Абдулхаева Алла
Знакомство с традициями и бытом русского народа. ООД «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)
Задачи:
-закреплять представления о русской избе;
-обогащать словарный запас (сарафан, косоворотка, самовар, чугунок, лапти, именины.
Публикация «Знакомство с традициями и бытом русского народа, ООД „Русская изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-развивать диалогическую и монологическую речь через исполнение колыбельных песен, отгадывание загадок
-воспитывать интерес к народному творчеству, быту и традициям русского народа.
Предварительная работа:
-Беседа «Я и мое имя»,» «Предметы русской старины».
-Посещение мини-музея «Русская изба».
-Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, отгадывание загадок.
-Проведение народных игр и хороводов.
Материалы и оборудование.
-Сундук с косынками и кушаками, кукла в люльке.
Области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Ход ООД:
1. Вводная часть.
Дети входят в Мини-музей «Русская изба», их встречает тетушка Арина.
Тетушка Арина: «Здравствуйте, гости дорогие, проходите: красному гостю-красное место. С хлебом с солью вас встречаю, в гости всех вас приглашаю. Проходите, располагайтесь, не стесняйтесь. Всем место хватило? Эх, в тесноте, да не в обиде, где потеснее там веселее. Я вас ждала, и наряды припасла. А лежат они в моем сундучке. Чик-чук-чак-чок-открывайся сундучок. А теперь, ребята, давайте вместе повторим: чик-чук-чак-чок-открывайся сундучок (девочки достают из сундучка косынки и повязывают, а мальчики кушаки). Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами. Покажитесь, назовитесь.
Дети: (поочередно). Я – красна девица- Даша. Я- добрый молодец Паша.
Тетушка Арина: а я Тетушка Арина, рядом с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу.
Загадки мои будут о предметах русского быта. Итак, слушайте внимательно.
Ребята, какую посуду используют ваши мамы для кипячения воды? (ответ детей чайник).
А теперь загадка: Выпускает жаркий пар, Древний чайник (самовар).
А в чем ваши мамы варят щи и кашу? (ответы детей кастрюля).
Еще одна загадка: Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголек, Кашу варит (чугунок).
Правильно, в чугунке варили и кашу, и щи, и молоко топили.
Ребята, какую обувь мы сейчас носим (ответ детей-сапоги, ботинки)
Загадка: Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти)
Правильно, раньше на Руси лапти считались основной обувью.
Посмотрите на экран ребята: Скажите, что это за предметы, и для чего их используют? (ответы детей-мыло, полотенце, зубная щетка, паста -для умывания).
А теперь ребята, посмотрите, и скажите, что это за предметы, и для чего они предназначены? (ответы детей-тарелка, ложка, чашка, вилка, нож).
А сейчас ребята, давайте поиграем. Вы должны определить звук «Л» в словах, а вы хлопните в ладоши, если этот звук в словах есть. Если нет, то топните. Слушайте внимательно: тарелка, ложка, чашка, мыло, полотенце, нож, щетка, паста, вилка.
Молодцы ребята. (плач ребенка).
Кто тут плачет, слезы льет? (Тетушка Арина выносит люльку с куклой).
Да это малец, удалец. Сегодня родился, да вдруг рассердился.
А как вы думаете, почему он плачет? (ответы детей).
С давних времен так повелось, когда ребенок рождается, его именем нарекали. Ребята, давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское.
Какие вы знаете старинные имена? (дети называют старинные имена. Выбирают для ребенка имя Егорушка).
Человек растет, и имя его растет.
Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушка.
Подрастет, будут Егором звать.
А повзрослеет, Егором Ивановичем будут величать.
А как вас будут звать, когда станете взрослыми? (спросить 3-4 человека).
Вот мы и познакомились с Егорушкой и с вами.
Маленький Егорушка устал, и хочет спать.
Положим его в люлюку, как укладывали раньше детей спать и споем ему колыбельную.
Баю-баюшки- баю Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит, В небе звездочка горит.
Баю-баю-баю-бай Спи Егорка засыпай.
Давайте ребята повторим ее, чтобы вы запомнили. (первые две строчки повторить с двумя, тремя детьми. Третью и четвертую: ветер за окном что делает? (ответ ребенка-свистит, в небе звездочка что делает? (ответ ребенка-горит). Последние две строчки повторить, (спросить 2-3 ребенка).
Закрепить повторением полностью всю колыбельную.
Тетушка Арина: Уснул Егорушка, а мы с вами, ребята, пойдем погуляем на зеленую лужайку. (дети встают вкруг).
Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся,
Глазки смотрят на меня, Ушки слушают меня.
Я предлагаю ребята поиграть –игра «Карусель».
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели.
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз –два, раз-два, вот и кончилась игра (2 раза).
Дети возвращаются на скамейки.
Тетушка Арина: Ребята, у Егорушки, сегодня именины.
Родные и близкие в этот день готовят подарки.
Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, а кто игрушку смастерит.
Давайте мы тоже приготовим для него свои подарки.
Ребята, а что бы вы хотели пожелать на прощание хорошего и доброго Егорушке?
Дети: (поочередно) Никогда не болей, будь здоров!
Расти сильным, крепким, да здоровым.
Слушай отца-батюшку, да родную матушку.
Будь добр, и пусть тебя встречают добрые люди.
Дети садятся за столы и приступают к изготовлению подарка для Егорушки (лепка из пластилина).