Ольга Уразгильдина
Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа –праздником «Масленица» через искусство складывания из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Ознакомление с традициями и культурой русского народа – праздником «Масленица» через искусство складывания из бумаги «Оригами» с детьми 3-4 лет)
Исполнитель:
Уразгильдина Ольга Викторовна,воспитатель
Проект : Ознакомление с традициями и культурой русского народа – праздником «Масленица» через искусство складывания из бумаги «Оригами» с детьми 3-4 лет
Содержание
Актуальность темы проекта…. …2
Проблема проекта….…. 4
Публикация «Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа –праздником „Масленица“ через искусство складывания из бумаги» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Поделки из бумаги
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цели и задачи проекта…5
Участники проекта…. …. 6
Сроки реализации проекта….…6
Планируемые результаты …. 7
План деятельности….….8
Возможные негативные последствия, риски реализации проекта и меры по их устранению….…. 12 Возможность продолжения проекта и распространения результатов (устойчивость проекта…. ….…12
Литература…. …13
Тип проекта : творческий, информационно-познавательный.
Актуальность темы проекта :
Ребё нок в дошкольный период устанавливает связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы даем возможность детям прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного, музыкального и художественного народного творчества. Неотъемлемым атрибутом народных праздников, в том числе и Масленицы, является оригами.
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с ним. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Оно привлекает ребенка возможностью самим создать поделку из бумаги, которую он будет использовать в играх, сможет подарить на праздник родным и близким. Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Психологи сделали выводы о том, что оригами: улучшает мелкую моторику обеих кистей рук; повышает уровень интеллекта, улучшает развитие речи; активизирует у ребенка творческое мышление, развивает воображение. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В процессе работы по оригами решаются математические задачи: дети знакомятся с геометрическими фигурами, ориентируются на листе бумаги. Дети учатся творить. Данный проект позволит детям познакомиться с традицией проведения этого праздника, с техникой оригами. Привлечет родителей к активному участию в проекте. Исходя, из выше перечисленного делаем вывод, что данный проект актуален для меня, для обучающихся детей моей группы и их родителей.
Проблема, на решение которой направлен проект :
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. То есть приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
В школе обращают мало внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем материала, порой огромный. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе. И нужно ее начинать как можно раньше.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта : Познакомить детей с народным праздником Масленица. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе всестороннее интеллектуального и эстетического развития детей, путем овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи проекта :
Обучающие
• Познакомить детей с праздником Масленица
• Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.
• Познакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания листа бумаги без применения ножниц и клея.
• Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами через любовь к народным традициям, праздникам.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих педагогических условий: • Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка. • Планирование занятий от простого к сложному, тематическими циклами. • Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.
Приё мы:
- демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта и ответ на поставленный вопрос.
Принципы:
o Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка;
o Принцип связи обучения с жизнью;
o Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет
личностных, возрастных особенностей детей.
Методы и формы:
1. Словесный: рассказ, беседа, показ, объяснение, художественное слово;
2. Наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий;
3. Практический: применение приобретенных знаний на практике
Участники проекта : группа детей 3-4 лет
Сроки реализации проекта : краткосрочный (одна неделя)
Планируемые результаты:В ходе поставленных задач дети познакомятся с традициями проведения народного праздника - Масленицы, с традициями русского народа. У детей проявится интерес к овладению простыми способами работы с бумагой. Дети станут более усидчивыми, внимательными. Научатся использовать поделки в повседневной жизни: играть с ними, дарить родным и близким. Дети будут бережнее относиться не только к своим работам, но и ценить работы других; будут не так остро переживать свои временные неудачи, ведь бумажную поделку можно переделать: развернуть и согнуть ее по-новому, и все-таки, добиться результата. Это особенно важно для гиперактивных детей, а они в группе есть. В процессе работы расширится и укрепится связь родителей с детьми и детским садом.
Результат проектной деятельности :
o Коллективная работа «К нам гости пришли…», посвящённая проводам зимы и встрече весны.
o Создание картотеки детской и методической литературы.
o Обновление эстетического пространства группы.
Способы диагностики:
а) овладение техникой оригами (сгибание квадрата пополам, по диагонали, загибать углы к центру квадрата);
б) анализ продуктов детской деятельности;
в) проявление творчества (дополнение изображения дополнительными деталями).
Методическое обеспечение
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Дети обеспечиваются необходимыми материалами; каждый ребёнок привлекается к выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
План деятельности:
Этапы проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
1 этап подготови-тельный Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. Составление тематического планирования Рассматривание альбомов и репродукции картин. Чтение художественной литературы по заданной теме.
2 этап выполнения Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси, искусстве оригами, свойствах бумаги. Беседа с детьми о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу. Беседа об оригами, рассматривание альбома «Оригами» Консультация для родителей «Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться»
3 этап результаты Коллективная работа «К нам гости пришли…», посвящённая проводам зимы и встрече весны.
Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании Активное участие детей Консультация для родителей «Широкая Масленица (оригами с малышами)»
План реализации проекта
Дни недели Цели и задачи Содержание
Понедельник -«Встреча» Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. Изготовление поделки оригами: «Флажок». Учить складывать квадрат пополам по диагонали, внимательно, слушать педагога, восхищаться готовыми работами. Побуждать желание выполнять поделки своими руками. Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
Беседа об Оригами. Рассматривание альбома «Оригами»
Вторник - «Заигрыш»
Расширять знания детей о видах устного народного творчества.
Изготовление поделки оригами: «Платочек».
Продолжать учить складывать квадрат пополам по диагонали развивать мелкую моторику; дополнять изображение дополнительными деталями; воспитывать аккуратность в работе. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Разучивание песен про блины.
Среда - «Лакомка»
Познаём секреты русской кухни.
Изготовление поделки оригами: «Блинчики».
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы к центру квадрата. Побуждать желание выполнять поделки своими руками. Загадки о блинах.
Четверг -«Разгуляй»
Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества. Изготовление поделки оригами: «Конфетки».
Закреплять умения складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположенные углы квадрата к центру квадрата. Вызвать положительные эмоции детей при просмотре работ. Разучивание поговорок про Масленицу и блины.
Пятница - «Посиделки»
Закрепить представление о «Масленице», знать, уметь играть в народные игры, воспитывать любовь к культуре.
Коллективная работа -оригами: "К нам гости пришли…», посвящённая проводам зимы и встрече весны.
Продолжать учить детей сгибать квадрат пополам, дополнять мелкими деталями для украшения; развивать мелкую моторику; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, вызвать положительные эмоции детей при просмотре работ. Разучивание народных игр
Возможные негативные последствия, риски реализации проекта и меры по их устранению.
Риск реализации проекта
1. Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей
2. Родители разных конфессий
Предупреждение риска
1. Индивидуальные беседы с родителями
2. Консультации по теме проекта
3. Презентация проекта на родительском собрании
4. Проведение мероприятий с целью знакомства детей с культурой и традициями народов, проживающих на территории Оренбургской области, РФ.
Возможность продолжения проекта и распространения результатов (устойчивость проекта)
o Знакомство с проектом на педсовете (обобщение опыта, анализ проведенных мероприятий).
o Проведение мастер-класса с родителями, педагогами ДОУ.
o Публикация.
Литература
Литература для педагога
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез. 2010
2. И. В. Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011
3. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : Справочник. - 2-е изд. -М. : Флинта: Наука, 2001.
4. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. -М. :ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 5. Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих, лучшие модели», 2009. Издательство Ярославль «Академия развития» 6. Н. А Просова. Оригами для малышей от 2 до 5 лет. М., ООО «Издательство «Эксмо», 2008. 7. Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006 8. С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004.
Литература для детей
1. Е. А. Гайденко. Чудеса из бумаги оригами. Ростов, «Феникс», 2007.
2. Н. А Просова. Оригами для малышей от 2 до 5 лет. М., ООО «Издательство «Эксмо», 2008.
3. Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006.
4. С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004
5. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 года» Издательство: Москва. «Оникс» 2011.
Литература для родителей
1. .Е. А. Гайденко. Чудеса из бумаги оригами. Ростов, «Феникс», 2007.
2. Н. А Просова. Оригами для малышей от 2 до 5 лет. М., ООО «Издательство «Эксмо», 2008.
3. Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006.
4. С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004
Интернет ресурсы по тематике оригами, конструирования из бумаги. Дидактические пособия по конструированию, образцы и пооперационные карты складывания поделок из бумаги на каждый возрастной период. Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор)