Рабаданова Екатерина Александровна
Проект «От звука к слову» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский, творческий.
Вид проекта : долгосрочный, группой.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги.
Цель: совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов.
Пояснительная записка
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих:
-развитый фонематический слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии;
Публикация «Проект „От звука к слову“ в старшей группе» размещена в разделах
-четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой;
-выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
Актуальность проекта : обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые) определение места звука в слове. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Задачи проекта :
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
-различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
-развивать фонематический слух у детей,
-закреплять умения называть слова с заданным звуком;
-формировать звуко-буквенную связь;
Предполагаемые результаты:
Дети должны научиться определять наличие звука в слове различной слоговой структуры, давать качественную характеристику звука : твердый-мягкий, определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов, определять количество слогов в слове, знать графический образ буквы.
Этапы работы над проектом.
Этапы работы
Этапы
Деятельность педагогов
1этап: организационный.
Направление деятельности: информационно-методическое - Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
Разработка учебно-методического комплекта:
- подборка игр и упражнений;
- подготовка демонстрационного и наглядного материала; - разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с родителями.
Направление деятельности: мотивационно-целевое
- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.
- Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету «подготовка к обучению грамоте».
Форма организации:
- Игровые задания на развитие творческих способностей детей.
- Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
2 этап: основной.
Направление деятельности: познавательное
Форма организации:
- Беседы с детьми.
- Создание проблемных ситуаций.
- Дидактические игры и упражнения.
- Консультирование воспитателей, родителей.
Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации: Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры, направленные на:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработку дикции;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать согласные звуки по твердости-мягкости.
3этап: заключительный.
Направление деятельности: практическое
Форма организации:
- Работа над выставкой «Моя любимая буква»
- Фотоальбом проделанной работы.
Вывод: В результате проектной деятельности дети научились определять наличие звука в слове, определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов, определять количество слогов в слове, знать графический образ буквы, также учатся определять твердые и мягкие согласные.