Ирина Хорошильцева
Проект «Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеобразовательного вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого направления развития детей»
Проект
«Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»
Подготовила: воспитатель
МКДОУ Детский сад № 18 «Веснянка»
Хорошильцева
Ирина Николаевна
с. Красногвардейское
2022 г.
Введение
Публикация «Проект „Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлова, А. Н. Поддьякова).
Актуальность
Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Основное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что через неё дети могут самостоятельно получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому опытно-экспериментальная деятельность, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель опытно-экспериментальной деятельности :
Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования.
Для достижения цели определила следующие задачи:
• Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах;
• Развитие мелкой моторики и координации движений;
• Развитие внимания и памяти, речевых способностей;
• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
• Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе поведения опытов и приобретении знаний.
Предполагаемый результат:
1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, навыков;
2. Сформировать эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
4. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
В своей практической деятельности с детьми применяю проблемно-поисковый метод. Создаю проблемную ситуацию, в которой детям предлагала определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги.
В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста используя проблемно-поисковый метод предлагала детям опыты, эксперименты. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
«Свойства магнита» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
«Наблюдение за объектом»
Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Мои воспитанники с удовольствием участвовали в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставили опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, камнями, глиной, растениями. Использование инновационной проектной деятельности позволило мне подготовить воспитанников к участию в районной конференции «Наука, творчество, молодёжь»
Опыт моей работы по данной теме продолжился с детьми младшего возраста. При планировании работы по организации детского экспериментирования, в младшем возрасте моя работа с детьми была направлена на приобретения их опыта по данной теме. Проблемно-поисковый метод в моей практической деятельности с детьми младшей группе делится на:
1. Природоведческий: где я знакомлю детей с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
Социальный: он практикуется во взаимодействии как с группой детей, так и в индивидуальной работе (ребёнка и взрослого).
3. Познавательный : предлагала детям опыты на тренировку мыслительных процессов, на освоение разнообразных мыслительных операций.
Целью моего опыта работы по данной теме является формирование и расширение представлений у детей с окружающим миром не только через организацию образовательной деятельности НОД, но и на прогулках, тематических досугах, мотивирующих детей к экспериментированию.
«Как листики летают на ветру» Цель: показать детям зависимость полета листочка от его величины и формы.
ППРС в моей группе создана, в соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенная, доступная.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. Для родителей постоянно проводятся консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработала советы для родителей «Какие опыты можно провести дома». Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности в домашних условиях. Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия по взаимодействию с родителями.
Мониторингом выявлено, что через опытно-экспериментальную деятельность у детей моей группы развились умственные и практические способностей. Сформировались навыки экспериментирования с различными инструментами.
Главная задача для меня – идти вперед, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывая доброе старое. Мне необходимо наполняться знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Стараюсь развивать в себе такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Родители детей для меня единомышленники, помощники, друзья. Вместе делаем одно дело – воспитываем и развиваем детей.
Литература:
1. Познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». Н. В. Нищева;
2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М О «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н. В. Нищева 2013 г.
3. «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н. В. Нищева
5. «Проектный метод в организации опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
6. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, издательство «Учитель»
7. «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста Н. В. Зеленцова-Пешкова