Елена Чаус
Проект «Они защищают Родину» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы и ее актуальность:
Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали Родину. На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате. Былинных, сказочных, живущих и несущих действительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.
Публикация «Проект „Они защищают Родину“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы наш народ мог спокойно жить и трудиться, в стране существуют армия и флот. Они защищают нашу Родину. Каждый мальчик – это будущий защитник. С детского сада он должен воспитывать в себе такие качества российского воина, как сила, ловкость, трудолюбие, честность, смелость, способность защитить слабого.
Поэтому данный проект призван воспитать патриотов с чувством гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей Отчизны.
Цель проекта : формирование и развитие личности дошкольника, обладающей качествами гражданина и патриота.
Задачи проекта :
образовательные:
• формировать знания детей о Российской армии, родах войск, военной технике;
• формировать представления об отечественных традициях и праздниках;
• приобщить детей к лучшим образцам народного и литературного творчества героико-патриотического содержания;
• формировать представления детей о здоровом образе жизни;
• вызывать желание и потребность изготовить подарок для папы или дедушки;
• уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
развивающие:
• развивать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за своих пап и дедушек;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• развивать и обогащать речь дошкольников;
• развивать восприятие, познавательно-исследовательские способности детей;
• развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом;
воспитательные:
• воспитывать уважение к российскому воину, его силе и смелости; любовь к Родине;
• воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Сроки реализации: 17-26 февраля 2021г.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Автор проекта : воспитатель – Чаус Е. В.
Руководители проекта : воспитатели: Чаус Е. В., Скворцова Е. А., учитель-логопед Рожкова О. В.
Планируемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса к армии, уважения к защитникам Отечества, любви к Родине.
• Формирование нравственных личностных качеств: отзывчивости, справедливости, смелости, взаимопомощи.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Пополнение словарного запаса.
• Реализация потребности детей в продуктивных видах деятельности.
• Формирование творческих детско-родительских отношений.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ, ориентирование на развитие у ребенка потребности к познанию и общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
• Осуществление педагогами инновационной деятельности, повышение профессионального уровня.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.
• Диагностика знаний детей по теме «Защитники Отечества».
• Изучение и подбор методической литературы, оформление информационных уголков.
• Подбор литературных и музыкальных произведений, пословиц и поговорок, загадок по данной тематике.
• Подбор иллюстративного тематического материала (репродукции, картинки, фотографии, плакаты, презентации).
• Разработка плана проектной деятельности на тему «Они защищают Родину».
• Объяснение цели проекта детям.
• Создание ситуаций, провоцирующих детей на проявление смелости, решительности, взаимовыручки.
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
17-20 февраля – «Защитники Отечества» :
• Оформление в центре патриотического воспитания тематической выставки «Защитники Отечества».
• Беседы: «С чего начинается Родина?», «Богатыри земли русской», «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской», «В здоровом теле – здоровый дух».
• Рассматривание тематических иллюстраций.
• Тематическая выставка художественной литературы в книжном уголке.
• Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, солдатской доблести и взаимовыручке, отгадывание загадок.
• Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с. 20, «Никита Кожемяка» (с. 55) – Книга для чтения в детском саду и дома. 5-7 лет; «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» (отрывок) (с. 38) – Волшебный клубочек.
• Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
• Словесные игры: «Скажи и объясни (богатырское снаряжение)», «Если бы я был богатырем…», «Назови богатыря».
• Придумывание сказки о богатырях.
• Подвижные игры: «Проскачи на коне», «Перетяни канат», «Кольцеброс», «Попади в мишень», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Пройди, не замочив ног».
• Конструирование: «Крепость».
• Постройка крепости из снега.
• Продуктивная деятельность: «Солдат на посту» (рисование)
• Прослушивание музыкальных произведений: Г. Свиридов «Военный марш»; песни «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
• Изготовление подарка на День защитника Отечества – открытка «Китель».
• Развлечение «Школа молодого бойца».
24-26 февраля – «23 февраля – День защитника Отечества» :
• Беседы: «23 февраля – День защитника Отечества», «Мой папа», «Состав российской армии», «Наша армия», «Что нужно для того, чтобы стать храбрым солдатом, отважным моряком, смелым летчиком».
• Ситуативные тематические беседы.
• Разгадывание тематических загадок.
• Рассматривание иллюстраций о Российской армии, армейских фотографий разных лет, фотографий членов семьи, служивших в армии.
• Речевые игры: «Один-много», «Составь макет Российской армии», «Образуй новое слово», «Продолжи предложение», «Вспомни пословицу».
• Дидактические игры: «Собери открытку (военная техника)», «На суше, в воздухе, в воде», «Запомни картинки», «Отвечай быстро», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию».
• Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Моряки», «Летчики», «Корабль», «Пограничники».
• Подвижные игры: «Стенка-мишень», «Снайперы», «Самолеты», «Кто скорее добежит до флажка», «Меткие стрелки (Попади мешочком в круг)», «Кто дальше бросит мешочек», «Пограничники и нарушители».
• Чтение и обсуждение произведений: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», К. Симонов «Сын артиллериста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
• Прослушивание музыкальных произведений по теме: «Матросский танец «Яблочко»» (муз. Р. Глиэр, «Три танкиста» (муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин, «Наша армия» (сл. Э. Ханок, муз. И. Резник).
• Продуктивная деятельность: «Военная техника», «Пограничник с собакой» (лепка).
• Игры с крупным конструктором: «Гараж для военной техники», «Самолет».
• Самопрезентация детьми своей страницы в «Альбоме Славы».
Работа с родителями :
• Рекомендовать родителям :
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы, поговорить об увиденном;
- совместный просмотр фильмов о защитниках Отечества;
- побеседовать с детьми на темы: «Защитники земли русской», «Наша Родина – Россия», «Зачем нужна армия?», «Кто служит в армии?», «Как я служил в армии», «Почему я люблю свою страну», «Зачем нужно быть здоровым и сильным?»;
- рассказать детям о том, кто в их семье сражался за Родину во время Великой Отечественной войны, кто служил в армии;
- стимулировать желание детей больше узнать о своей семье и членах семьи, участвовавших в войне;
- разучить с детьми стихотворения, пословицы и поговорки на военную тематику;
- почитать детям о героях – защитниках Родины (сказки, рассказы, былины, стихотворения);
- посетить с ребенком краеведческий музей, памятные места города.
• Предложить принять участие в оформлении своей страницы в «Альбоме Славы».
• Привлечь родителей к участию в книжной выставке, сборе фотографий, пополнении центра патриотического воспитания.
• Консультации для родителей : «Наша армия. День защитника Отечества», «Растим будущих защитников Отечества».
3. Заключительный этап
• Вручение подарка на День защитника Отечества – открытка «Китель».
• Самопрезентация детьми своей страницы в «Альбоме Славы».
Результаты работы. Выводы:
У детей сформированы представления о России, как о родной стране, о социокультурных ценностях нашего народа и о его истории.
Расширились представления детей о подвигах защитников Отечества, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины.
Дети проявляют любовь и уважение к ветеранам и пожилым людям, членам семьи, гордятся ими, оказывают посильную помощь.
Формируются нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину и гордость за свой народ. Дети стремятся быть похожими на смелых и отважных защитников Отечества.
Расширились знания детей о военной технике, родах войск, о людях военных профессий. Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
Сформирована потребность в здоровом образе жизни, стремление быть сильными, выносливыми, ловкими, чтобы, став взрослыми, быть надежными защитниками своего Отечества.
Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
Повысилась педагогическая компетентность родителей.
Укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М. : Художественная литература, 1989.
8. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
9. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М. : Скрипторий 2003, 2008.
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : ТЦ Сфера, 2005.
12. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
13. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
14. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
15. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М. : Книголюб, 2007.
16. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009.
17. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, физкультминуток, упражнений, пальчиковой гимнастики – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
18. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
19. Степанов В. А. Моя Родина – Россия / Учебник для малышей. – М. : Фолиант Пресс, 2004.