Лариса Крошкина
Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Яблонька»
Проект
«Опытно – экспериментальная деятельность
Подготовила
Крошкина Лариса Владимировна
2016 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увидинном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой ;среднесрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -7 лет.
Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы 5 – 7 лет.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
· Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
· Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
· Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
· Определить эффективность проведенной работы
· Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МБДОУ д. с. №5 «Яблонька»
Сроки проведения: ноябрь– декабрь 2016 года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
· Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
· У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц Занятие, цель материал
Ноябрь
1 неделя Плавающий апельсин.
Цель: Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, если меньше – то тонет. - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная
- несколько апельсинов
2 неделя Фонтан из бутылки.
Цель: Познакомить детей с понятием давление. - пластиковая бутылка
- поднос или тазик
- шило
- скотч
- жидкий краситель
- вода
3 неделя Воздух вокруг нас.
Цель: Закрепление представлений о воздухе и его свойства. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. -стакан. вода,бумага,воздушный шарик.
4 неделя Лед вода пар.
Цель: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. - вода,стакан, клеенка, бумага.
Декабрь
1 неделя Свойства веществ.
Цель: Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. деревянная палочка,мел, вода, 2 стакана. пластилин
2 неделя Строение веществ.
Цель: Развитие представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок,сахар-рафинад, лупа,по два стакана с теплой водой
3 неделя Надуй шарик.
Цель: Познакомить детей как можно получить углекислый газ. - пищевая сода
- воздушный шарик
- столовый уксус пластиковая бутылка литровая
«Плавающий апельсин»
«Фонтан из бутылки»
«Изучаем свойства твердых и жидких веществ»
«Воздух и его свойства»
«Изучаем строение веществ»
«Изучаем свойства холодной и теплой воды»
«Заполняем дневники опытов и экспериментов»
«Экспериментируем дома»
ВЫВОД :
Развивающемуся обществу нужны образованные,нравственно предприимчивые люди,которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.