Татьяна Чистякова
Проект «Организация ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила музыкальный руководитель Чистякова Татьяна Михайловна
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект „Организация ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.
По теме «Организация ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста» я работаю уже не первый год. Пересмотрев различные концепции музыкального воспитания дошкольников, я остановила свой выбор на концепции Карла Орфа, немецкого педагога-новатора, которую он назвал «Шульверк» («школьная работа», нем. яз).
Орф построил свою систему на ритмах биологической жизни, голосах природы. Он полагал, что ритм, движения тела первичны. За ними следуют архаические элементы культуры, народные песни, считалки, присказки, дразнилки. Используемые инструменты – преимущественно ударные, часто собственного изготовления. Такая система образования позволяла, прежде всего, раскрыть собственные возможности ребенка, помочь начать импровизировать и творить. Возможно, она не так эффективна для воспитания виртуозов в области классической музыки, зато совершенно точно среди взрослых, прошедших в детстве орфовский Шульверк – намного меньше невротиков и людей с психическими отклонениями.
Главная идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии». По мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. И самое главное здесь - это атмосфера увлеченности детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя в роли активного участника.
Карл Орф предлагал начинать музыкальное обучение по своей системе в начальной школе. Я считаю, что для современных дошкольников идеи «Шульверка» не составят принципиальных трудностей.
Вид проекта : познавательно-деятельностный.
Срок реализации: 3 года (долгосрочный)
Цель: На основе использования системы К. Орфа развить музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс подготовки детей по музыкальной дисциплине.
Предмет исследования: Педагогические условия использования новаторских технологий К. Орфа в обучении детей старшего дошкольного возраста музыке.
Участники исследования: Дети старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
2. Проверить целесообразность применения этих материалов в практической работе.
3. Обобщить материал, сделать выводы.
Методы:
1. Метод теоретического анализа;
2. Метод моделирования;
3. Метод обобщения опыта;
4. Эмпирический метод (научно-исследовательский).
Основные идеи:
1. Всеобщее музыкально-творческое развитие;
2. Детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
3. Связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
Основные принципы:
1. Принцип самостоятельности (самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Принцип доступности (Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т. д.)
3. Принцип коллективности (минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы, а максимальное количество участников группы для музицирования практически не ограничено).
4. Принцип свободы ( Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.)
5. Принцип контроля и управления (Уделение внимания с первых же дней дирижированию, с тем чтобы каждый ребенок мог управлять исполнением других участников.)
6. Принцип речевой активности (Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, здесь воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка).
7. Принцип импровизации (Постижение ребенком импровизационным путем значения интонаций).
8. Принцип активного музицирования.
Формы работы:
1. Организация кружковой работы.
2. Беседы.
3. Изучение фольклора.
4. Просмотры видеоматериалов.
5. Знакомство с детскими музыкальными инструментами (в том числе и «орфовскими»).
6. Обучение игры на детских музыкальных инструментах.
7. Практическая деятельность.
8. Организация выступлений на праздниках и развлечениях.
Условия реализации проекта :
1. Организационные (организовать деятельность детей, развивать умение действовать в коллективе).
2. Организационно – педагогические (решение педагогических целей и задач).
3. Организационно – технические (использование, аудио и видеоаппаратуры, а также доступных детских музыкальных инструментов).
4. Организационно – познавательные (формирование у детей теоретических основ музыкально-ритмической деятельности).
Этапы реализации
Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор методической литературы для реализации проекта;
3. Подбор наглядно-дидактического материала;
4. Подбор музыкальных инструментов;
5. Организация развивающей среды;
6. Организация и работа кружка дополнительного образования «Ладушки».
Основной этап
1. Проведение занятий кружка;
2. Освоение теоретических понятий по теме;
3. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах;
4. Проведение бесед;
5. Просмотр видеофильмов;
6. Участие воспитанников в праздниках и развлечениях;
7. Проведение открытого мероприятия.
Заключительный этап
1. Анализ результатов проекта.
2. Отчётные мероприятия (открытые занятия, обобщение опыта работы на уровне дошкольного учреждения и на муниципальном уровне, выпуски буклетов, методических пособий и консультаций)
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей основ музыкально-ритмической деятельности;
2. Освоение приемов и навыков игры на детских музыкальных инструментах;
3. Умение работать коллективно, сообща;
4. Умение реализовывать свой творческий потенциал.
Предполагаемые трудности:
1. Разный уровень ритмической активности детей в совместной работе;
2. Темп освоения навыков и приемов игры на музыкальных инструментах.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»
(Карл Орф)