Сергеева Алина Евгеньевна
Проект организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Я и моя семья»
РАЗДЕЛ 1: ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
1-я младшая группа
Развивающие задачи:
- Развивать умение называть имена членов своей семьи;
- Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.
2-я младшая группа
Образовательные задачи:
- Формировать представление о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.) посредством беседы;
Публикация «Проект организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Планы
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
- Обсуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице;
- Обогащать представления о своей семье.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Образовательные задачи:
- Углублять представления детей о семье, ее членах;
- Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.); Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.);
- Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.);
- Знакомить детей с профессиями родителей.
Развивающие задачи:
- Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит);
- Развивать представления детей о своем внешнем облике.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к труду близких взрослых;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Образовательные задачи:
- Углублять представления ребенка о семье и ее истории;
- Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
- Углублять представления о семье и ее истории;
- Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Развивающие задачи:
- Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому;
- Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.
Воспитательные задачи:
- Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников;
- Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям;
- Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами;
- Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны);
- Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2–7 лет
Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье.
Выполнила: Сергеева Алина Евгеньевна
РАЗДЕЛ 2: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Игры:
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья»
Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».
- Подвижные игры: «Бабушка Маланья»
Цель: соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики на тему Семья.
- Дидактические игры: «Кто живет в квартире»
Цель: в игровой форме, закреплять понятие «семья» и семейные ценности; активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
2. Чтение и обсуждения художественной литературы:
- Тема: «Семья»
Цель: познакомить с семейными ценностями.
- Тема: «Мужчины в семье»
Цель: дать первоначальные представления о родственных отношениях; расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.
3. Продуктивная деятельность:
- Рисование «Портрет сестры и брата», «Моя семья»
Цель: отражать в рисунке характерные черты членов семьи.
- Аппликация «Мои родители»
Цель: закреплять умение детей создавать изображения семьи.
4. Образовательная деятельность
- Тема: «Что такое семья»
Цель: развивать представления о своей семье, формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье; развивать гендерные представления; формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице; формировать образ Я.
- Тема: «Мама с папой - моя родня, нет роднее родни у меня»
Цель: Развивать умение называть имена членов своей семьи.
- Тема: «Военные бабушки и дедушки»
Цель: расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).
5. Праздники:
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту, создание праздничного настроения у детей и их родителей; сплочение семьи.
- Праздник, посвященный Дню матери «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
Цель: повысить социальную значимость материнства, показать значимый для ребенка образ.
6. Викторины:
- Кроссворд «Семья»
Цель: обогащать представления о своей семье.
- Викторина «Дом»
Цель: закрепить знания о домашних и семейных устоях.
7. Оформление выставок
- Тема: «Семейное древо»
Цель: учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
- Тема: «Профессии моих родителей»
Цель: повысить интерес к профессиям родителей и узнать больше о профессиях.
8. Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач и т. д. :
- Кукольный спектакль «Три медведя»
Цель: закрепить понятие «семья», знания о членах семьи.
- Мультфильм на тему «Единство семьи»
Цель: показать важность единства семьи, посредством короткометражного мультфильма.
9. Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, предметов, произведений искусства, альбомов:
- Картин на тему «Семья»
Цель: выявление умения определять характер картин и эмоции людей.
- Тема: «Семейные фотоальбомы»
Цель: побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице.
10. Музыкальная деятельность:
- Слушание и пение песен на тему «Семья»
Цель: воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
- Слушание и обсуждение песен на тему «Родители и родители родителей»
Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
11. Познавательно-исследовательская деятельность:
- Путешествие по карте «Где и с кем я живу»
Цель: закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
- Коллекционирование «Коллекции нашей семьи»
Цель: обогащать представления о своей семье и её традициях.
Выполнила: Сергеева Алина Евгеньевна
РАЗДЕЛ 3: ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Художественные произведения:
- Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
- А. Барто «Дома», «Его семья», «В пустой квартире», «Младший брат»;
- Я. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»;
- Е. Благинина «Наш дедушка»;
- Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?».
2. Репродукции:
- Александр Лактионов, «Письмо с фронта»;
- Елена Флёрова, «Большая семья»;
- Пабло Пикассо, «Семья вместе».
3. Музыкальные произведения:
- «Доброе утро!» (Е. Плотникова);
- «Мои родители», «Бабушка и дедушка» (Е. Обухова);
- «Мой дед» (Т. Шемякина);
- «Родительский дом» (В. Шаинский, М. Рябинина).
4. Оформление группы или специального уголка:
- Семейные древа детей;
- Стенгазета «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
- Выставка «Творчество моей семьи».
5. Список видеофильмов, мультфильмов, презентаций:
- Короткометражный мультфильм «О силе единства»;
- «Мама для мамонтенка»;
- «Двенадцать месяцев»;
- «Золушка».
6. Альбомы и коллекции:
- Фотоальбомы детей;
- Коллекции наших семей.
7. Конструкторы и другие материалы для игр:
- Карточки для дидактической игры «Моя семья»;
- Карточки для дидактической игры «Кто живёт в квартире»;
- Для сюжетно-ролевой игры «Семья»: Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.). Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт. Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон. Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. Спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители.
Выполнила: Сергеева Алина Евгеньевна
РАЗДЕЛ 4: МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Словесный метод
1. Беседы с детьми:
- Тема: «Кто есть в моей семье»
Цель: продолжать формировать представления о членах семьи.
- Тема: «Бабушка рядышком с дедушкой»
Цель: вызвать интерес к своей родословной.
- Тема: «Мои братья и сестры» (с использованием фотографий)
Цель: углубить знания детей о своей семье, воспитывать уважение и любовь к близким людям.
- Тема: «Моя мама» (как часть занятия) Цель: воспитывать уважение к матери.
2. Рассказ детей: «Дом, в котором мы живем»
Цель: формировать представление о том, что каждая семья живет в отдельном доме или квартире и у неё есть соседи.
3. Использование пословиц и поговорок: «Семья и семейные ценности»
Цель: формировать представление о семейных ценностях.
4. Загадывание, отгадывание и придумывание загадок: «Наша огромная семья»
Цель: продолжить формировать понятие «семья» и расширять знания о составе семьи.
5. Вопросы детей и ответы на них: «Семья – это?»
Цель: углублять и расширять знания о понятии «семья».
6. Задачи в стихотворной форме: «Моя семья – моя опора»
Цель: Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Наглядный метод
1. Рассматривание предметов: «Наши семейные фотоальбомы»
Цель: формировать представление о семье.
2. Рассматривание картин и иллюстраций: «Мать и дитя»
Цель: формирование представлений о семье.
3. Использование ТСО и ИКТ: «Семейные мультфильмы и презентации».
Цель: формирование семейных ценностей.
4. Использование схем, чертежей и моделей: «Семейное древо»
Цель: повысить интерес к родословной.
Практический метод
1. Выполнение практических действий:
- По образцу: Аппликация ко дню матери «Любимые мамины цветы»
Цель: воспитывать заботливое отношение к родным людям.
- По указаниям: Рисование «Портрет сестры и брата»
Цель: отражать в рисунке характерные черты человека.
- По условиям: Рисование «Мы гуляем с папой и мамой в парке»
Цель: воспитывать гордость за свою семью.
2. Выполнение задания с использованием инструкций:
- Диктантная инструкция: Составление и оформление книжек-малышек «Моя семья»
Цель: формировать представление о семье.
- Целостная инструкция: Лепка по сказке «Репка»
Цель: показать через сказку, что дружная семья справится с любыми трудностями.
3. Выполнение заданий связанных с продуктивной деятельностью для оформления группы, изготовления подарков, сувениров: «Подарок для пап»
Цель: воспитывать желание сделать приятное родному человеку.
4. Создание моделей: «Семейное древо»
Цель: повысить интерес к родословной.
Игровой метод
1. Дидактические игры: «Кто живет в квартире»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
2. Игра инсценировка: «Семья»
Цель: закрепить умение отражать в игре имеющиеся представления о Семье.
3. Словесные игры:
- «Какие мои братья и сестры»
Цель: воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
- «Дочки-матери»
Цель: углубить знания о родственных отношениях, воспитывать уважение к матери.
- «Какие у меня папа с мамой?»
Цель: сказать самые добрые и теплые слова о родных людях.
4. Игра-викторина: «Что ты знаешь о своих родителях?»
Цель: углубить знания о своих родных; воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
5. Игра – загадка: «Кто я?»
Цель: формирование представлений об обязанностях каждого члена семьи.
6. Подвижные игры: «Бабушка Маланья»
Цель: соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики на тему Семья.
Выполнила: Сергеева Алина Евгеньевна