Светлана Сеничкина
Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ, включая региональный компонент, а также работая над нравственно-патриотическим воспитанием дошкольников, поняла, что успешное патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективно при включении в воспитательно - образовательный процесс различных видов детской деятельности и форм ее организации в ходе ознакомления с историей и современностью родного края.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями русского народа» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Погружая ребёнка в национальный быт, создавая условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного района, города, мир родной Отчизны. Тем самым создаем естественную среду для ознакомления с традициями русского народа, его, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к Родине.
Начала с самого простого – создание уголка «Русская изба».
Уголок создавался по крупицам, руками воспитателей, детей и родителей. В нем подобраны разнообразные предметы старинного быта, русский народный костюм, домашняя утварь, орудия труда крестьян, макет русской печки, изделия декоративно прикладного искусства.
Невозможно объяснить словами значение давно вышедших из употребления слов. Только увиденное своими глазами, обыгранные в процессе игры вещи становятся значимыми и узнаваемыми.
Во-первых, предметы старины пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки, а также лэпбуки «Фольклор», альбомы народно - прикладного искусства, дидактические игры «Собери узор», «Наряди куклу», русские народные подвижные игры, хороводные игры, дают возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. В-третьих, приобщение детей к народной культуре помогает познакомить с народными
праздниками и традициями таких как празднованием «Рождества» на Руси», «Масленица».
Для знакомства праздником «Рождества» на Руси», были проведены развлечение «Уж как шла коляда», «Рождественские колядки». Дети пели песни, читали стихи, водили хороводы. При знакомстве с праздником «Масленица».
Уголок «Русская изба» играет большую воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и социума.
Совместно с городской детской библиотекой № 9, были проведены мероприятий таких как «Гуляй широкая Масленица!», тематические выставки, организованные детской библиотекой совместно с Рязанской Епархией «Сретение», «Свет Рождества Христова»
Уголок «Русская изба» можно считать и комплексным, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.
Поэтому решила подробно познакомить детей с жизнью и творчеством С. А Есенина. Нашим знаменитым земляком родившегося в селе Константиново в такой же русской избе. Были разработаны конспекты занятий, проведены развлечения «Есенинская Русь», «День рождение С. А. Есенина», рассматривали фотографии с родины Сергея Есенина, читали стихи, слушали песни на его стихи.
Сергей Есенин очень любил природу Рязанского края и описывал ее в своих стихах. Решила и дальше работать в этом направлении. Для этого были собраны альбомы «Растения Рязанской области», «Животные и птицы нашего края», «Красная книга», дидактическая игра «Путешествие по Рязанскому краю», проводились занятия «Звери наших лесов», «Природа родного края».
Были проведены экскурсии в музее - заповеднике «Рязанский кремль», где дети знакомились с обитателями водоемов, лесов и полей, с сезонными изменениями природного мира. Узнали много о редких и охраняемых видах животных, многие из которых являются обитателями Окского Государственного биосферного заповедника.
Большую помощь в работе оказали родители, которые помогли создать альбомы «Наш Рязанский поэт», «Предметы народного быта». Участвовали в развлечениях, выставках «Есенинская Русь», «У нас в Рязани овощи с глазами» и другие, которые проводились в русской избе.
Работая в данном направлении, достигли следующих результатов:
• Дети активно применяют в речи русский фольклор
• знают предметы народного быта
• проявляют интерес к истории родного края
• знают растения и животные своей малой Родины
Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, стремилась, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что- то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.