Ольга Шадрина
Проект огорода на окне «Огород в Цветочном городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. И начинается экологическое образование в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Для формирования начал экологической культуры у дошкольников в детском саду сложилась определенная система работы с применением разнообразных форм и методов.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В каждом дошкольном учреждении организованы «экологические пространства». «Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Детская деятельность в "экологических пространствах" является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации природной зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Ежедневно дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, проводят эксперименты, делают зарисовки и ведут дневник наблюдения за растениями и погодой. Воспитатели с детьми читают книги о природе, разучивают стихи и хороводы, пополняют словарный запас, расширяют кругозор каждого ребенка.
Традиционно в нашей группе создаётся огород на окне. Каждый год наш огород преобразуется, становиться более разнообразным по составу растений (пытаемся вырастить экзотические растения- кумкват, авокадо) и видам опытов и экспериментов, и всегда он очень актуален в жизни и деятельности детей и взрослых. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдению и практической деятельности по уходу за ними. Основной упор сделан на наблюдения, эксперименты.
О значении наглядного метода обучения говорили все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Совместная трудовая деятельность в «огороде на окне», направленная на выращивание растений может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности взрослых и детей.
Актуальность проекта
В настоящее время перед всеми стоит одна из актуальных проблем современного общества - взаимодействие человека с природой.
«Огород на окне» имеет большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений в комнатных условиях. Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Многие родители не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Ребенок начинает понимать, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, учится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Сегодня, проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. А дети, живущие в городе, ещё и плохо представляют, как растут и развиваются растения, как за ними необходимо ухаживать. В связи с этим и возникла у нас идея создать в группе свой «огород на окне».
Цель проекта :
Развитие интереса к познавательной, исследовательской деятельности детей через активное участие в выращивании культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта :
1. Формировать систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность;
2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
3. Формировать представления о строении, росте и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Способствовать развитию самостоятельных трудовых действий по посадке и уходу за растениями.
5. Формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Принципы:
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в познании, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
• «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний)
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
• Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Решение задач данного проекта направлено на :
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов) и детей;
• формирование позитивного отношения к окружающей природе;
• укрепление связей с социально значимыми институтами (родители);
• формирование положительной поведенческой модели.
План реализации проекта.
1 этап - организационный.
Разработка плана реализации проекта.
Разработка планов совместной деятельности с детьми.
Подбор и изучение литературы, наглядного и демонстрационного материала, презентаций.
Информация родителей о цели, задачах и предстоящей деятельности по проекту.
Приобретение семян, необходимых материалов и оборудования для опытно- экспериментальной деятельности.
Создание условий для реализации проекта «Огород в Цветочном городе»
2 этап - практический.
Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой)
Проведение работ по изучению семян.
Проведение работ по посадке луковичных и клубневых растений и посеву семян.
Проведение наблюдений и экспериментов по выявлению условий роста растений, наблюдений за ростом и развитием растений, фиксация наблюдений.
Совместная деятельность родителей с детьми в исследовательской деятельности по созданию и презентации паспортов овощных растений.
3 этап - заключительный, обобщающий.
Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий.
Презентация результатов совместной деятельности.
Ожидаемые результаты
Для детей:
сформированы представления о культурных овощных растениях, условиях их роста и развития, об их строении;
сформированы трудовые умения по уходу за растениями;
сформировано бережное отношение к природе, желание заботься о растениях, ответственность за порученное дело;
сформировано умение проводить анализ и обобщать результат, полученный в процессе исследовательской деятельности.
Для воспитателей:
создание условий для развития детей:
в центре речевого развития подобраны яркие энциклопедии, альбомы об овощах;
для развития познавательного интереса изготовлены карта «Откуда овощи приехали», интеллект-карта «Овощи», паспорта овощных культур, схемы роста овощных культур, коллекция семян, модели строения семени и растения;
Для родителей:
формирование навыков совместной с детьми поисковой и исследовательской деятельности.
проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.
Содержание работы над реализацией проекта.
В период реализации проекта используются разнообразные методы и приемы работы с детьми и их родителями:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях (углублять и расширять знания о видах растений, вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них)
Беседы: «Дикорастущие и культурные растения», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы» (познакомить дошкольников и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений)
Рассматривание семян разных овощных и цветочных культур, их сравнение (познакомить с разнообразием семян по внешнему виду, формировать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разные, с помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам, познакомить с моделью строения семени)
Практическая деятельность по посеву семян растений и посадке лука, картофеля (вызвать интерес к выращиванию огородной культуры)
Исследовательская деятельность по выявлению условий роста и развития растений, прорастания клубней картофеля (формировать представления об условиях жизни растений, вызвать интерес к выращиванию огородных культур)
Наблюдение за ростом лука, картофеля, других растений и фиксация результатов наблюдений в дневнике (учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян)
Труд в уголке природы по уходу за растениями мини-огорода (продолжать формировать у детей навыки правильного ухода за растениями для создания благоприятных условий (воды, света, тепла))
Совместная поисково- исследовательская деятельность детей и их родителей по созданию паспортов овощных растений, презентация паспортов, создание карты «Откуда овощи пришли», интеллект- карты «Овощи»
Взаимодействие с семьей:
Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению паспортов овощных растений.
Привлечение родителей к приобретению семян овощных растений, грунта.
Совместное творчество родителей с детьми по изготовлению поделок для оформления огорода на окне определенной тематики.
Работа с педагогами:
Изучение литературы по теме.
Педагогическое наблюдение, беседа.
Проведение экспериментов и наблюдений.
Циклы образовательных ситуаций.
Условия реализации проекта
При организации работы над проектом требуется создать необходимые условия, поэтому началом реализации проекта стало построение развивающей среды в детском саду.
Оснащение центров в группе:
- в природном уголке выделено место для организации «Огорода в Цветочном городе», проведения наблюдений и экспериментальной деятельности;
- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы об овощных культурах и комнатных растениях;
- для развития познавательного интереса изготовлены карта «Откуда овощи приехали», интеллект-карта «Овощи», паспорта овощных культур, схемы роста овощных культур, коллекция семян, модели строения семени и растения;
- в группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.