Ольга Хилькевич
Проект «Огород тётушки Маланьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Огород наш, огород
Всё на нём всегда растет.
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт
Руководитель проекта : воспитатель средней группы – Хилькевич Ольга Михайловна
Возраст участников проекта : дети от 4 до 5лет.
Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Огород тётушки Маланьи“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Тип проекта : Среднесрочный (с марта по май, групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Проблема проекта : Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?
Цель проекта : Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи проекта :
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 2. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 3. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности; 4. Воспитывать бережное отношение к своему труду. 5. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Заканчивается зима – долгая и холодная. Солнце с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее. Дни стали не только длиннее, но и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, во-первых дети приучаясь к труду будут заняты делом, а во-вторых первые всходы растений посаженных детьми будут радовать глаз. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Наряду с зеленью в этом году мы с детьми рассматривали семена: огурцов, дыни, арбуза, фасоли, гороха, бобов и сеяли семена цветов на рассаду для уличного цветника. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как выглядят семена (у каждого растения семена выглядят по разному, какие из растений дают всходы быстрее, а какие медленнее, развивать умение ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развивать познавательные и творческие способности детей.
Огород на подоконнике! Это не только возможность вырастить урожай своими руками, но и привлечь дошкольников к посадке и уходу за растениями, помочь понять секреты и тайны природы. Приобщая детей к посадке и уходу за растениями в своем мини-огороде, не забывайте, что им для лучшего познания нужно задействовать все органы чувств :всё понюхать, пощупать, посмотреть, попробовать на вкус, послушать.
Проект рассчитан на 8 недель.
1 этап - подготовительный (2 недели).
Подбор и изучение методической литературы. Подобрали художественную литературу: стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки о цветах и овощах.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. К контейнерам с подготовленной почвой приклеили карточки с изображением и названиями растений. Воспитатель группы, первая неделя апреля.
Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике» - воспитатель группы, родители - третья неделя марта.
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена - родительский комитет, четвёртая неделя марта.
Домашнее задание - с детьми изготовить поделку по теме «огород тётушки Маланьи», составить рассказ или написать сказку о каком - либо растении.
Разбивка огорода на подоконнике - дети, воспитатели – 4 неделя марта.
2 этап - исследовательский (4 недели) .
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в фотографиях, рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах и цветах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов, дыни, арбуза, фасоли, гороха, различных цветов, Занимались посадкой семян и рассады.
Дети, воспитатели группы, 1 неделя апреля.
Занятия с детьми: «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы» (воспитатель группы). В течение всего проекта проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Лото – Овощи и цветы», «собери пазл – Овощи с нашего огорода» (воспитатель группы).
В течение всего проекта разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о цветах и овощах, просмотр мультфильмов, чтение сказок, легенд и рассказов об овощах:
«Чиполино» Дж. Родари, Геннадий Цыферов «Паровозик из Ромашково», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Синь-цветок» Анатолий Шунин, Ганс Христиан Андерсен «Цветы маленькой Иды», пересказ сказки «Цветы для Эдель» Леонид Ардалионов, украинская народная сказка «ПЫХ», Андрей Платонов. «Неизвестный цветок» (Сказка-быль, инсценировка русской народной сказки «Репка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Л. В. Скребцова «Чудесный домашний садик», Игорь Антипин «Сказка про огурца-молодца, победителя» .
Воспитатели группы. В течение всего проекта
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта.
3 этап - заключительный (2 недели)
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку поделок 1 неделя мая на тему «Огород тётушки Маланьи», где дети вместе с родителями представили на обозрение своё творчество, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, рассаду дынь, фасоли, огурцов и различных цветов на нашем подоконнике в группе. Провели конкурсы «Угадай овощ на ощупь», «Угадай овощ на вкус», «Угадай название цветка». Завершился праздник веселым чаепитием, на котором дети получили в подарок воздушные шары оформленные в виде цветов.
Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 2 неделя мая.
Список используемой литературы:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. М. : Просвещение, 1973. - 256 с.
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
4. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011
5. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение,1992. - 207 с.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 224 с.
7. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
8. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
9. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/dolgosrochnyi-proekt-ogorod-na-podokonnike10
https://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/izo_dejatelnost/risovanie_po_soderzhaniju_zagadok_i_stikhov_zagadki_s_grjadki/11-1-0-220811
https://skazvikt.ucoz.ru/https://skazvikt.ucoz.ru/12