.
Сентябрь: Мы живем в городе. Закрепить и расширить знания о городе. Дать детям представление об истории возникновения и развития Москвы. Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси. Учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской культуре. Знакомство с Московским деревянным зодчеством. Исторические личности – Юрий Долгорукий, основатель Москвы.
Октябрь: Хлеб – всему голова. Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб, как это делали в старину на Руси. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, понимание значений русских пословиц: «Кто не работает – тот не ест», «Не трудиться - хлеба не добиться», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Ноябрь: Улицы Москвы. Продолжать знакомство с историей и культурой города. Формировать умение правильно называть адрес, где живешь, фамилию, имя и отчество свое и своих родителей (бабушек и дедушек). Затрагиваются приоритетные вопросы семейного воспитания
Декабрь: История русского костюма. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Январь: Идет волшебница зима. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре посредством русских пословиц и поговорок о родной природе: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет», «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты», «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг», «Мороз не велик, да стоять не велит», «В феврале два друга – мороз да вьюга»
Февраль: Защитники Отечества. Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
Март: Государственные символы России. Флаг, Герб, Гимн. Сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Донести до детей, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей представлений о назначении государственных символов тесно связано с воспитанием любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России. Познакомить с символическим значением цветов флага России, с изображением на гербе России, что несет большой потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Апрель: Широка страна моя родная. Дать представление о России как стране городов. Расширить представление детей об особенностях географического положения России. Обобщение знаний о том, что Россия оно из самых больших государств мира, чем богата наша страна: леса, реки, поля.
Формирование уважения и гордости к Родине посредством пословиц о родном крае «Красавица народная как море полноводная», «Волга – всем рекам мать» (о Волге, «Нет в мире краше Родины нашей», «Велика святорусская земля, а везде солнышко».
Май: Праздник со слезами на глазах. Пробуждать у детей чувство гордости за свое Отечество, восхищение мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину. Воспитание почтения памяти героев Великой Отечественной Войне.
Не стоит забывать о том, что колоссальную роль в развитии патриотического воспитания дошкольников играет семейное воспитание, поэтому мною разработан, апробирован и опубликован семейный досуг, рекомендованный родителям воспитанников как маршрут выходного дня по историческому маршруту района, основной целью которого являетсяпривлечь внимание детей и родителей к истории своего района, к улицам, на которых бывают каждый день. Воспитать гордость, патриотизм и любовь к своей малой Родине.
На прогулке дети узнают историю небольшой части первой трамвайной линии в своем районе. Именно в этом месте маршрут современного трамвая совпадает с когда-то проходившей здесь линией следования парового трамвая. Действующая остановка была создана на пути следования трамвая прошлого века, более 70 лет назад. Это вместительный деревянный павильон, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта. Это сохранившийся в единственном числе действующий остановочный павильон прошлого века в Москве. При ознакомлении детей с объектом архитектуры рекомендуется обратить внимание на чугунные опоры павильона, сохранившиеся с тех времен, им более 70 лет (так как деревянные покрытия сгорели и были отстроены заново).
Дети знакомятся с фотографиями прошлых лет, сделанные в местах прохождения маршрута.
Таким образом, изучая историю своего района, дети учатся любить свою родину-Россию.