Елена Гудкова
Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги «От глиняной таблички к печатной страничке»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребёнке, требующий внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. В настоящее время в обществе возникла серьё зная проблема: у детей падает интерес к книге. Чаще всего дошкольники имеют только общие представления о книге, могут различать различные виды книг, но при этом они не знают историю её создания, имеются недостаточные представления о том, как появляются книги, как и кто их создаёт. Чтобы сформировать интерес к истории книги, побудить в детях потребность в чтении и воспитать маленького книголюба, возникла идея о создании проекта, который обогатит и расширит представления ребёнка о книге и истории её создания. Не случайно формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному воспитанию
Публикация «Проект по формированию у детей знаний об истории создания книги „От глиняной таблички к печатной страничке“» размещена в разделах
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Теоретические основы познавательно – исследовательской деятельности детей
• Развитие познавательных интересов детей
• Развитие любознательности и познавательной мотивации
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование представлений об объектах окружающего мира
• Развитие внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
• Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения.
Чтобы реализовать эти задачи, познавательно исследовательской деятельностью должно заниматься не отдельное направление учебно-воспитательной работы, этим должен жить весь детский сад.
3. Содержание проблем познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной странички» дошкольников в ДОУ.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:
1. Недостаточная компетентность педагогов ДОУ по данной исследовательской деятельности.
2. Дети не знают, когда и где появились первые книги, какими они были; люди каких профессий трудятся над созданием книги
4. Слабое наглядно- методическое оснащение проекта.
5. По результатам опроса родителей, выявлен низкий/ средний уровень знаний по данной теме
Актуальность проблемы подтвердились проведенными педагогическими диагностиками
среди педагогов и детей.
Среди педагогов Результаты знаний по теме познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке» - Проявляется
Среди детей
Проведение опроса детей было проведено с использованием «Модели трёх вопросов»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем это?
Книгу делают из бумаги Как появилась книга? Сходить в библиотеку.
Книги бывают разными : о природе, сказки, стихи. На чём раньше писали люди? Найти информацию в интернете.
Книгу можно купить в магазине. Когда книга стала бумажной? Прочитать в энциклопедии
Книги пишут писатели, а художники рисуют картинки Как делают книгу? Найти информацию в интернете
Результат знаний по теме познавательно- исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке» - Низкий
4. Практическая часть
4.1. Цель и задачи, по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности «От глиняной таблички к печатной страничке»
Основной целью является: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов в процессе исследования вопроса об истории возникновения книги.
Основные задачи проекта :
*Расширить представления детей об истории появления книг, проследить путь развития книги в прошлом, настоящем и будущем; показать её значимость в современном мире
* Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе практического определения свойств и качеств материалов, используемых для изготовления книг (камень, глина, шёлк, береста)
*Обогатить речь детей словами, связанными с историей создания книги : свиток, береста, папирус, пергамент, печатный станок, переплёт, типография.
*Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают
*Формировать интерес детей к книге как к источнику познания.
Направления реализации проекта :
Блок «Воспитанники» :
1. Формирование у детей познавательно – исследовательской деятельности.
2. Интеграция познавательно – исследовательской деятельности в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
3. Обеспечение эмоционального благополучия.
4. Поддержку индивидуальности и инициативы детей.
5. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
6. Оказание помощи семье в формировании познавательно – исследовательской деятельности ребенка.
Блок «Педагоги ДОУ»
1. разработка и реализация методических пособий, по развитию познавательно- исследовательской деятельности у детей.
2. информационное обеспечение познавательно- исследовательской деятельности у детей в системе дошкольного образования.
3. расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;
Блок «Родители» :
Оказание консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Программно – методическое обеспечение социально- личностного развития в ДОУ, необходимое для реализации проекта :
Методическая литература для педагогов и родителей:
• О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду», М. : Изд-во «Скрипторий 2003». 2011
• О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», М. : Творческий центр, 2007
• О. В. Дыбина «Рукотворный мир», М. : творческий центр, 2011
Познавательная литература для детей :
• Энциклопедия: «Большая книга знаний для самых маленьких». М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006
• «Моя самая первая энциклопедия»,». М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010
• Детские журналы
Материалы для проведения познавательно- исследовательской деятельности.
• Иллюстрации с изображением предметов и материалов для письма, старинных книг. Печатных станков разной временной эпохи
• Игровой математический материал: математический планшет «Учимся грамоте»
• Слайд презентация «От глиняной таблички к печатной страничке»
• Мультфильм «Гутенберг и книгопечатание»
• Электронная книга
• Подбор материалов и оборудования для организации исследовательской деятельности детей : глина, береста, камень, шёлк, бумага, стеки, деревянные палочки- писало, тушь, кисточки для письма по шелку, кусочки древесного угля для рисования на камне и т. д.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Просмотр фото- сюжетов, иллюстраций, мультимедийных презентаций и мультфильмов об истории книг.
• Оформление альбома истории для детей, где каждая страничка посвящена этапам развития книгопечатания : в Китае, в Египте, В Риме и Греции, в Русском государстве, в Европе, в России и сопровождается рассказом.
* Организация цикла тематических экскурсий:
- в библиотеку для знакомства с редкими книгами
- в книжный магазин для знакомства с современными книгами
* Знакомство с современным электронным вариантом книги
* Организация исследовательской лаборатории: проведение опытов по книгопечатанию на различных материалах (на бумаге, глине, бересте, шёлке, камне)
После проведения опытов дети делают выводы с точки зрения удобства для письма и изготовления книги.
• Изготовление книг из бересты, камня, глины, бумаги.
• Организация и проведение развивающих игр: «Грамота на математическом планшете», «Шифровальщик», «Печатники».
• Создание в группе мини- музея книги разных времён из домашних коллекций
• Оформление фото- стенда об истории книги «От глиняной таблички к печатной страничке»
• Оформление альбома «Печатные машинки разных времён»
Образовательная область «Речевое развитие»
• Беседы с детьми на темы: «Какие бывают книги», «Что может рассказать книга о себе», «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий»,
• Рассказ – сообщение об истории возникновения книгопечатания
• Организация и проведение речевых игр «Что будет, если….». «Да- нет», «Подбери слово», «Доскажи словечко».
• Организация и проведение с детьми игр-фантазий «Какой может быть книга?»
• Заучивание пословиц и поговорок о книге, отгадывание загадок о книге
• Составление творческих рассказов к рукописной книге «Если мы подумаем, то рассказ придумаем».
• Организация и проведение игр- интервью «Откуда пришла к нам книжка?»
• Совместное составление с родителями мини- эссе на тему «Книги- это…»
• Интервьирование детей по серии вопросов
• Организация и проведение литературного досуга «По сказкам К. И. Чуковского»
• Восприятие детьми рассказа А. Баркова «Откуда пришла книга», стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу».
• Оформление выставки «Мои любимые книги», «Старые книги желают познакомиться», коллективное прочтение выставочных книг, обсуждение рассматривание иллюстраций.
• Проведение цикла встреч с родителями на тему «Моя любимая книга детства».
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
• Изготовление книги «Чудо- азбука» с использованием различных техник рисования, аппликации, лепки.
• Изготовление книг из ткани, рисование иероглифов.
• Оформление зарисовок на свитках «Расскажи сказку»
• Оформление рукописной книги «Все профессии нужны, все профессии важны»
• Оформление вместе с родителями книг из разных материалов
• Оформление книг из камня
• Оформление книг из ткани и шёлка
• Оформление страниц альбома истории «От глиняной таблички к печатной страничке»
• Изготовление самодельных индивидуальных мини- книжек с использованием разных предметов письма
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
• Организация сюжетно- ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Экскурсия в музей книги», где каждый ребёнок может попробовать себя в роли экскурсовода
• Серия бесед с детьми о правилах поведения в общественных местах
• Беседа с детьми о правилах обращения с книгой
• Беседа с детьми о профессиях печатника, переплётчика, продавца книжного магазина
• Работа в мастерской «Книжкина больница» по ремонту книг
• Изготовление основ для каменных книг; глиняных табличек, заготовок для книг свитков, книг из шёлка, берестяных страниц для создания книг из бересты
• Изготовление штампов для книгопечатанья из овощей и других материалов
• Изготовление трафаретов для книгопечатанья
• Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин».