ЕЛЕНА ПАДУКОВА
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» В. А Сухомлинский
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:
-снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
-ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
-низкая речевая активность;
-не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
В своей группе я работаю над проблемой: «Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности».
В результате этой работы:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
-В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
-живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
-неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);
-человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В нашей группе создана мини-лаборатория "Кота Ученого", в которой находятся все необходимые предметы для экспериментирования:
Есть у нас и помощник паучок Аркадий,которого дети слепили сами:
В уголке находится необходимая литература для детей и воспитателей:
Как и в любой лаборатории у нас есть свои правила:
Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности подобраны карточки-схемы:
Все свои результаты мы фиксируем:
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
Уже сейчас видны результаты работы. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования нашей мини-лаборатории. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые простые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Активно экспериментируют с родителями дома и с увлечением делятся своими новыми открытиями.
Родители заинтересованно нас поддерживают, помогают в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях