Светлана Перепечаева
Игры с тестом для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем лепить с малышами до 1,5 лет?
Лепка с малышами от 1 до 1,5 лет - это один из самых лучших способов их развития. В процессе работы с тестом у детей очень хорошо развивается мелкая моторика пальцев (ученые давно доказали, что степень развития мелкой моторики напрямую связана с уровнем развития речи и умственных способностей ребенка, развиваются навыки конструирования и концентрация внимания.
Из чего лепить?
Начинать лепить лучше из соленого теста – покупного или домашнего.
Рецепт домашнего теста для лепки:
- 1 стакан муки,
- 1/3 стакана соли,
- 2 столовые ложки растительного масла;
- горячая вода (температура воды очень важна! Чем теплее вода – тем лучше набухнет клейковина в муке и тем мягче и эластичнее будет тесто).
Для того, чтобы подкрасить тесто подойдут пищевые красители. В принципе лепить с малышами можно и из неокрашенного теста.
Что будем лепить?
Конечно в этом возрасте никто не лепит котиков и колобков - такие задания ребенку еще не под силу. Обычно в процессе лепки с малышами стараются сделать так, чтобы ребенок совершал как можно более разнообразные и полезные движения пальцев рук (втыкал в тесто мелкие предметы, мял его пальцами и т. п.).
Как объяснить?
Не забывайте золотые правила обучения малышей от 1 до 2 лет:
1. Лучше один раз показать, сделав это самой, чем 10 раз объяснить. Малыши до 2 лет лучше всего учатся просто подражая маме, которая весело и дружелюбно играет рядом.
2. "Все может пойти не по - плану" - да это так! Занятия с малышами непредсказуемы. Поэтому не бойтесь отклоняться от намеченной цели и не ругайте малыша, если он решил не следовать вашему плану "обучения".
3. "Рука в руке" - золотой прием обучения малышей от 1 до 2 лет. Если у малыша не получается воткнуть макаронинку в тесто - просто вложите ее в руку ребенку, а затем взяв его руку в свою - "рука в руке" - выполните вместе нужное движение. 5-7 повторов - и малыш начнет делать все сам (если захочет).
4. Радуйтесь достижениям малыша и не скрывайте от него свою радость. Ваши счастливые глаза и добрые слова подскажут ему, что то что он делает – правильно. Такое поведение мамы развивает уверенность малыша в своих силах и побуждает его к успешному развитию.
Урок 1 – знакомимся.
Прежде чем начать играть с тестом, ребенку обязательно нужно с ним познакомиться. Знакомство просто необходимо потому что:
1. Малыш не будет выполнять никаких ваших заданий, пока вволю не наиграется с тестом.
2. Не все дети, увидев тесто, тут же бросаются мять его в руках. Некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к новому материалу.
Самый простой способ познакомить ребенка с тестом – это просто сесть рядом и начать из теста лепить. Слепите для малыша колобка и подкатите его к нему, спев песенку из сказки. Слепите кренделек, баранку или булочку и покормите ими маленькую зверушку. Вылепите мячик или тарелочку.
Когда малыш увидит, что мама увлеченно мнет в руках новый материал и так «интересно» с ним играет – он обязательно заинтересуется и попробует взять тесто в руки. А дальше все получится само собой.
Урок – 2 – "Втыкалочки".
Маленькие дети очень любят что-то втыкать в тесто, и это - полезное занятие, в процессе этой игры малыши отлично развивают мелкую моторику.
Слепите из теста пирожок и предложите его украсить. Начните это делать сами и пригласите в игру малыша.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания – возьмите его руку в свою и первые несколько движений сделайте вместе – когда его рука «запомнит» новое движение – он начнет втыкать в тесто предметы самостоятельно.
Втыкать в тесто можно самые разные предметы (использовать небольшие предметы разной формы очень полезно - ребенок захватывает такие предметы тоже по-разному, т. е. движения пальцев, которые малыш производит в игре, будут наиболее разнообразными - и это очень полезно).
Макароны, орехи, фасоль (если вы уверены, что ребенок ее не съест, небольшие игрушки, крышечки от бутылок, любую мелочь, которая найдется вашем доме (просто пройдитесь по квартире и соберите горстку небольших вещей) - чем более разнообразные предметы для игры вы подберете - тем лучше!
Урок 3 - Оставляем отпечатки.
Более крупными предметами можно оставлять отпечатки на тесте - это занятие хорошо развивает детские пальчики. Ну а малышей обычно такая "игра" очень нравится. Отпечатки можно оставлять:
- крышечками от фломастеров или карандашами - получаются милые "дырочки":
- вилкой:
- фигурками от сортера (заодно можно изучать названия фигур - проговаривать "квадрат", "круг" и т. п.):
- любыми игрушками:
- можно оставлять на тесте узоры массажными предметами (шишка, бигуди, расческа, массажный мяч) - ребенок будет не только развивать моторику, но и массировать пальчики:
- очень забавные отпечатки получаются, если использовать детали Лего:
- отпечатки можно оставлять и "волшебными" скалочками.
Их можно купить в магазине:
Или сделать самим!
Наша скалочка из свечки - (массирует пальчики и оставляет красивые отпечатки):
Еще одна "скалка" - рулончик от пищевой пленки + толстая веревка и ядра гороха, приклеенные к скалке суперклеем (держатся очень крепко, но конечно лучше не разрешать ребенку их грызть):
Урок 4 – Отпечатки ладошкой и пальчиками.
Делаем дырочки.
Предложите ребенку сделать дырочки пальчиком в лепешке из теста (для начала просто возьмите в руку пальчик ребенка, сделайте несколько дырочек его пальчиками и "радостно удивитесь" полученными результатами, сделайте пару дырочек своей рукой и пригласите в игру малыша):
Это увлекательное занятие нравится детям и к тому же отлично развивает моторику.
В полученные «дырочки» можно что-то прятать или «сажать» (прятать зернышки фасоли или маленькие кусочки макарон в дырочки - "сажать семена в огороде").
Оставляем отпечатки ладошкой и кулачком.
Возможно ваш ребенок заинтересуется таким занятием как оставление отпечатков ладоней и кулачков на тесте. На первых порах можно выполнять игру "рука в руке" вместе с ребенком, проговаривая стишки:
Шлеп – шлеп ладошечка,
Стучу я по лепешечке (стучим ладошкой по мягкому тесту, приминаем его).
Тук – тук я стучу,
Тесто сплющить я хочу! (стучим кулачком по тесту).
Урок 5 – Вилка и нож.
С помощью вилки и ножа (игрушечных конечно, пластмассовых) малыш может выполнять с тестом самые немыслимые вещи.
Просто покажите ему как можно вилкой протыкать тесто и оставлять на нем «дырочки» (обычно на самых маленьких детей это действует магически - им нравится втыкать вилку в тесто, накалывать на вилку кусочки, разрезать ножиком «колбаску» (в возрасте от 1 до 1,5 лет ребенок будет «имитировать» работу ножом, отрезать кусочки ножиком от теста он научится чуть позже).
После показа передайте нож и вилку в руку ребенка и предложите ему поиграть с тестом самостоятельно.
Эта простая «возня» с тестом, ножом и вилкой также замечательно развивает моторику и навыки конструирования.
Урок – 6 Складываем тесто в коробочку.
Разорвите тесто на небольшие кусочки, предложите малышу сложить все эти кусочки в небольшую баночку или коробочку (чем уже будет отверстие этой баночки/коробочки, тем более "развивающей" будет игра).
Обыграть задание можно так - пусть в гости к малышу придет игрушечная киска и попросит сложить для нее в стаканчик вкусные конфетки, чтобы она смогла их съесть.
Это упражнение хорошо развивает моторику, а также важный навык для этого возраста –пинцетный захват пальцами небольших предметов.
Все вышеописанные "занятия" просты и незамысловаты только на первый взгляд. Для крохи от 1 до 1,5 лет такие "игры" - это отличный способ развития мелкой моторики (а развивать детские пальчики - очень важно).
Если пальчики хорошо развиты.
Следующие игры и упражнения будут чуть более сложными, чем предыдущее (но все же они вполне по силам малышам ближе к 1,5 годам). К выполнению этих заданий стоит приступать тогда, когда малыш уже знаком с тестом и хорошо справляется с простыми играми, которые были описаны в первой части статьи.
1. Достаем из теста "сюрпризики".
Покажите малышу небольшую игрушку, поиграйте с ней на его глазах (пусть она попрыгает и потанцует перед малышом, затем спрячьте ее в тесто (сделав «пирожок» с игрушкой внутри) и удивленно воскликните «Ой! Спряталась наша игрушка (котенок, петушок и т. п.! Ой! Где же она?».
Если малыш не торопится выковыривать игрушку из теста – вытащите игрушку из теста сами («Да вот же она! Спряталась от нас!») - таким образом вы "покажете" ребенку как выполнять это задание. После этого снова спрячьте игрушку в тесто и снова предложите ее «поискать» ("Ой! Опять спряталась! Давай ее достанем оттуда! Где она? Ну-ка доставай ее!")
Кто-то начнет искать игрушку сразу, кому-то потребуется несколько раз посмотреть на то, как это делает мама (возможно ребенок решится на извлечение игрушки спустя еще несколько занятий).
Чтобы помочь малышу справиться с заданием первое время можно выполнять упражнение "рука в руке".
2. Прячем игрушки в тесто.
По моему мнению – это одно из самых сложных для малышей 1,5 лет заданий и несомненно – оно очень полезно и отлично развивает пальчики.
Положите на круглый пирожок небольшую игрушку.
Взяв руки ребенка в свои, вместе "спрячьте" игрушку в тесте. "Ой! А где же наш.? Давай его достанем обратно!" Проделайте упражнение несколько раз - постепенно все меньше и меньше участвуя в этом процессе и передавая инициативу ребенку.
В конце-концов малыш научится прятать игрушки в тесто самостоятельно.
3. Достаем тесто из баночки.
На первый взгляд - это очень примитивное задание. Но на самом деле достать тесто из баночки не просто даже взрослым. Эта несложная "игра" очень хорошо развивает детские пальчики.
Покажите ребенку лепешку из теста и сложите ее в баночку:
"Ой! Тесто в баночке! Как же его достать? Давай достанем его из баночки, вот так!" (первые насколько раз доставайте тесто из баночки сами, затем предложите это сделать ребенку).
Кстати если малыш уже знаком с тестом - можно вообще ничего не показывать - просто оставить на видном месте баночку с тестом. ну а любопытство вашего ребенка само подскажет ему что делать.
4. Кормим зверят (надавливаем пальчиком на комочек).
Один из основных приемов работы с тестом, которому обучают деток от 1 до 2 лет – «надавливание». Учите ребенка надавливать на комочки теста – это очень хорошо развивает пальчики, также с помощью этого приема малыши смогут делать свои первые поделки.
Для выполнения этого упражнения «заготовьте» для малышей комочки из теста (если есть предположение, что малыш из 10 разложенных перед ним комочков тут же сделает один большой ком – то выдавайте ему комочки по одному).
Покажите малышу зверушку и предложите ему эту зверушку покормить. Кладите на лист бумаги по кусочку теста и побуждайте малыша надавливать на этот комочек пальчиком.
Сначала выполняйте упражнение «рука в руке» (мама берет пальчик ребенка и этим пальчиком надавливает на комочек, через какое-то время малыш будет выполнять это упражнение самостоятельно.
Заинтересовать ребенка вам помогут зверушки, которые будут каждый раз радоваться "пирожку", который малыш сделал для них своими пальчиками.
4. Отрываем кусочки теста и складываем его в тарелочку.
Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки теста от целого куска.
Скатайте из теста небольшие колбаски, предложите малышу покормить зверят - набросать в тарелочку кусочки теста:
Удачных вам игр с вашими малышами!
Игры с тестом: лепим и учимся
Трудно представить наше советское детство без коробочки пластилина. Но на смену фабричному материалу для моделирования приходит «органика»: приготовленное дома тесто для лепки. Недорогая, из обычных продуктов, смесь обладает уникальным игровым потенциалом, даже большим, чем старый добрый пластилин. Предлагаем взглянуть на тесто по-новому в качестве развивающего пособия для ваших детей.
Чему учит тесто?
Тесто для лепки на английском называется playdough (тесто для игры, если перевести буквально). Игра – ключевое слово, причем игра увлекательная, удивительная, почти никогда не надоедающая и разнообразная. Через игру дети познают мир и учатся. Часто родители не хотят возиться с пластилином или тестом, считая, что дети все запачкают. И зря. Ведь лепить можно на свежем воздухе, в фартуке, на специальной клеенке. Лепка из моделирующего теста дает растущему ребенку очень многое с точки зрения развития и обучения. А именно:
Развивает чувства
Когда малыш тянет тесто, пытаясь отщипнуть кусочек, в руке и пальцах укрепляются тонкие мышцы. Тесто – это такой тренажер для пальчиков и, следовательно, нейронов. Чем чаще и разнообразнее ребенок играет с тестом, тем выше шансы научиться хорошо говорить, читать и писать.
Успокаивает
Лепка – безусловно, медитативный процесс для большинства детей. Для интровертов – это возможность побыть наедине с самим собой, для экстравертов – выразить себя и свои эмоции. Агрессивные и гиперактивные дети выигрывают от контакта с тестом: они сжимают, ударяют по нему кулаками, растягивают, в общем, выпускают пары. Добавьте в тесто масло лаванды.
Расширяет словарный запас
Вылепляя фигурки из теста, можно узнать десятки новых слов: лепить, отщипывать, раскатывать, тянуть, скатывать в шарик, мягкий, твердый, липкий, сухой.
Учит задавать вопросы
В процессе знакомства с тестом можно поговорить о том, как получаются цвета. К примеру, сегодня я принесла детям два кусочка теста – синий и желтый. Они играли с тестом целый день и смешали оба куска в один зеленого цвета. Как это случилось? А что будет, если намочить тесто? Испортится ли оно? Или добавить очень много муки?
Учит математике
Тесто можно взвешивать, разделять на кусочки и сравнивать их по весу, сортировать по размерам. Можно вылепить длинную колбаску из теста и измерить ее, устроить соревнование на самую длинную колбаску из теста или самый большой шарик. Из теста хорошо лепить геометрические фигуры и формы, цифры.
Позволяет творить
Тесто для лепки - это еще и материал для творчества и социализации. Дети любят лепить вместе. Они придумывают новые формы и животных, дают названия своим первым скульптурам. Фотографируйте интересные творения ваших малышей, а потом используйте эти фотографии для дальнейших арт-опытов.
Рецепты игрового теста
Простое соленое тесто
3 стакана муки
четверть стакана соли
1 столовая ложка масла
1 чашка воды
Смешайте сухие ингредиенты, постепенно добавляйте подкрашенную красителем воду. Если тесто слишком сухое, добавьте воды, если липнет к рукам - больше муки и немного масла.
Тесто с разрыхлителем
Тесто с разрыхлителем (cream of tartar) мягче и пластичнее, но, главное, оно «живет» несколько месяцев, при условии, что вы храните его в закрытом контейнере и в холодильнике.
Для такого теста нам понадобится:
- 3 стакана муки
- 3 чайной ложки cream of tartar
- 1 столовая ложка масла
- 1 чашка воды
- горсть соли
Тесто с опилками
Это тесто отличается твердостью, долго хранится.
- 3 стакана муки
- 2 стакана опилок
- 1 чашка соли
Смешайте сухие ингредиенты. Добавляйте воды.
Тесто с шампунем
- 1 стакан муки
- четверть стакана ПВА-клея
- четверть стакана шампуня
- вода
Смешайте три четверти стакана муки, клея и шампуня в миске. Добавьте оставшуюся муку. Посыпьте мукой руки и замешивайте тесто. Разделите на небольшие куски и макайте тесто в миску с водой, чтобы оно стало более пластичным.
Тесто из кукурузного крахмала
- 2 стакана соды
- 1 стакан кукурузной муки
- полтора стакана воды
- краситель по желанию
Смешайте муку и соль в кастрюле, затем добавьте воды. Готовьте на медленном огне, помешивая, пока тесто не пример форму шара. Остудите и начинайте играть.
Тесто из песка
- 4 стакана пляжного песка
- 3 стакана муки
- четверть стакана крахмала
- 50 грамм масла
- 1 стакан воды
В миске смешиваем песок и муку, добавляем кукурзный крахмал, масло и воду. Тесто долго не живет, поэтому используйте его сразу после приготовления.
Что делать с тестом дальше
Тесто готово! Настало время для экспериментов и творчества. Тесто для моделирования - развивающий материал с бесконечными возможностями. Можно "поиграть" с его текстурой - сделать тесто более мягким и пластичным или сухим и твердым. Добавив блестки, обрезки травы, молотый кофе или песок, вы измените текстуру теста. Трех - четырехлетним детям стоит предложить поучаствовать в замесе теста, чтобы они сделали свои выводы о том, сколько муки надо добавлять и что делать, если тесто прилипает к пальцам.
Еще один вариатив - цвет. Тесто для лепки с помощью натуральных специй (куркума, чили, перец) и пищевых красителей превращается в яркий и интересный сенсорный материал. Проще всего смешать пищевой краситель с водой и добавить воду в тесто при замешивании. Если пищевых красителей нет, подойдут любые краски - разведенные акварельные, гуашь.
В готовое тесто нередко добавляют блестки. Все без исключения дети обожают радужное тесто. Чтобы сделать радужное тесто, надо разделить готовый "колобок" на семь шариков, добавить в серединку каждого соответствующий краситель и предложить ребенку начать размешивать каждый шарик по отдельности. Проявление цвета очень радует детей.
В тесто для лепки я всегда добавляю эфирные ароматические масла или специи. Так мы развиваем ребенка тактильно (трогать, месить, раскатывать, визуально (разные цвета) и через обоняние (аромат лаванды, миндаля, мяты, имбиря, лимона или кокоса. Желтая куркума делает тесто желтым и ароматным.
Полезные инструменты для теста расширят диапазон игр, а также способствуют поддержанию интереса ребенка к этому виду сенсорной деятельности. Вот лишь некоторые "штуковины", которые мы используем с детьми:
- пластиковые ножи
- формочки для печенья
- ложки для мороженого
- пресс для спагетти
- скалки
- давилка для картошки
- ножи и моделирующие инструменты для глины
- кастрюли, миски, формы для кексов и разные контейнеры
- пресс для чеснока.
В качестве обучающих/развивающих инструментов подойдут:
- семена
- шишки
- желуди
- палочки
- спички
- ракушки
- макароны сухие
- рис
- песок
- галька
- свечки для торта
- пуговицы
- цветы
- листья
- игрушечные "глаза"
- стаканчики для пирожных
- соломинки
- палочки от эскимо
- перья
Лепка и диалог
Лепка с ребенком - уникальная возможность учиться вместе. Когда взрослый месит, раскатывает, протыкает и растягивает тесто, он моделирует очень важные моторные действия. Эти навыки пригодятся ребенку для письма, для игры на музыкальных инструментах, для печати на клавиатуре. Не спешите показывать малышам, как нужно лепить зайчика или человечка. Сначала покажите базовые манипуляции, затем попробуйте скатать шарик, колбаску, расплющить шарик.
Совместная игра позволяет поговорить о категориях "больше", "меньше", рассказать о геометрических фигурах, о текстуре, о цветах, ароматах. Свечки для торта дают возможность обсудить практически любую тему: какой твой любимый торт, сколько тебе лет, что ты хочешь получить на день рождения? Однажды в детский сад я принесла обычные стаканчики для мороженого. Положила рядом с тестом для лепки. Весь день дети играли в кафе-мороженое, с интересным сюжетом и наполненными смыслом диалогами. А все благодаря волшебному тесту для лепки.
Возрастные рекомендации для игр с тестом
Малыши (0-1 год)
Так как малыши в этом возрасте все пробуют на вкус, лучше не давать тесто для лепки детям до полутора лет. Зато в этом возрасте можно научить детей познавать мир чувств с помощью finger-food: нарезанных в соломку овощей, фруктов и сыра. Еще одна альтернатива тесту: игры с водой, пеной и песком.
Карапузы (1-3 года)
18 месяцев – самое время для знакомства с тестом для лепки. На этом этапе детям нравится просто трогать тесто, месить, протыкать его пальцами и бить по нему ладошками. Карапузы могут попробовать тесто на вкус, но соль, скорее всего, отвадит их от дальнейших дегустаций. Постепенно добавляйте в тесто деревянные палочки, игрушечных зверей, камушки, чтобы разнообразить игру. Меняйте цвета теста, чтобы изучать цветовую палитру.
Дошкольники (3-6 лет)
Тесто для лепки играет роль сенсорного тренажера (развивает моторику, а также творческие способности. Трех-пятилетки обожают лепить пироги, делать торт из теста и петь песенки. Один мальчишка в моей группе целый час укладывал тесто в поднос для кексов, украшал и отправлял в игрушечную печь. Дошкольников можно научить пользоваться инструментами: скалкой, прессом, весами.
Разговаривайте с детьми о текстуре, о температуре теста, привлекайте дошкольников к приготовлению теста. Они обожают самостоятельно добавлять ингредиенты, размешивать и месить. Задавайте больше стимулирующих вопросов. Например, если тесто липнет к рукам, поинтересуйтесь у ребенка: "Как ты думаешь, что нужно добавитьв тесто, чтобы оно не липло?" Если ребенок побежит за водой, позвольте ему проверить свою гипотезу. Липкость теста легко исправляется лишней порцией муки.
Автор: Светлана Перепечаева