Шаповалова Елена Николаевна
Проект «Осень золотая» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: долгосрочный (01.10.2018 - 31.10.2018)
Тип проекта : познавательно – творческий.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность: в условиях образовательного процесса необходимо укреплять и расширять связь с природой, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, приобщать к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Публикация «Проект „Осень золотая“ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: в ходе образовательного процесса по ознакомлению с природным миром, выяснилось, что у детей не сформированы представления о изменениях в природе осенью.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень золотая!»
Задачи:
• обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• активизация и расширение речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Подготовительный этап
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД;
• подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• подготовка для родителей консультации «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Основной этап.
План работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательные области: Формы работы с детьми
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Осень золотая»
«Приметы осени»
«Осенние заботы животных и птиц»
«Осенние хлопоты человека»
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями природы осенью (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа:
«Почему заяц меняет окрас?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Овощной магазин».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом».
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке (семян, листьев).
уборка опавшей листвы
подготовка клумбы участка к зиме
Беседа: «Осенние хлопоты людей»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов осенью?»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
«Наша ферма»
Из осенних листьев «Осенние картины»
Рисование:
«Осенняя природа»
«Осенние листочки»
«Золотая осень»
«Ветка рябины»
Лепка
«Листья танцуют и превращаются в деревья»
«Дары осени»
Конструирование:
«Золотые колоски»(квилинг)
Из бумаги и теста «Как тесто превратилось в заплетушки».
Прослушивание:
П. И. Чайковский «Осень»
Разучивание песен:
«Осень», «Осенний вальс»
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Клён на участке в разном убранстве»
Составление натюрморта «Дары осени»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
«У медведя во бору»
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Взаимодействие с семьей. Информационный материал для родителей: консультация «Овощи и фрукты – полезные продукты». Выставка поделок из природного материала «Дары Осени».
Итог проекта.
• Фотовыставка «Прогулка в осеннем парке».
• Праздник «Осенний бал».
• Презентация проекта.
Заключительный этап.
Результаты нашей работы.
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
• в своих рассказах;
• в рисунках;
• в музыкально-ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей.
С огромным желанием участвуют в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.