Елена Мареева
Проект «Ознакомление с историей родного города как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Актуальность:
Публикация «Проект „Ознакомление с историей родного города как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В настоящее время разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования: ведь именно в таком раннем возрасте закладываются глубинные основы нравственности и патриотизма, формируется чувство любви и бережного отношения детей к природе родного края и родному городу. Восприимчивость детей дошкольного возраста к данному содержанию обуславливает необходимость разработки системы формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры. Патриотизм — это совокупность социальных, исторически обусловленных явлений духовной жизни народа, являющихся непосредственным результатом общественного влияния, воздействия окружающего мира и воспитательной работы. Ряд исследователей отмечает, что формирование понимания культурного наследия и нравственно-патриотических качеств, необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что данный период развития является сензитивным к эвристическому познанию окружающего мира формированию элементарных мировоззренческих основ, необходимых для дальнейшего развития нравственных и духовных качеств.
В содержании ФГОС также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника.
Собственный опыт педагогической деятельности позволяет мне утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств. Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило, остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Любой край неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Пушкин имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой Родиной. Необходимо, чтобы слова «я люблю свой край» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.
Дата работы над темой: сентябрь2021-август 2022года.
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста систему знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи.
• Ознакомиться и проанализировать литературу по данной теме.
• Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
• Разработать картотеку игр, детской литературы по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
• Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
• Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
o развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к своей малой родине;
o формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Пушкина, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.);
o познакомить детей с культурным наследием города;
o предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города,
Изучение методической литературы по теме.
Литература по истории Царского села :
• Анненский И. Ф. Пушкин и Царское Село. СПб., 1921.
• Доброхотов Ф. Спутник экскурсанта по Детскому Селу и Слуцку. Л., 1924.
• Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
• Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк-путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
• Екатерининский дворец в Царском Селе. Авторы текста: Л. В. Бардовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2001.
• Семенов В. П. Девушка с кувшином История знаменитого фонтана. СПб., 2010
• Город Пушкин. Дворцы и люди: [сборник научных статей]. СПб., 2015. 70-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Методическая литература:
• Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М. Д. Маханева М. : АРКТИ,2004 год
• Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. Составитель Иванова Татьяна Владимировна «Корифей»
• Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попов
• Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим исоциальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : ЦГЛ, 2005. – 246 с.
• Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие попатриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. –М. : ТС Сфера, 2006. 192 с.
• Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
Список литературы по патриотическому воспитанию для детей
дошкольного возраста :
• Александрова З. «Родина», «Наша семья», «Дозор»
• Барто А. «Маляр», «Катя»
• Баруздин С. «Страна, где мы живем», «Хозяин»
• Баруздина С. А. «Страна, где мы живём»,
• Белозеров Т. «В родном краю»,
• Благинина Е. «Посидим в тишине»,
• Былина «На заставе богатырской»,
• Воскресенской З. И. «Мама»,
• Кассиль Л «Твои защитники».
• Маршак С. «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости»
• Матусовский М. «С чего начинается родина»,
• Михалков С. «Дядя Степа - ветеран»,
• Нехода А. «Летчики»,
• Носов Н. «Заплатка»
• Пантелеев А. И. «Честное слово»,
• Пермяк Е. «Как Маша стала большой»
• Пришвин М. М. «Моя Родина»,
• Прокофьев А. «Родина»,
• Соловейчик С. «Наша Родина»,
• Трутнева Е. «В родном крае»,
• Ушинского К. Д. «Наше Отечество».
Методы и формы работы:
• беседа,
• игры,
• чтение художественной литературы,
• творческое задание,
• экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
• художественное творчество,
• трудовая деятельность,
• работа с родителями,
• театрализованная деятельность.
Форма работы
С детьми. С родителями. Индивидуальная работа (педагогическая деятельность, самореализация по теме)
Сентябрь- май Изучение литературы по теме
Сентябрь
Беседа «Наш любимый детский сад». Утренник, посвященный началу учебного года. Игры: «Давай познакомимся», «Скажи ласково», «Расскажи о себе»
Целевые прогулки: «Знакомство с перекрёстком и дорожными знаками, близлежайшими улицами». Игровые ситуации: «Прогулка по городу»;просмотр презентации «Улицы района «София». Выставка сказок А. С. Пушкина.
Беседы о
традициях в группе. Консультации для родителей по теме: «Готовимся к прогулкам и путешествиям по родному городу» ,знакомство с родителями.
Начать оформлять предметно-развивающую среду
Выставка творческих работ.
Выставка моделей различных машин и машин сконструированных детьми из лего дома и в детском саду.
Октябрь
Чтение стихов об осени в Царском селе.
Беседы с рассматриванием иллюстраций. Просмотр презентации «Осень в нашем парке», «Осень в картинах русских художников». Коллективная работа детей и педагогов «Наш парк осенью», выставка работ детей и родителей «Осень, осень».
Совместная работа с родителями, составление рассказов на тему «Я и моя семья»
Начать оформление альбома «Моя мама», продолжить оформлять предметно-развивающую среду
ноябрь
Чтение художественной литературы.
Беседы с рассматриванием иллюстраций. Разучивание стихов, составление рассказов. «Моя улица», «Дом, в котором я живу», экскурсии в парк, по ближайшим улицам, просмотр презентации «Мой город Пушкин», «Город Петра», настольные игры по теме, продуктивно-художественная деятельность. Сюжетная игра «Путешествие по реке». Чтение и обсуждение стихотворения «Семья» Рассматривание сюжетных картинок. Д / игра «Кто кем, кому приходится», «Назови ласково»,
Ознакомление с символикой России, родного города.
Папка для родителей «Расскажи о городе где мы живем».
Консультация «Воспитание маленького гражданина».
Экскурсии и прогулки к достопримечательностям города детей с родителями.
Выставки детских работ, составление альбома «Мой любимый город»,
Продолжить оформление альбома «Моя мама». Досуг с участием мам. Выставка рисунков «Моя мама».
Декабрь
Беседа «Зима в парках нашего города», «История рождения нашего города, история названия»
Совместное составление рассказов «Моя улица» Начать оформление альбома «Город в котором я живу», выставка фото «Зимняя прогулка в нашем городе»
Январь
Выставить в уголке «Знай и люби свой город» иллюстрации, картинки, открытки с видами города дидактические и развивающие игры петербургского характера. Просмотр презентации «Никто не забыт – ничто не забыто!»
Чтение: «Блокадный пряник» Ю. Степанов Рассматривание альбома «Дети блокадного Ленинграда» Прослушивание отрывков музыкального произведения «Ленинградская симфония №7» Д. Шостаковича. Создание фонотеки «Песни военных лет Серия бесед «Дети блокадного Ленинграда», «Герои Ленинграда» «Таня Савичева». Сбор материалов об истории семей во время блокады
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Музыкальный час памяти «Никто не забыт и ничто не забыто».
Февраль
Беседы, заучивание пословиц, рассматривание картин по пословицам и составление рассказов. Беседы: «Мой папа, где он работает?», «Что папа делает дома?», «Как мы с папой маме помогаем».; «Мой папа был тоже когда – то очень хорошим и смелым солдатом» Дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому, что нужно для работы?» Альбом Семейный альбом «Мой папа» Чтение стихов: «Как папа», "Папы разными бывают". Рисование «Портрет папы». Беседа «Мой папа был, когда – то очень хорошим и смелым солдатом». Чтение «Шел по улице солдат». «Моя семья», В. Драгунский «Хитрый способ», В. Давыдов «Армия мира», С. Рассматривание иллюстраций «Защитники отечества», Сюжетно-ролевые игры: «Помогаем папе», «Ремонтная мастерская», «Семья», «Гараж», «Стройка». Рисование «Портрет папы».
Составление рассказов «Я и мой папа», «Папа может все что угодно», «Профессия моего папы.
Оформление выставки фотографий «Наши папы»
Спортивный час «Командные соревнованиия».
Март
Заучивание стих. «Радость в каждый дом». «Мама- самый близкий человек». Добрые дела для самых близких». «Чем я порадовал маму, Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Е. Пермяк «Мамина работа»,
Беседа «Пруды и каналы Екатерининского парка», просмотр презентации о бережном отношении к природе и правилах поведения в парках.
Составление рассказа «Работа моей мамы», «Бабушкины (мамам) руки не знают скуки»
Папка передвижка «Опасно у воды весной…»
Выставки: фото «Наши мамы»
Апрель
Экскурсия в парк. Беседа «Павильоны нашего парка»Игры «Собери картинку», «Узнай и назови», лото «Мой город» просмотр презентации и занятие «Виртуальное путешествие по парку»
Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Показ презентации-викторины «Угадай сказку». Опрос детей «Моя любимая книга».
Чтение и пересказ с элементами драматизации «Золотая рыбка». Знакомство с пословицами о книгах. Рисование «Золотая рыбка». Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
Подготовить совместную викторину для детей и родителей «По следам сказок А,С, Пушкина». Выставка детских работ «Птицы нашего парка», «Мы рисуем сказку»(Совместное творчество родителей и детей)
май Просмотр видеопрезентаций «Дети герои войны»
Занятие-праздник «Этот День Победы…» Беседы: «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?»,«Город – герой Ленинград», «Дети войны», «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Великой Отечественной войне. Стихи: О. Высотская «Салют», В. Берестов «Мирная считалка», Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить», К. Ибряев «Здравствуй Родина моя!». Продуктивная деятельность: Рассматривание альбомов «Рисунки детей войны», «Дети на войне», «Книга Памяти», рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
Рисование: «Салют Победы», «Открытка ветерану»
Сбор материала о героях прадедах и составление рассказов.
Подготовить совместную викторину для детей и родителей «Знай и люби свой город» Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (под руководством своих родителей ребята разучили понравившиеся произведения о ВОВ).
Пополнение «Книги Памяти», рассказы детей о своих прадедах.
Ожидаемые результаты:
o Дети узнают новое о своем городе. У детей продолжит развиваться эмоционально — ценностное отношение к своей малой родине; возрастет чувство любви и уважения к семье, детскому саду, друзьям.
o Семья будет более ориентирована на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
o В группе будет оформлен уголок по патриотическому воспитанию, разработана картотека детской литературы, оформлены альбомы «Моя мама». «Мой папа», дополнена Книга ПАМЯТИ, подобран иллюстративный и игровой материал по теме.