Кустова Наталья
Описание инновационной модели дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Группы кратковременного пребывания в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении – центр развития ребенка - детский сад №1»
г. Заволжска
Актуальность проекта
:
Последнее десятилетие века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным ростом очередности и снижением охвата детей дошкольным образованием. В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности.
Публикация «Описание инновационной модели дошкольного образования» размещена в разделах
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально-экономических условиях.
Вырастить эмоционально здорового ребенка в наше время становится все более сложной задачей. С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Адаптация к дошкольному учреждению для любого малыша это стресс, дискомфорт. Примерно так это бывает: пришел малыш в незнакомую обстановку (группу детского сада, а там много других детей, незнакомых интересных игрушек, да ещё чужая тетя - воспитатель! Испугался, заплакал, ищет маму, а мама уже ушла, исчезла в незнакомом пространстве, растворилась. Что за этим может последовать? Тяжелое состояние разлуки, психологическая травма, а может и социальный страх…
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Встает очень важный вопрос: как избавить ребенка от стресса, как подготовить малыша к детскому саду, не нанося ущерба его психическому здоровью?
В этих условиях, очевидно, что необходимо активно заниматься изучением и внедрением новых форм дошкольного образования.
В городе Заволжске в 2012 году работало 4 дошкольных образовательных учреждения. Анализ ситуации в Заволжском муниципальном районе на предмет востребованности вариативных форм дошкольного образования показал:
• Очередь в ДОУ – 277 детей
• По городу Заволжску – 246 заявлений;
• По Заволжскому району – 31 заявление.
Анализ ситуации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №1» на предмет очередности в детском сад:
• Очередь в ДОО – 160детей
В связи с таким положением очередности в детском саду и «Распоряжением РФ» от 30.12.12 №2620, в котором одно из направлений: реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности в детских садах, «Центр развития ребенка детский сад №1» стал искать новые формы работы, по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
В детском саду мы нашли выход - предоставили возможность малышам от года до трех лет посещать детский сад вместе с родителями, а детям из семей, которым трудно оплатить содержание ребенка в детском саду, предоставили возможность посещать группы кратковременного пребывания, функционирующие на базе существующих групп дошкольной образовательной организации: Так в детском саду стали функционировать группы кратковременного пребывания детей – «Играя, обучаюсь» и адаптационная группа «Кроха».
Идея создания групп кратковременного пребывания детей возникла в сентябре 2012 года. Мы стали искать пути претворения этой идеи в жизнь и разработали проект «Группы кратковременного пребывания в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении – центр развития ребенка детский сад №1» г. Заволжска
Цель проекта: разработка, апробация и трансляция модели групп кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» для детей дошкольного возраста и адаптационной и прогулочной группы «Кроха» для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 2 лет) не посещающих МКДОУ «ЦРР д/с №1». Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МКДОУ «ЦРР - детского сада №1» г. Заволжска за счёт создания адаптационной и прогулочной группы «Кроха» кратковременного пребывания для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих МКДОУ.
• Создание условий для работы группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»
• Реализация основных задач дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, подготовка к школе, оказание помощи детям, плохо адаптирующимся в коллективе.
• Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
• Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру.
• Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями, другими социальными учреждениями.
Ожидаемые результаты проекта
- Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
- Привлечение родителей детей дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
- Создание консультативного центра «Крепышок» молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
- Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона «Постройка» и других микрорайонов города.
Механизмы реализации проекта:
Определение социального запроса на группы кратковременного пребывания в ДОУ среди жителей города Заволжска - микрорайона «Постройка».
Разработка положения, содержания и форм работы групп кратковременного пребывания.
Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
Обобщение результатов реализации проекта.
Социальные партнёры Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка - детский сад №1» г. Заволжск
• Отдел образования Заволжского муниципального района
• Администрация Заволжского муниципального района
• Муниципальное образовательное учреждение «Заволжский лицей» г. Заволжска
• Детско-юношеский отдел МКУК «Заволжская городская библиотека»
• Дом культуры
• Детская поликлиника
• Заволжский городской художественно-краеведческий музей
• Пожарная часть
• Роспотребнадзор
• Театры города Кинешма и других городов
• Музыкальная школа имени Воскресенских
• Военкомат
Предмет разработки: Организация работы в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка- детский сад №1» г. Заволжска адаптационной групп кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» и адаптационной группы «Кроха»
Основные направления проекта:
- Создание адаптационной и прогулочной группы детей с 1 года до 3 лет на базе МКДОУ «ЦРР – д/с №1» «Кроха» с целью подготовки детей к поступлению в детский сад без тяжёлых форм адаптации, предотвращения дезадаптационных явлений.
- Создание группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» на базе функционирующих групп с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, подготовки к школе, социализации ребенка в обществе.
- Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста
- Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста
Программа выполнения работ по проекту:
I - этап «Подготовительный»
Анализ опыта работы групп раннего возраста в учреждении. Изучение спроса родителей на данный вид услуги через анкетирование, телефонный опрос. Разработка положений об адаптационных группах кратковременного пребывания, режима пребывания детей в детском саду, сетки непосредственно образовательной деятельности на игровой основе, совместных мероприятий с детьми и родителями. Выбор образовательной программы работы адаптационной группы кратковременного пребывания. Анализ развивающей предметно- пространственной среды ДОО, кадрового состава. Составление штатного расписания, сметы доходов и расходов. Подбор необходимого оборудования. Налаживание контактов с социальными партнёрами.
II - этап «Основной»
Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы.
III - Этап «Обобщающий».
Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Кроха» и «Играя, обучаюсь», опрос удовлетворённости родителей и педагогов, итоги мониторинга качества данной услуги. Оформление окончательной модели адаптационной группы «Кроха».
Выполнение проекта:
Первый этап:
Группа кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»
Группа кратковременного пребывания детей «Играя, обучаюсь» - новая форма оказания квалифицированной помощи семье в обучении и воспитании ребенка. Проанализировав детей из очереди в детский сад мы выделили детей 4-6 лет которые не посещают детский сад. В телефонном режиме сделали опрос родителей, предложив им, если у них есть возможность водить ребенка на образовательный процесс, в группу в соответствии с возрастом, без питания и без оплаты за пребывание ребенка в детском саду.
Разработали положение, договор с родителями (Приложение 3)
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Кроха»
Прежде чем предложить родителям одну из вариативных форм адаптационную группу кратковременного пребывания «Кроха» творческой группой ДОО был сделан анализ развивающей предметно- пространственной среды ДОО, кадрового состава.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что после десяти часов, тридцати минут высвобождаются музыкальный и физкультурный залы, которые мы можем использовать для работы адаптационной группы. В это же время – свободны специалисты: музыкальный руководитель, психолог, старший воспитатель, логопед, инструктор по физической культуре. Кадровый состав и развивающая среда были определены.
Затем провели анкетирование родителей детей в возрасте от 1 года до 3х лет, из очереди в детский сад.
Анкета для родителей.
«Вариативные формы работы детского сада»
Уважаемые родители!
Наш детский сад ищет новые формы работы, которые помогут вам в воспитании и подготовке вашего ребенка к поступлению в детский сад.
1. Нуждаетесь ли Вы в адаптационной группе кратковременного пребывания? ___
2. Нуждаетесь ли Вы в прогулочной адаптационной группе кратковременного пребывания? ___
3. Нуждаетесь ли Вы в группе кратковременного пребывания в субботу «Субботняя няня» ___
Анализ ситуации на предмет запроса родителей на организацию в детском саду дополнительных (вариативных) форм дошкольного образования показал следующее:
• Приняли участие в анкетировании 27 человек,
• Адаптационная группа кратковременного пребывания «Кроха» – 74 %,
• Прогулочная адаптационная группа кратковременного пребывания – 7%,
• Группа кратковременного пребывания «Субботняя няня» - 0%
Далее определили, что в ДОО будем организовывать работу адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха». Которая будет действовать в режиме присмотра и ухода. Определили, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми данной группы будет осуществляется в соответствии с общей образовательной программой дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1» и образовательной программой «Адаптационная группа кратковременного пребывания» автор-составитель М. Н. Бахаровская
Разработали положение, договор, должностные обязанности (см. Приложение 1, режим пребывания детей в группе, расписание непосредственно образовательной деятельности на игровой основе, перспективные планы работы с детьми. Наметили примерный план работы по взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и обучения детей.
Итог: новыми формами дошкольного образования в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении было охвачено:
Учебный год Вариативная форма дошкольного образования Количество детей
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Кроха» Группа кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»
2012-2013 20 3 23
2013-2014 20 5 25
2014-2015 15 3 18
Второй этап:
Группа кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»
Комплектование группы производится по анкетированию или телефонному опросу родителей (законных представителей, подавших заявление на очередь в детский сад, заведующим образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей). Группа функционирует в рамках действующего финансирования без дополнительных источников, на базе действующей группы. Поощрение педагогов, работающих с неорганизованными, детьми осуществляется из фонда стимулирования заработной платы. Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми данной группы осуществляется в соответствии с общей образовательной программой дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1». Режим пребывания детей в группе «Играя, обучаюсь» ежедневно, в течение 1-3-х часов, без питания. Группа «Играя, обучаюсь» работает в дошкольной организации с 2009 года.
Учебный год Количество детей, посещающих группу
«Играя, обучаюсь»
2009-2010 6 человек
2010-2011 4 человека
2011-2012 4 человека
2012-2013 3 человека
2013-2014 5 человек
2014-2015 3 человека
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Кроха»
Комплектование группы производится по анкетированию или телефонному опросу родителей (законных представителей, подавших заявление на очередь в детский сад, заведующим образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей).
Начала свою деятельность с сентября 2012 года, в рамках действующего финансирования, поощрение педагогов, работающих с детьми адаптационной группы «Кроха» осуществляться из фонда стимулирования заработной платы.
График работы группы: Вторник - с 10.30 до 12.30
Четверг – с 10.30-12.30
Продолжительность ребенка в группе составляет от 1 до 2 х часов, по желанию родителей, без питания.
Режим адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха»
Холодный период
Режимный момент Время
Приём детей10.30-10.50
Совместная деятельность педагогов с детьми и родителями (непрерывная-образовательная деятельность на игровой основе)10.50-11.00; 11.10-11.20
Самостоятельная игровая деятельность детей под присмотром родителей и педагогов, консультирование родителей 11.20 -12.30
Теплый период
Приём детей10.30-10.50
Самостоятельная игровая деятельность детей под присмотром родителей и педагогов, консультирование родителей 10.50-11.20
Подготовка к прогулке, выход на прогулку 11.20 -11.30
Прогулка, уход детей домой 11.30 -12.30
В целях успешного осуществления деятельности в адаптационной группе кратковременного пребывания детей раннего возраста от года до трех лет старались создать благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия, используя следующие условия создания психологического комфорта:
- говорить с детьми тихо, спокойно,
- использовать в своей речи ласкательные формы, обороты как можно чаще,
- петь чаще с детьми и для детей,
- поощрять стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивая результата их усилий,
- привлечение детей к деятельности без психологического принуждения,
- вселять в детей веру в свои силы, что его в группе любят и ждут,
- играть с детьми всегда.
Педагоги заранее готовят развивающую предметно-пространственную среду и материал к непосредственно-образовательной деятельности на игровой основе. Все это стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.
Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста педагоги вносят в развивающую предметно-пространственную среду игрушки и пособия побуждающие детей к ориентировано-исследовательским действиям и сенсорной активности, пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно-действенного мышления (погремушки, набор шаров для скатывания, молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка, набор предметов для уборки в доме: щетка, совок, набор предметов для труда на огороде: грабли, лейка, лопата и др.). Педагогическая направленность на подбор игрового оборудования включает так же лесенку с горкой в сухом бассейне, комплект мягких модулей, каталки: «Петушок», «Уточка». Для развития движений, координации в пространстве, чувства равновесия детям предлагаются качалки, дорожки «Следочки», шары, мячи разных размеров, коляски.
Непосредственно-образовательная деятельность на игровой основе проходит в музыкальном зале. В совместной деятельности со взрослыми дети чувствуют себя безопасно, учатся доверять миру, ощущая физическую мамину помощь и близость. На непосредственно образовательной деятельности дети получают возможность:
- развить двигательные навыки и крупную моторику рук
- научится согласовывать свои действия с другими детьми, делиться игрушками, общаться
- поиграть в пальчиковые игры, обогатить словарный запас
- выполнить несложные задания на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления. Педагоги работают, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается, и они включаются в совместную деятельность.
Далее дети вместе с родителями идут в спортивный зал. В спортивном зале игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам. Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. А также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети.
Играя, они знакомятся друг с другом, с педагогами, с помещением и развиваются, выполняя несложные познавательные задания и физические упражнения вместе с мамами. Танцуют, поют песни, лепят, рисуют, делятся игрушками. Родители тоже общаются друг с другом, а вместе с тем, получают огромный багаж знаний о развитии и обучении детей младшего возраста.
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Дни недели Непрерывная-образовательная деятельность
Вторник Коммуникативная 10.50-11.00
Изобразительная 11.10-11.20
Четверг
Познавательно-исследовательская10.50-11.00
Музыкальная11.10-11.20
В совместной деятельности Индивидуальная работа с дидактическим материалом (развитие мелкой моторики)
Во вторник коммуникативная и изобразительная деятельность обязательно проходит с интеграцией музыкальной деятельности.
План взаимодействия с родителями
№ Мероприятие Срок реализации
1 День открытых дверей Сентябрь
2 Первичное (организационное) родительское собрание с целью ознакомления с задачами и условиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Октябрь
3 Консультативная помощь специалистов ДОУ.
В течение года
4 Подготовка наглядно – информационного материала в родительском уголке на темы: «Книжки –малышки – детишкам, «Игрушки для малыша», «Права вашего ребенка»
«Что такое кризис трех летнего возраста», «Правилах адаптации ребёнка к детскому учреждению», «Как правильно создать игровое пространство» и т. д.
В течение года
5 Организация Новогодней елки Декабрь
6 Беседы по интересующим вопросам В течение года
7 Организация совместного чаепития к дню 8 Марта Март
8 Анкетирование родителей по итога учебного года.
Май
Третий этап:
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме в течение 3 –х лет показал, что адаптационные группы кратковременного пребывания: «Играя, обучаюсь» для детей дошкольного возраста способствуют социализации ребенка в детском коллективе, подготовке детей к школе.
«Кроха» для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду. Мама и ребенок постепенно привыкают к дошкольному учреждению, знакомятся с педагогами ясельной группы, психологом и музыкальным руководителем, с людьми которым через год доверят самое дорогое и любимое свое сокровище - своего малыша. Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.
Результаты работы группы «Кроха»
Создан консультативный центр «Крепышок» для семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад. (см. Приложение 2)
Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний.
Учебный год Кол-во детей Степень адаптации
легкая средняя тяжелая
2011-2012 47 21ребенок- 44.6% 24ребенка-51% 2ребенка-4.2%
2012-2013 39 20 детей- 51.7% 18 детей -46.1% 1 ребенок-2.6%
2013-2014 45 29детей – 64.4% 16детей-35.6% -
2014-2015 23 12детей-52.2% 11детей-47.8%
-
Анализ анкетирования родителей на предмет удовлетворенности работой адаптационной группой кратковременного пребывания показал следующее:
• В анкетировании приняли 15 человек.
Анкета для родителей
«Удовлетворенность родителей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания «Кроха»
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое поможет оценить уровень эффективности внедрения вариативных форм дошкольного образования, степень Вашей удовлетворенности ими. Мы предлагаем Вам прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале:
«Да», «Нет», «Трудно сказать»
№
п/п Наименование вопроса «Да» «Нет» «Трудно сказать»
1. Согласны ли Вы, что вариативные формы дошкольного образования - одна из возможностей решения проблем очередности в дошкольное учреждение?
15 - -
2. Удовлетворяет ли Вас уровень организации образовательного процесса в адаптационной группе кратковременного пребывания «Кроха»?
15 - -
3. Вас привлекает в этой группе: 14 - 1
3.1.- индивидуальный подход к ребенку 15
3.2.- квалифицированный персонал 15
3.3.- современные формы работы с детьми 15
3.4.- организация совместных мероприятий с участием родителей, детей, педагогов 15
3.5- график работы 13 1 1
- другое доброжелательное отношение педагогов к детям и родителям___
___
4. Устраивают ли Вас условия, в которых находится Ваш ребенок? 12 - 3
5. Согласны ли вы, что организация образовательного процесса в адаптационной группе кратковременного пребывания способствует развитию вашего ребенка? 15 - -
6. Считаете ли Вы, что вариативные формы дошкольного образования способствуют успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения? 13 - 2
7. Посоветовали бы Вы своим знакомым отдать ребенка в такую группу? 15 - -
Создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия и доверия педагогов и родителей, системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона города. Обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Повышают педагогическую культуру родителей.