Маргарита Ивановна Лавранюк
Проект «Огород на подоконнике «Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Проблема: За окном ранняя весна. К сожалению, весна, какой бы прекрасной она не выдалась, человеческий организм недополучает многих необходимых веществ. Нам не хватает солнца, свежих фруктов и овощей, и, как следствие, мы становимся отличными мишенями для вирусных и простудных заболеваний. Именно поэтому наш организм нуждается в особой витаминной поддержке, а не получая ее, устраивает забастовку. И лучший способ улучшить свое самочувствие и настроение, а также помочь организму противостоять простудам и вирусам – это обогатить свой рацион «правильными» продуктами, хранящими максимальное количество необходимых витаминов! А что может быть лучше, чем витамины, которые вырастили сами?
Публикация «Проект „Огород на подоконнике „Простоквашино“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Зеленый лук: очень многие люди зимой выращивают зеленый лук. Дело нехитрое – достаточно баночки с водой и обычной луковица. А между тем, зеленые ростки чрезвычайно богаты витаминами В1, В2, РР, а также витамином С.
Помимо того, что листья петрушки имеют пряный вкус, а веточки служат прекрасным украшением летних салатов, она еще и чрезвычайно полезна. В ее листьях витамина С в 5 раз больше, чем в лимоне и апельсине. Плюс богатый набор витаминов В1, В2, К, РР, солей железа, калия, магния, кальция, фосфора. 50 граммов этой зеленой травки с легкостью обеспечивают суточную потребность человека в витамине С и каротине.
Создание совместного огорода на окне знакомит детей с ростом и развитием растений, развивают интерес. Дети с большим удовольствием для поддержания иммунитета и профилактики вирусных заболеваний пополняют запас витаминов, выращенных своими руками.
Подготовительный этап: На подготовительном этапе мы изучили методическую литературу с целью повышения собственного уровня знаний по данному направлению. Определили тему, цель и задачи проекта. Разработали план мероприятий.
Провели беседы с родителями, по привлечению к созданию условий для реализации акции. Приобрели семена, землю и другое оборудование. Подобрали наглядно-дидактические пособия, художественную литературы, демонстрационный и природный материал.
Наименование проекта «Огород на подоконнике «Простоквашино».
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта Дети, родители, воспитатели.
Цель проекта Создание условий для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, вовлечение к практической деятельности по созданию огорода на окне.
Задачи проекта Задачи для детей :
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, укроп и др);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать чувство ответственности за благополучное
состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
5. Развивать познавательные и творческие способности.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Задачи для родителей:
1. Привлечь родителей к совместной с детьми и педагогами в ходе реализации проекта.
2. Способствовать сближению семьи с детским садом.
Задачи для педагога:
1. Сформировать у детей представление о разнообразии культурных и дикорастущих растениях.
2. Повысить экологическую культуру родителей и воспитанников.
3. Организовать работу с родителями по привлечению к совместной деятельности.
4. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.
Сроки реализации Среднесрочный (март -апрель).
Вид проекта Информационно-познавательный, творческий.
Продукт проекта Выращенная рассада культурных растений для последующей пересадки в грядку; зелёный лук (перо, салат, укроп для употребления в пищу.
Особенности проекта Проект охватывает весь образовательный процесс: учитываются тематические взаимосвязи, предусматривается сочетание ООД и других видов деятельности (коммуникативной, игровой, исследовательской, познавательной, конструктивной, а также совместная деятельность детей, родителей и педагогов. В ходе реализации проекта планируется обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Итог проекта 1. Презентация проекта.
2. Повышение экологической культуры.
3. Дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили кругозор и мыслительную деятельность.
4. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворенность, радость, осознание собственных умений.
5. Повысился интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива.
6. Оптимизировались детско-родительские отношения.
7. Повысился уровень вовлеченности родителей в деятельность группы: приняли участие в создании огорода на подоконнике.
Ресурсы проекта • Информационные (интернет, методические пособия, периодические издания, картотеки игр, загадок, поговорок, художественная литература, картотека мультфильмов;
• Технические (аудиоаппаратура, фотоаппарат);
• Кадровые (родители, педагоги).
Основной этап
На основном этапе работа строилась согласно плану мероприятий через организацию совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и их родителей.
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
• ООД лепка «Овощи на тарелке».
• ООД аппликация «Овощной салатик».
• ООД по художественно-эстетическому развитию «Раскрасим лучок».
• Дидактические игры: «Угадай и назови овощи», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний».
• Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
• Беседы: «Для чего растению семена?»,
«Какие овощи можно вырастить на окне», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Откуда берутся овощи?»,
«Что необходимо растениям для роста и развития»
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок.
• Рассматривание книг и иллюстраций об овощных культурах.
• Чтение художественной литературы: «Сказка о луке», Сказка Д. Роддари «Чиполлино». (просмотр отрывка мультфильма, сказка «Репка» (В обработке К. Д. Ушинского, рассказ об овощах.
• Экспериментирование «Помещение семян огурцов, кабачков и тыквы во влажную среду с целью прорастания»
• Практическая деятельность: посадка лука, укропа, салата, окне.
• Работа в дневниках наблюдений. • Беседа с детьми по тематике проекта;
• Приобретение земли, контейнеров для посадки семян, изготовление табличек. • Организация и проведение (бесед, дидактических игр, подвижных игр);
• Организация рассматривания иллюстраций, дидактических пособий и мультфильмов, чтение художественной литературы по теме проекта;
• Консультация для родителей «Огород на подоконнике»;
• Организация экспериментирования;
• Организация трудовой деятельности;
• Ведение дневника наблюдений.
Заключительный этап
На заключительном этапе проекта :
в группе разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы;
• Изготовили таблицы-указатели с названиями растений. Завели календарь наблюдений за ростом растений;
• Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты
• Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
Приложение 1.
ООД лепка.
Тема: «Овощи на тарелке».
Цель: Закрепление знаний обобщающего понятия «Овощи»
Задачи:
- закрепить у детей умения лепить круглые и овальные формы, используя приём сплющивания и вытягивания;
- формировать у детей интерес к лепке;
- воспитывать внимание, прилежность, усидчивость.
Материалы:
Пластилин, дощечки для пластилина, муляжи овощей, карточки с изображением овощей
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть!
В моём огороде росли овощи : лук, свёкла, морковь. С наступлением холодных ночей мы их собрали, а нам на обед необходимо сварить борщ. Ребята, вы мне поможете приготовить вкусный борщ? Для этого нужно вылепить из пластилина лук, морковь, свёклу.
II. Основная часть.
Воспитатель: Но для начала давайте отгадаем загадки:
Сидит дед во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Ребята, а какой формы лук?
Ответы детей.
Воспитатель:
Красна девица
Сидит в темнице
А коса на улице.
Ребята, а какой формы морковь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Без меня вы пропадёте
Сок томатный не попьёте!
Вас приветствует сеньор
Краснощёкий?
Ребята, а какой формы помидор?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет
Без тебя уж не обед
Ты во всём нам помогла
А зовут тебя …
Ребята, а какой формы свекла?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем?
1. Необходимо найти лишний предмет в ряду
2. Ребята посмотрите, у нас ряд из овощей, постарайтесь все овощи запомнить. Давайте для начала дружно назовём каждый овощ.
Дети называют овощи.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь закройте глаза…
Быстро убирает один овощ и меняет местами остальные овощи.
Воспитатель: Всё! Открываем! Угадайте какого овоща не хватает?
Дети отвечают.
Физминутка:
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали
Руки к верху все подняли
Сели – встали, сели – встали
Воспитатель: А теперь давайте присядем и слепим овощи для борща. Работаем мы с вами только на дощечках, чтобы не испачкать своё рабочее место.
Дети лепят.
III. Итог
Воспитатель: Какие вы все молодцы!
Ребята, а вам понравилось занятие?
А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
ООД аппликация
Тема: «Витаминный салат»
Цель: Обогащение представлений детей знаниями о различных овощах.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания об овощах;
2. Развивать способность передавать характерные особенности художественного образа;
3. Формировать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного и единственного числа;
4. Закреплять знания о правилах безопасности употребления овощей.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу поделиться с вами замечательным стихотворением.
А вы знали, что салат
Витаминами богат?
Я нарежу огуречик,
Помидор, капусту, перчик.
Добавляю соли, масла,
Выглядит салат прекрасно!
Сил сдержаться больше нет:
Поскорей бы уж обед!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось моё стихотворение?
О каком блюде шла речь в моём стихотворении?
А какие ингредиенты входят в состав салата?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила нашего гостя. Он тоже шел в детский сад. Но чтобы узнать кто это? Вам надо отгадать загадку!
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку
Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, но что-то зайка грустный.
Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Я спрошу, Зайка, почему ты грустный?
Бабушка дала зайчику мешочек с гостинцами - угощеньями. Он посмотрел в мешочек, но так и не понял, что же дала ему бабушка. И вот он решил прийти к нам в детский сад, чтоб вы ему помогли узнать, что лежит в мешочке. Сможете? Готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, узнаем, что же Зайке, бабушка положила в мешочек.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди угадывают на ощупь и достают из мешочка овощи
1) Называть, что достали (что это?
2) Какой формы?
3) Какого цвета?
Все овощи выкладываю на тарелку.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь, капусту и помидор и огурец?
Где растут овощи?
Что можно приготовить из овощей?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, мы с вами помогли зайке, вспомнили овощи и как они выглядят.
Воспитатель: Зайка, совсем забыл, что ждёт гостей и ему надо накрывать на стол. А гостей придё т много: лиса, волк, медведь, ёжик и другие звери. Одной тарелочки с овощами будет мало, нужны еще овощи.
Как мы ему можем помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, поможем зайке и наклеим овощи на тарелку.
Сегодня я предлагаю вам сделать композицию из овощей на тарелке!
На доске висит образец тарелки с овощами.
Воспитатель: Посмотрите, как расположены овощи?
Какой формы моя тарелка?
Какой формы огурец?
Какой формы капуста?
Ответы детей.
Воспитатель: Берём в левую руку зелёный прямоугольник, в правую ножницы, и аккуратно, плавно срезаем уголки. Вот какой огурец получился.
Воспитатель: Что это за фигура? Какого цвета он?
Берём красный квадрат, вырезаем помидор, путём плавного обрезания уголков.
Теперь складываем оранжевый прямоугольник пополам, и вырезаем морковку, от одного угла до другого.
После того, как мы приготовим все детали, мы выкладываем их на нашей тарелке, располагая так, чтоб их всех было видно и они не заходили друг на друга. Затем берём клей и наносим на заготовки, затем приклеим на тарелку, убираем лишний клей салфеткой.
Посмотрите, какая красивая тарелка с овощами у меня получилась.
Воспитатель: Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
Воспитатель: Сейчас мы с вами приступим к работе, напоминаю вам, что ножницы нужно держать в руке в направлении от себя, ни в коем случаю не направлять в лицо, не себе, не соседу.
Приступаем к работе, кому понадобиться помощь поднимите руку, я подойду
Самостоятельная работа детей.
III. Итог.
Воспитатель: Кто просил, о помощи?
Как помогли зайчику?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. Какие у вас красивые и полезные овощи!
На тарелке – урожай,
Все, что хочешь, выбирай.
Для борща и для салата.
Зайка будет очень рад!
Какие овощи положили на тарелку?
Ответы детей.
ООД по художественно-эстетическому развитию.
Тема: «Раскрасим лучок»
Задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.
2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.
3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и осушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.
Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, гуашь. фломастеры, лук, игрушка Чиполино.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Игра «Росток».
Воспитатель: Дети, садимся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость.
Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения.
Раздается стук в дверь, входит Чиполино, здоровается с детьми.
Чиполино: Ребята, вы узнали меня?
Воспитатель: Да, ты Чиполино.
Воспитатель: Кто такой Чиполино?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?
Воспитатель говорит от имени Чиполино:
Воспитатель: «Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, поможем Чиполино.
Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ про путешествие одной из них.
Дети подходят к подоконнику, где находится луковица в стаканчике с водой.
Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.
Воспитатель: Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.
Чиполино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе будем путешествовать.
Физкультминутка.
На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами.
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.
Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем фломастером желтого цвета.
III. Итог.
Воспитатель: Чиполино, понравились ли тебе твои друзья?
Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!
Вывешивают работы.
Приложение 2
Беседы.
Для чего нужны растению семена.
Цель: формирование представления о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш.
Задачи:
Закрепить представление, что семя - конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни;
Развитие кругозора детей, внимания.
Ход беседы:
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чем было раньше растение пока не выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: Семена могут быть разной окраски, разного размера и формы. Но состоят они из одинаковых частей: кожура, семядоли, зародыш. Семенная кожура защищает семя от высыхания, повреждения, холода. Семядоли – в них находится запас питательных веществ, которые использует растение, пока не подрастёт. Зародыш – это корешок стебелёк и почка.
Воспитатель: Зачем растению семена?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. У дикорастущих растений семена специально ни кто не сажает, им помогает: природа, животные, люди. Например: Семена берёзы, клена, одуванчика имеют крылышки или парашютики, им на помощь приходит ветер. Когда они падают на землю, не запутываются среди густых веток, могут лететь на большие расстояния в ветреную погоду. Семена лопуха, череды цепляются за одежду людей, шерсть животных. Семена подорожника прилипают к подошве на обуви. Птицы тоже переносят семена на большие расстояния.
А вот культурные растения сажает человек. В парках и садах цветы выращивает садовник, фруктовые деревья - садовод, овощи в огороде – овощевод.
Практическая часть:
Рассмотреть разные семена.
Воспитатель: Какие семена на ощупь?
Ответы детей.
Воспитатель: Постарайтесь раскрыть семена руками. Какое из семян удалось раскрыть?
Ответы детей.
Воспитатель: У всех ли семян оболочка одного цвета?
Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей.
Воспитатель: Почему мы не можем разрезать семена помидоров?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что появляется сначала, что происходит потом.
Обсуждение результатов по проращиванию семян.
Воспитатель: Ребята, что необходимо для растений, чтобы оно росло, давало плоды?
Ответы детей.