Пичугина Анна Александровна
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды»
Проект
«Организация развивающей предметно- пространственной среды
в группе в соответствии с ФГОС ДОУ»
Пичугина А. А.
2020 г
Тип проекта : информационно-исследовательский, ориентированный, познавательно- творческий.
Вид проекта : внутренний, групповой
Участники проекта : администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Публикация «Проект „Организация развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Продукт проектной деятельности : оформление предметно-развивающей среды в группе ДОО
Продолжительность проекта : три месяца (22.11.2018г. - 22.02.2019г.)
Обеспечение проекта : материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение
Место проведения: г. Рославль, Детский сад «Золотой ключик, группа «Чебурашка»
Актуальность
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет является показателем профессиональной компетентности педагога.
«Что такое предметно-развивающая среда?»
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОО.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей,
организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе
Планируемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство позволяющее организовать :
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
• экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап :
Изучение методической литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели задач проекта.
2. Внедренческий (Основной) этап:
Практическая реализация проекта.
Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистами, с родителями воспитанников группы ДОУ
3. Заключительный этап:
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации
Основные направления работы по проекту :
1 Профилактическое
2. Образовательное
3. Развивающее
4. Духовно-нравственное
5. Трудовое 6. Гражданско- патриотическое
7. Социальное
8. Воспитательное
Организационно-подготовительный этап
Методологические основы проекта :
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой
Предметно-развевающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др).
Нормативно-правовая основа
регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды :
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01. 2012)
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. N 30384
«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
Устав ДОУ
Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта) :
• подбор исторической, художественной и методической литературы,
• подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки,
• подготовка материала для продуктивной деятельности,
• дидактические, сюжетно-ролевые игры,
• выставки творческих работ детей совместно с родителями
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала,
• использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
• Материалы Интернет.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС
Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Рассматривается как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности
Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.
Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка
Требования к развивающей предметно-пространственной среде :
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды :
Насыщенность среды : среда соответствует содержанию образовательной программы,
разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.
Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т. е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Полифункциональность: представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Безопасность : соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать
Функции развивающей предметно-пространственной среды :
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности
Основные составляющие
при создании развивающей предметно-пространственной среды
Пространство
Время
Предметное окружение
Варианты (линии) изменения при создании развивающей предметно-пространственной среды
• времени
• освоенности
• стратегического и оперативного изменения
• единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической
Условия для создания развивающей предметно-пространственной среды
Реализуемой в ДОУ образовательной программы;
Требования нормативных документов;
Материальных и архитектурно-пространственных условий ;
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
Общих принципов построения предметно-пространственной среды
Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,
развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности
участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.
Учет основных образовательных областей ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Факторы, которые следует учитывать при организации
развивающей предметно-пространственной среды
• Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
• Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей
2. Внедренческий (Основной) этап
Краткое описание помещения и участка группы
Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учет особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда Центров активности группы:
Содержательно-насыщенная;
Трансформируемая;
Полифункциональная;
Вариативная;
Доступная и безопасная
3. Заключительный этап
- Подведение итогов.
- Оформление материалов по проекту.
- Создание презентации.
- Вывод
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности
Технологическая - Умение планировать этапы своей деятельности.
- Умение довести начатое дело до конца.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
Информационная Умение ориентироваться в информационных источниках.
- Умение делать выводы из полученной информации.
- Умение задавать вопросы по данной теме.
Социально-коммуникативная Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение принимать участие в коллективных делах.
- Умение уважительно относиться к окружающим людям.
- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
Рекомендация по организации ПРС
1. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
2. Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
3. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
4. Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
5. Пространство группового помещения должно быть полифункциональным, а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Список используемой литературы:
1. Доронина Т. Н., Короткова Н. А. Материалы и оборудования для детского сада. М. : Элти-Кудиц, 2003г
2. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда : Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы
5. построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
6. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
9. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.