Светлана Булатова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Знакомство с глиняной игрушкой»
Цель мероприятия: приобщение учащихся к декоративному искусству, к его художественно- образному языку.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с глиняной игрушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Познакомить детей с техникой создания глиняной игрушки, одного из видов народного декоративно-прикладного творчества в занимательной и игровой форме, расширять знания детей об окружающем мире;
способствовать развитию познавательной активности; развивать компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
воспитывать интерес и любовь к декоративному искусству, эмоциональную отзывчивость,
Материалы: глина, дощечка, стек, глиняные игрушки на разных стадиях изготовления (высушенная, обожженная, раскрашенная, готовые глиняные игрушки.
Ход занятия:
Ребята, скажите, пожалуйста, из чего можно лепить? (Из пластилина, из теста, из снега, из глины)
С давних времен люди научились лепить из глины. Ещё древние люди научились лепить глиняные чашки, кувшины. А что вокруг нас сделано из глины? Где используют её сейчас? (Посуда, сувениры, кирпичи для строительства)
Кто из вас пробовал лепить из глины? Что у вас получилось? Понравилось вам лепить из неё?
Вот комок глины. Что можно из неё сделать, кого слепить? (Человечков, животных, сказочных персонажей)
Глина поможет нам сегодня вспомнить одну народную сказку. Я начну лепить, а вы попробуйте угадать, какой сказочный герой получится (катаю шарик). (Это колобок).
Правильно, я хочу слепить колобка. Кто из вас знает эту сказку, расскажите, пожалуйста, откуда появился колобок, из чего он был сделан? (Колобка испекла баба из муки – по коробу поскребла, по сусекам помела, на сметане замесила)
Давайте вспомним, что происходило с колобком в сказке дальше. (Он убежал, спрыгнул с окошка, покатился по дорожке) Что нужно слепить, чтобы колобок мог двигаться, разговаривать, петь песенку? (Ручки, ножки, глаза, рот и нос) Для того, чтобы слепить это, отщипываю кусочки глины, раскатываю палочки и шарики, примазываю, разглаживаю мокрыми пальцами. Наш колобок оживает.
Давайте вспомним, с кем повстречался колобок на дорожке, что с ним было дальше. (Встретил зайца, волка, медведя, лису, пел им песенку, лиса его съела)
Одному колобку будет скучно, с кем встретится наш герой? (С зайчиком) Я буду лепить, вы мне помогать – подсказывать. Что нужно слепить у зайчика? (Голову, ушки, глаза, нос, туловище, лапки). Слеплю столбик – это туловище и голова, делаю шею, вытягиваю носик. Какие ушки должны быть у зайца? (Два длинных уха). Сколько будет лапок, каких? ( Четыре лапки: передние и задние – «ручки» и «ножки») Что ещё нужно слепить? (Хвостик – короткий, круглый). Вот наш зайчик готов, кто споёт ему песенку колобка? (Я колобок, по коробу скребён, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.)
Как вы думаете, можно уже играть со слепленными игрушками? (Можно, нельзя)
Поделки слеплены из мягкой глины, что случится, если в игре мы случайно нажмём на них посильнее? Правильно, они легко сломаются.
Каждая поделка из глины рождается три раза : первый раз – когда мастер создаёт её из куска глины. Игрушка ещё мягкая, боится воды, легко ломается. После её нужно хорошо просушить и обжечь. Обжиг – второе рождение глиняной игрушки. В старину изделия из глины складывали в печь и несколько часов нагревали печь дровами. Сейчас есть специальные печки – электрические, в них поделки могут нагреваться до огромной температуры, при этом они раскаляются, и начинают светиться, как угольки. Обожжённые игрушки становятся прочнее и уже не размокнут от воды. И третье своё рождение игрушка переживает в руках мастера, который раскрашивает её.
Давайте рассмотрим эти игрушки, какие они яркие, нарядные, у многих есть звонкие голоса. Про многие игрушки народ придумал прибаутки, песенки:
Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Барашек – свисток,
Правый рог – завиток,
Левый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка – Марфутка
Бережком идёт,
Утушек – Марфутушек
Купаться ведёт.
Поляночкой, поляночкой,
Идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку рвёт,
Баску песенку поёт.
Индя-индя-индючок –
Он похож на сундучок,
Сундучок не простой –
Красный, белый, золотой!
(Дети подходят к столу, берут игрушки, разглядывают, пробуют играть со свистульками.)
Попробуйте помять глину, раскатать её, соединить кусочки в какую-то фигурку. Что вы хотели бы слепить? Как можно играть с такими игрушками? Понравились ли вам глиняные поделки?
(Дети берут кусочки глины, переминают их, пробуют вылепить фигурки, говорят о том, что им понравилось на занятии)
На следующих занятиях вы сможете сами попробовать стать мастерами глиняной игрушки и слепить свои интересные поделки.