Лариса Семеновна Риязутдинова
Проект «Осень» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Деревья и кусты».
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Развивающие:
Публикация «Проект „Осень“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать связную речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками.
- формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
- развивать мелкую моторику кистей рук, мышление внимание, память и пр.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Тип проекта : исследовательский, познавательно-речевой.
Вид проекта : Краткосрочный групповой.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Предполагаемый результат проекта :
- Формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей.
- Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
- Совместное творчество воспитателей и детей.
- Стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора у воспитанников
- Развитие художественно - творческих навыков.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный
- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
- Подбор технических средств обучения: Игры по лексической теме Осень, Игра Что выросло на грядке. Мультфильмы «по сказкам В. Сутеева «Веселый огород», «Дядя Миша», «Яблоко». Советские мультфильмы: «Огород», «Весёлые человечки».
- Оснащение развивающей среды:
Игры с прищепками (по теме осень, игры на развитие дыхания, игра «Найди овощи и фрукты и птиц по тени», игра «Вершки-корешки»,
2 этап — основной
Образовательные области
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Беседа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Левитана «Золотая осень»,
Беседы по теме «В гостях у бабушки и дедушки» (овощи, фрукты, «Путешествие в осенний лес»,
Разучивание стихотворений, загадок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта.
Познавательное развитие НОД по темам проекта,
Просмотр иллюстраций: «Путешествие в осенний лес», «Как звери готовятся к зиме?».
Дидактические игры: «Найди кто «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». «С какой ветки детки».
Речевое развитие НОД:
составление описательного рассказа на тему «Осень»,
на тему «Осенняя пора»,
составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания,
пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин,
пересказ рассказа И. С. Соколова Микитова «Улетают журавли»
Творческое рассказывание
Рассматривание картин об осени и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы осени», «Как люди, звери, птицы готовятся к зиме?»
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Скажи наоборот», составление рассказа по серии сюжетных картин по данной теме.
Пересказ произведения, прочитанного взрослым.
Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи»,
Л. Толстой «Косточка»,
Я. Тайц «По ягоды»,
Дж. Родари «Чиполлино»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
Ф. Тютчева, А. С, Пушкина, А. Толстого,
Русская народная сказка «Хвосты»,
Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк).
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Свободное творчество – рисование по теме «Что нам осень подарила», Трафареты: «Овощи» и «Фрукты»
Работа с воспитателями
Оформление заданий в индивидуальных тетрадях по темам недели.
3 этап — заключительный
Совместное занятие логопеда с инструктором по физической культуре.
Систематизировать материал по теме: «Осень».
Результаты проекта :
Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
Сформированное представление об осени, ее признаках и явлениях, приобретение нового познавательного опыта;
- Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Деревья и кусты».
Знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;
В кабинете систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Осень»;
в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
Примечание: Иры и упражнения, используемые в ходе проекта
Развитие общей моторики
Листья осенние
тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги
тихо ложатся, (Приседают.)
И под ногами
шуршат, и шелестят, (Движения руками вправо.)
влево,
Будто опять
закружиться котят. (Поднимаются, кружатся.)
Развитие мелкой моторики,
На березе, на осина
Догорели листья. (Поочередно сильно сжать)
пальцы на правой, левой
руках,
Дунул ветер, и рябина
Уронила кисти. (Разжать и тихонько положите но стол руки.)
Дождик моет желтый луг
Ржавый и шершавый
И земля вздыхает: (Положи кисти правой, а затем левой руки.)
— Уф. Отдохну, пожалуй. (Спокойно положить руки на стол.)
(В. Фетисов)
Физкультминутка.
Педагог предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок.
«Дует легкий ветер—листочки едва шевелятся»
Дети имитируют легко дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
«Сильный ветер - качаются деревья», - говорит логопед, а дети выполняют наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: a-a-a.
Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о.
Березовый: у-у-у.
1. Общее расслабление
Приходите в огород (Шаги на месте.)
Посмотреть, как все растет, (Руки поднимать вверх.)
Все растет, все цветет (Потряхивание руками.)
Никому не тесно. (Руки разведены в стороны.)
Приходите в огород! (Толчкообразные движения.)
Очень интересно. (Наклон вперед, перекрестные движения перед собой.)
2. Развитие общей моторики
В огород пойдем,
Урожай соберем. (Шаги на месте.)
Мы моркови натаскаем («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, (Показывают круг руками три раза.)
очень вкусный!
(Н. Нищева)
3. Развитие мелкой моторики.
(По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках.)
У Лариски —
Две редиски.
У Алешки —
Две картошки.
У Сережки сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки —
Две хвостатых редьки.
(В. Волина)
Физкультминутка «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Стоят на месте)
Будем листья собирать (Приседать.)
Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(Руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга.)
Листики дуба мы соберем, (Встать. Руки сжать в замок.)
Маме осенний букет отнесем. (Шагать на месте.)
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
• На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень».
• Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается. Логопед читает стихотворения Е. Трутневой.
• Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое У березы на плечах.
• У калины и рябины Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины Красотой своей горды.
• Все деревья облетели Зеленеют только ели
Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот.
• Логопед просит соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к какому периоду осени относится и почему?
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
• Педагог предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года. Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что?по теме «Осень».
• Приходит (что). Желтеют -.
• Плывут —. Улетают -.
• Дует -. Готовятся к зиме -.
• Вянут —. Моросит —.
• Опадают —. Мокнет —.
Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи
Педагог говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.
дуб - дубы сосна - сосны
ель - ели каштан - каштаны
клен - клены береза - березы
осина - осины рябина - рябины
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клан, барам, осина, рябина осенью
желтеют и роняют ЛИСТЬЯ - это лиственные деревья. А сосна и ель всегда зеленые - это хвойные деревья.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Назовите правильно листья (с опорой на картинки).
Лист дуба - дубовый.
Лист берёзы - берёзовый.
Лист липы - липовый.
Лист рябины - рябиновый.
Лист осины - осиновый.
Лист клёна - кленовый.
Шишка сосны - сосновая.
Шишка ели - еловая.
Лексико-грамматические игры:
Игра «Назови ласково». Дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна.
Игра «Где увидим этот лист?». Дубовый — на дубе, кленовый — на клене и т. д.
Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья, а также листья (один кленовый лист, три кленовых лис-та, пять кленовых листьев и т. д.)[/i]
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Вершки - корешки».
Педагог объясняет детям, что у одних овощей мы едим то, что растет на поверхности земли (вершки, а у других - то, что растет в земле (корешки). Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т. д., а другая — приседать, когда логопед назовет
«корешки» (картофель, лук, морковь, редис и т. д.).
Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Педагог предлагает детям прослушать рассказ.
Наступила осень. Все стали собирать урожай на огороде. Один Незнайка стоит и смотрит на свои грядки: «Как ему собрать урожай?»
На панно «Огород» расставлены овощи. Дети
собирают овощи и говорят: «Я дергаю морковь, репку, лук, чеснок. Я копаю картофель. Я срезаю капусту. Я срываю помидоры, огурцы, горох, кабачки, тыкву, баклажаны».
Лексико-грамматические игры.
Составить сравнительные рассказы о клюкве и
малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.
Составить предложение из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
— Закончить предложения (составление сложно-
подчиненных предложений).
Мама почистила картошку, чтобы.
Мама помыла овощи, чтобы.
Мама собрала в саду малину, чтобы.
Мама купила в магазине яблоки, чтобы.
— Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.
Морковь растет в огород», а яблоко — в саду.
Из моркови делают салат, а из яблок — компот.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Плодовое дерево».
Педагог достает из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса — и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на
котором растут фрукты? (Плодовое.)»
Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собрал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Используется макет «плодового дерева».
Логопед: «На прошлом занятии был собран урожай. Урожай чего был собран? (Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?»
Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? (Яблоня.)
А если груши? (Груша.)» и т. д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.
«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?»
(Нет, потому что бананы растут на пальмах.)