Елена Алтунина
Проект «От правильных звуков к красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 27
«Матрешка»
Проект
«От правильных звуков к красивой речи»
Авторы проекта :
Учитель-логопед: Н. Ю. Самсонова
Учитель-логопед: Е. В. Алтунина
город Серпухов
2018г.
Информационная карта проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 27 «Матрешка»
Публикация «Проект „От правильных звуков к красивой речи“» размещена в разделах
• Адрес: 142200 Московская область, г. Серпухов, ул. Серпуховская д. 29
• Авторы проекта : учителя-логопеды
• Участники проекта : дети старшей логопедической группы, учителя-логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, родители;
Цель проекта : выработать тонкие дифференцированные движения для постановки отсутствующих звуков.
Задачи проекта :
1. В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.
2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты.
- четкое представление детей об органах речи : строении, назначении.
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей и музыкального руководителя.
Время проведения проекта :
среднесрочный проект с 1октября - 28 декабря 2017 г.
Актуальность проекта
«Надо уметь правильно
произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому – можно творить».
К. С. Станиславский.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. В XXI веке одной из наиболее распространенных проблем современного общества является несформированность речи, и чаще всего это проявляется в нарушении звукопроизношения. Не только в детской речи, но и с экранов телевидения мы слышим искаженную речь взрослых. За последние годы сотрудниками Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН) был отмечен рост количества детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения на 35,5%, причем, детей с тяжелыми нарушениями речи становится все больше. У таких детей нет особого желания выполнять какие-либо упражнения по артикуляционной гимнастике, поэтому логопеду приходится искать новые нетрадиционные методы и приемы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Проект «От правильных звуков к красивой речи» предлагает инновационные подходы, повышающие эмоциональный настрой к занятиям и эффективность формирования правильного звукопроизношения.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
1. Работа с детьми:
1. Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных игрушек.
2. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики с использованием артикуляционных кукол «Обезьянка», «Язычок», «Змейка».
3. Выполнение гимнастики языка с рассказыванием артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах».
4. Изготовление артикуляционных кубиков и выполнение упражнений с ними.
5. Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ.
2. Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения».
2. Консультация «Компьютерные игры для укрепления мышц языка».
3. Показ выполнения артикуляционных упражнений.
4. Ежедневная артикуляционная гимнастика дома с ребенком.
5. Рисунок «Мое любимое упражнение», фотографии «Как мы занимаемся дома».
2 Работа с педагогами:
1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»
2. Изучение комплекса артикуляционной гимнастики для правильного произнесения звуков».
3. Подбор артикуляционных сказок.
4. Изготовление картотеки артикуляционных упражнений.
Содержание работы
Ответственный
Время проведения
Подготовительный этап
Обследование звукопроизошения логопед 1-15 сентября
Подбор теоретического материала по теме
«Развитие артикуляционной моторики» логопед 1-10 октября
Ознакомление воспитателей с методической литературой по темам: «Речевой аппарат», «Артикуляционная гимнастика». логопед 1-5 октября
Покупка артикуляционной игрушки Логопед воспитатели октябрь
Изготовление кубиков для арт. гимнастики, веселый язычок. Логопед, воспитатели октябрь
Подборка картинок для гимнастики языка. Логопед. 1-5 октября.
Распечатка стихотворений для артикуляционной гимнастики. Логопед, воспитатели. Октябрь.
Подборка музыки для артикуляционной гимнастики под музыку. Логопед 1-10 октября.
Подготовка электронных пособий для развития артикуляции: «Играем с Машей», «Поможем Маше»
«Гимнастика с Лунтиком». Логопед, воспитатели. Октябрь.
Основной этап
Работа с детьми
Обр. деятельность по развитию фонетико-фонематических представлений.
Логопед
По средам
Подгрупповая работа по укреплению мышц языка, губ, щек. Логопед, воспитатели Ежедневно
Индивидуальная работа по артикуляционной гимнастике. Логопед, воспитатели Ежедневно
Изготовление артикуляционных кубиков. Логопед Октябрь-ноябрь.
Проведение артикуляционной гимнастики под музыку. Логопед
Еженедельно.
Артикуляционная гимнастика с помощью ИКТ (с Машей, Лунтиком) Логопед, воспитатели 2 раза в неделю.
Индивидуальная работа по биоэнергопластике. Логопед, воспитатели. ежедневно
Артикуляционные сказки «Про Машу»,
«Гуси-лебеди», «Красная шапочка». Логопед, воспитатели 1 раз в неделю
Работа с педагогами
Задания по закреплению артикуляционных упражнений воспитатели ежедневно
Консультации: «Строение артикуляционного аппарата»,
«Методика проведения артикуляционной гимнастики»,
«Артикуляционные уклады звуков». Логопед. Октябрь-декабрь
Мастер-классы по артикуляционной
гимнастике, по подготовке к постановке звуков. логопед Октябрь-декабрь
Изготовление фотоальбома: «Наш веселый язычок». Логопед, воспитатели. Декабрь.
Составление картотеки артикуляционной гимнастики. Логопед, воспитатели. Октябрь-ноябрь.
Работа с родителями
Домашние задания по артикуляционной гимнастике. родители Еженедельно
Сообщение на родительском собрании: «Артикуляционная гимнастика и ее значение». логопед сентябрь
Консультации: «Как правильно делать гимнастику для языка»,
«Игровые подходы к артикуляционной
гимнастике». логопед Октябрь-ноябрь
Логотрениги «Гимнастика языка с использованием компьютера»,
«Играем с артикуляционной игрушкой». логопед Октябрь- ноябрь
Подбор фотографий «Как я тренирую свой язычок». родители ноябрь
На подготовительном этапе проекта было обследовано 15 детей. Анализ диагностики по разделу звукопроизношение показал следующие результаты: у 75% детей – низкий уровень звукопроизношения, у 25% - средний уровень звукопроизношения. Это связано с вялостью артикуляционного аппарата и невозможностью выполнять необходимую артикуляционную позу.
Ожидаемые результаты:
- четкое представление детей об органах речи;
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и удерживать артикуляционные позы, необходимые для произнесения определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по исправлению звукопроизношения;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей и музыкального руководителя.
Используемые ресурсы:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ, Астрель, 2010. - 577 c.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 240 c.
3. Воробьева Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - М. : Литера, 2016. - 957 c. 4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т. А. Куликовская. - М. : Гном, 2012. - 589 c.
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т. А. Куликовская. - М. : Гном, 2014. - 732 c.
6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т. А. Куликовская. - М. : ГНОМ и Д, 2014. - 396 c.
7. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 829 c.
8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 957 c.
9. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т. С. Овчинникова. - М. : Каро, 2009. - 186 c. 10. Петров Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н. Н. Петров. - М. : Феникс, 2007. - 256 c.
11. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика / Е. А. Пожиленко. - М. : Каро, 2009. - 160 c.
12. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - М. : Каро, 2009. - 643 c.
13. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н. В. Рыжова. - М. : Сфера, 2017. - 869 c.