Екатерина Барабаш
Проект «Оптимизация детско-родительских отношений как условие полноценного развития ребёнка»
▼ Скачать
Оптимизация детско-родительских отношений как условие полноценного развития ребёнка
Тип: Социальный.
Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, их родители. Педагоги групп.
Участники: Педагоги группы, педагог - психолог, родители, дети.
Масштаб: Долгосрочный.
Срок реализации: 1.10.2019 – 29.02.2020
Публикация «Проект „Оптимизация детско-родительских отношений как условие полноценного развития ребёнка“» размещена в разделах
Основания для разработки. Проблема: В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, А. И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско - родительских отношений : особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. д. Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А. С. Спиваковская1 понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30 - х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Цель: Создание условий для выстраивания гармоничных детско – родительских отношений.
Задачи:
1. Изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников.
2. Обогащение опыта детско – родительского взаимодействия через тренинговые игры и упражнения.
3. Обогащение представлений родителей об особенностях становления и развития личности ребенка.
4. Формирование чувства сопричастности к единому семейному пространству.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Изучение:
- научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта. Цель: Повышение психолого – педагогической компетентности педагога – психолога в данном вопросе.
2. Подбор диагностического материала. Цель: Комплектование оптимального диагностического пакета для работы над данной проблемой.
3. Диагностическое обследование особенностей детско – родительских отношений в семьях воспитанников старшей группы:
a. Анкетирование родителей. Цель: Выявить степень включенности родителей в воспитательный процесс в семье, особенности детско – родительских взаимоотношений.
b. Анкетирование педагогов группы. Цель: Выявить степень вовлеченности родителей в сотрудничество с детским садом.
c. Психологическое обследование детей старшей группы через рисуночный тест «Моя семья», опросник «Вопрос – ответ», тест «Два домика». Цель: Выявить степень комфортности детей в семье, особенности детско – родительских отношений.
Основной этап:
1. Выставка детских рисунков «Семья глазами ребенка». Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме детско – родительских отношений.
2. Психологический тренинг «Семья глазами ребенка». Цель: Формирование осознанного отношения родителей к проблеме благополучия ребенка в семье, как основе духовно нравственного – становления личности малыша; формирование мотивации на участие в:
- акции «Герб моей семьи. Генеологическое древо»
- детско – родительских тренингах.
3. Разработка рекомендации по изготовлению герба и семейного древа. Цель: Создание условий для совместного детско-родительского сотворчества.
4. Акция-выставка «Генеологическое древо. Герб моей семьи». Цель: Развитие навыков совместного детско-родительского сотрудничества, сотворчества; знакомство с историей своей семьи; формирование чувства единения и гордости за свою семью.
5. Разработка рекомендаций «Подсказки от психолога». Цель: Обогащение представлений родителей об особенностях становления и развития личности ребенка.
6. Детско – родительский тренинг «Невидимая нить». Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.
7. Детско – родительский тренинг «Приключения ежат». Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.
Заключительный этап:
1. Детско – родительская психологическая игра «Моя – Твоя – Галактика». Цель: Итоговый мониторинг детско-родительских отношений. Развитие процесса общения родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
2. Создание индивидуальных альбомов «Моя семья» (вкладываются все работы семьи по данной теме – рисунки родителей и детей «Моя семья», детский рисунок «Хорошее настроение», волшебный цветочек, галактика, благодарность семьям, принимающим участие в тренингах). Торжественное вручение альбомов и благодарностей семьям. Цель: Формирование чувства гордости за свою семью, побуждать к дальнейшему содействию и сотворчеству в воспитании детей в едином образовательном пространстве «семья – детский сад.
3. Обработка и оформление документации и материалов проекта. Цель: Систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта.
4. Трансляция результатов проекта :
a. Презентация результатов проекта на итоговом педагогическом совете.
b. Выступление на ГМО психологов.
c. Публикация в печати.
Цель: Обогащение психолого – педагогического опыта педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Насыщенное общение в семье.
2. Много эмоционального тепла в семье.
3. Родители информированы о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка.
4. Достаток сотрудничества и кооперации в семье.
5. Родители не перекладывают свои функции на ДОУ.
Ресурсная база проекта :
1. Программно – методические ресурсы:
1. Личко А. Е, Эйдемиллер Э. Г. Стили семейного воспитания.
2. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи.
4. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.
5. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
6. Школьный психолог №15, 2006, с. 20 – 21.
7. Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.
2. Материально – технические ресурсы:
- интернет - ресурсы (картотеки, альбомы, консультативный материал,.).
Возможные риски:
1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе.
2. Частые заболевания детей.
Способы преодоления рисков:
1. Открытость педагогического процесса, включение родителей в педагогический процесс.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в пополнении РППС.
3. Витаминизация, профилактика ОРВИ.
Результат:
Итоговый мониторинг проводится в практическом задании детско – родительской игры «Моя – Твоя – Галактика». В результате проведенной работы должно проявиться:
согласованность взаимодействия всех участников проекта (детей, их родителей, педагога-психолога);
улучшение психического и эмоционального самочувствия детей и родителей (активность, открытость, интерес, позитивный настрой, желание продолжить работу);
гармонизация детско-родительских отношений (доверительность отношений, умение слушать и слышать друг друга, желание помогать друг другу).
Но, в силу кратковременности реализации проекта, предполагается незначительная динамика в гармонизации детско – родительских отношений (10 – 20% семей, участвующих в проекте). Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка. В ходе реализации данной темы произошло повышение уровня доверия к психологической службе ДОУ. На это указывает увеличение семей – участников в детско – родительских тренингах на 57% (в начале реализации проекта приняло участие 7 семей, к концу – 11 семей, что всё-равно составляет низкий показатель – 50% активности родителей (законных представителей) в данной группе.