мария васильева
Проект «Островок безопасности» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок»
Проект «Островок безопасности»
Выполнила: Васильева М. Г
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Публикация «Проект „Островок безопасности“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта : «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»
Актуальность:
С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.
Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному
• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
• создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения – непосредственно-образовательная деятельность:
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• культурно — досуговую деятельность,
• игру.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задачи проекта
• изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
• выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
• проанализировать современные программы МБДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
• разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
• определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
• внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
• создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
• создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с детьми
• формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
• формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
• закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
• развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
Задачи в работе с педагогами
• создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
• повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста
• систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
• создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в рабате с родителями
• знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Прогнозируемый результат проекта :
Дети:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах города.
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
• осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
• сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Пожарная безопасность
• Безопасная дорога
• Мир вокруг
Блок «Пожарная безопасность» :
• Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Блок «Безопасная дорога» :
Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Блок «Мир вокруг» :
• Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
• Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
• Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
• Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
• Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
План реализации проекта
Старший дошкольный возраст
№ Раздел Организованная образовательная деятельность Работа с родителями Работа с педагогами Сроки
1 Ребенок и другие люди Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Организационное собрание (знакомство с проектом) сентябрь
Занятие: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» Памятка: «Если чужой приходит в дом» ноябрь
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С. Маршак Сообщение: «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников» декабрь
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец» март
Драматизация сказки: «Сказка о глупом мышонке» «Учим ребёнка правилам безопасности» (азбука для родителей) февраль
2 Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Произведение: «Кошкин дом» С. Маршак октябрь
Д/И «Заколдованные символы» «Пожарно-спасательная викторина для родителей» Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности» февраль
Познавательный досуг: «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» май
Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь» Информация на стенд «Какой Новый год обходится без питард?» январь
С. Я. Маршак «Пожар» Буклет: «Не страшен огонь
тому, кто знаком
с правилами
пожарной безопасности!» декабрь
С/р игра «Семья» Памятка: «Спички, детям не игрушка» апрель
Составление коллажа «От чего может произойти пожара» Фотовыставка: «Запомните дети правила эти» март
Беседа «Пожарный – профессия героическая». сентябрь
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. Конкурс рисунков родители + дети «Огонь –друг, огонь – враг». май
3 Ребенок и природа Занятие: «Контакты с животными» октябрь
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» декабрь
Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное» апрель
Работа с альбомом: «Грибы»
«Ягоды» Памятка: «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь» Май
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)
4 Ребенок дома Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один» Родителям на заметку: «Осторожно: дети!» октябрь
2. Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой» Буклет : «Безопасность ребёнка дома» декабрь
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». март
Занятие: «Сюрприз домовёнка Непослухи» февраль
5. Ребенок на улице Прогулка: «Знакомство с улицей» Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода» Консультация для педагогов: «Основные разделы программы по обучению ПДД» ноябрь
Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины». сентябрь
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг» Родителям на заметку: «Перед тем как выйти на улицу» январь
Д/И «Дорожные знаки». сентябрь
Конструирование «Наша Улица» октябрь
5. Презентация: «Торопыжка на дороге»
Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
март
Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный» апрель
С/р игра «Шоферы» февраль
Учебная эвакуация январь
Форма отчета по проекту :
презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»