Евгения Почиталина
Проект «Осень» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Познание ребенком окружающего мира обязательно включает в себя и познание природы.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в нее, вслушиваться».
В условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь детей с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей.
Публикация «Проект „Осень“ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, учитель-логопед, руководитель студии «Мультляндия», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Цель: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных признаках осени.
- Развивать у детей умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
- Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период.
Коррекционные:
- Развивать у детей умение видеть красоту окружающего мира через наблюдения в природе, во время экскурсий, при рассматривании иллюстраций.
- Активизировать словарный запас детей по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Ягоды», «Грибы».
- Развивать связную речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, ее признаках;
- расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Осень»;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
План работы по осуществлению проекта «Осень».
Подготовительный этап
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов НОД, бесед, игр;
- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр;
- подбор художественной литературы;
- оформление информации для родителей по теме проекта.
Основной этап
Познавательное развитие:
- Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев деревьев.
- Рассматривание иллюстраций, картин художников с осенней тематикой.
- Беседы: «Осень. Приметы и явления», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды и грибы», «Деревья».
- Дидактические игры: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Времена года», «Узнай по описанию», «Испорченный телефон».
- Конструктивно модельная деятельность: оригами «Кленовый листок», «Грибок», «Морковка», «Осеннее дерево».
- Цикл наблюдений: за изменениями в природе во время прогулок, за деревьями и кустарниками, за цветником, за перелетными птицами, за насекомыми, экскурсия в парк, на берег Свири.
- Экспериментирование: опыты с песком.
- Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – фрукт или овощ?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
- Чтение пословиц и поговорок об осени, загадывание загадок.
- Чтение художественной литературы: В. Г. Сутеев «Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Бабушкин огород»; Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», «Овощи. Фрукты. Какие они?»; А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; И. Токмакова «Дуб», «Осинка»; Е. Благинина «Осень».
Речевое развитие:
- Творческие рассказы детей «Что я видел в парке?».
- Составление предложений, рассказа об осени.
- Составление описательного рассказа по теме «Овощи», «Фрукты», «Сравнение овоща и фрукта».
- Заучивание загадок, стихов с использованием мнемотаблиц.
- Словесные игры: «Назови ласково», «Один - много», «Подбери действие», «Какой? Какая? Какое?».
Социально-коммуникативное развитие:
- Игра – драматизация «Репка», «Под грибом».
- Труд: - сбор природного материала на прогулке для поделок;
- сбор семян бархатцев;
- сбор листьев для гербария;
- уборка листьев на участке;
- подготовка клумбы к зиме.
- Беседа «Труд людей осенью».
- Беседа по ОБЖ «Почему могут быть опасны старые деревья?».
Художественно – эстетическое развитие:
- Аппликация «Осенний лес».
- Рисование «Осень на опушке краски разбросала» (оттиск листьями, «Разноцветная осень», «Овощи на тарелке», «Нарисуй отгадку к загадке» (фрукты, «Грибная поляна», «Осенний букет», «Фруктовый сад», «Осенние мотивы».
- Лепка «Лукошко с грибами», «Ваза с фруктами», барельеф «Листья танцуют и превращаются в деревья», «Разноцветные зонтики».
- Утренник с участием родителей «Волшебная кисть осени».
- Разучивание песен к утреннику, хороводных игр.
Физическое развитие:
- Беседа «Как одеваться осенью».
- Подвижные игры:«Съедобное – несъедобное», «Я знаю пять названий…» с мячом, «Умный мяч», «Гуси – гуси», «Фигура замри».
- Разучивание физкультминутки «Ветер», «Осенние листья».
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Листья».
- Спортивный досуг «Собираем урожай».
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «Как сделать осеннюю прогулку интересной?».
- Семейный конкурс поделок из природного материала «Природа – кладовая вдохновения».
-Организация выставки детских работ.
- Информация «Прочтите детям об осени», «Разучите с детьми стихи об осени», «Загадайте детям загадки», «Учимся наблюдать за изменениями в природе».
Заключительный этап:
- Выставка детского творчества.
- Викторина «Что мы знаем об осени» с участием родителей.
- Награждение участников семейного конкурса «Природа – кладовая вдохновения».
- Просмотр мультфильма «Под грибом», созданного при участии детей.
Продукт проектной деятельности:
- детские рисунки и поделки;
- гербарий «Листья деревьев и кустарников»;
- семейные поделки из природного материала;
- мультфильм «Под грибом», созданный при участии детей.
Результаты проектной деятельности:
- В результате проекта у детей пополнились знания и представления по теме «Осень».
- На основе углубления и обобщения представлений об окружающем мире, в процессе чтения рассказов, сказок, стихотворений, пословиц и поговорок, загадок осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
- Родители приняли активное участие в образовательном процессе.