Елена Чиркова
Проект «Огород на подоконнике»
Актуальность
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : краткосрочный (с 27 января по 17 февраля)
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Целевая аудитория: дети средней группы, воспитатель, родители.
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка)
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Принципы:
- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности.
Методы:
- наглядный
- словестный: беседы.
- практический: посадка лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием лука.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
• определение темы Проекта;
• формулировка цели и определение задач;
• подборка материала по теме Проекта
Основной (или этап реализации проекта) :
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта
(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный:
подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними:
ящики с землей, семена растений, лопатка, совочки, лейки с водой, грабельки.
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию лука на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растения и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
6. В группе был создан огород на подоконнике. Дети стали более уважительно относиться к труду.
План реализации проекта :
«Огород на подоконнике»
Образовательная область Содержание деятельности
Познание Беседа «Овощи и фрукты».
Дидактические игры: «Овощи-фрукты», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь».
Коммуникация Беседа «Лук - всем полезный друг».
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Отгадывание загадок.
Художественная литература Загадки, пословицы, стихи.
Чтение сказки «Три брата»,
Сказка «Луковая семья».
Художественное творчество Рисование «Овощи».
Аппликация «Лучок – золотой бочок».
Лепка «Наша грядка».
Здоровье Беседы «Полезная пища», «Витамины для детей».
Опытная Опытно-экспериментальная деятельность
«Посадим лук».
Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.
Наблюдение лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Посадим лук»
(в средней группе)
Цель: Формирование знания детей о росте растений.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные понятия о природных витаминах.
Расширять представления детей об условиях роста и развития растения (почва, влага, тепло, свет).
Развивающие: Развитие мышления, кругозора
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к растениям и любовь к природе.
Материал:
1. Корзинка, лук по количеству детей
2. Емкости – стаканчики с землей по количеству детей
3. Лейка, грабли, лопата (игрушечные).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я принесла вам чудесную корзинку. А в ней….
Воспитатель: (приходит с корзиной и конвертом)
- Дети я сегодня получила письмо (показывает конверт)
Это письмо написал Незнайка
Он пишет, что очень сильно заболел, его заразили микробами.
Как вы думаете, ребята, что ему может помочь?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Я думаю, что вылечиться Незнайке помогут витамины. Вы согласны?
Динамическая пауза:
- От простуды и ангины
Помогают витамины
Помогают нам лимон
Хоть и очень кислый он
Помни истину простую
Лучше видит тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок
- Вот где только наш Незнайка
возьмет витамины?
(ответы детей)
- А вы знаете, ребята, ведь витамины не обязательно покупать в аптеке. Их можно просто вырастить самим. И сегодня мы это будем делать.
- Я принесла корзинку, а вот что в ней вы угадайте.
Загадка
Сверху желтый, а внутри он бел,
Дает пучок зеленых стрел.
Лишь порежь его, тотчас
Слезы выступят из глаз
- Правильно, это лук
Рассматривание:
- Посмотрите, луковица сверху покрыта, а снизу есть маленькие корешки.
Лук очень полезный. Люди знают, чтобы не болеть – нужно кушать лук. Говорят: от всех болезней лук полезен. В луке очень много полезных веществ – витаминов.
Лук можно кушать сырым, вареным, жареным.
А если посадить луковицу в землю, то можно вырастить зеленый лучок. Он тоже очень-очень полезный.
Сейчас я покажу вам как это сделать
(достаю емкость с землей, у каждого ребенка стаканчик с землей на столе).
Воспитатель:
Земля нужна луковице для питания. Она должна быть мягкая и теплая.
Теперь берет луковицу, находим корешки и опускаем их в землю, слегка придавливая. Вот и все.
- Как вы думаете, что еще следует сделать, чтобы луковицы выросла? (вода, свет - ответы детей).
(Я поливаю и ставлю и свету)
- Теперь каждый из вас посадит свою луковицу.
Трудовая деятельность.
Ну, вот мы посадили лук, полили его, поставили на окно к свету и будем ждать, когда вырастет зеленый лучок. Не забывайте, что лук надо поливать.
Ну а сейчас – сюрприз от Незнайки
Дидактическая игра: «Что лишнее?».
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Задачи:
Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.
Расширить детский кругозор.
Воспитывать любовь к животным и птицам, желание заботиться о них.
Беседа «Лук всему голова».
Цель проекта : формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей, создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Задачи:
• Познакомить детей со строением луковицы.
• Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
• Учить детей ухаживать за луком в комнатных условиях и фиксировать изменения роста луковиц в контейнере с почвой при помощи таблицы.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Развивать речь детей, активизировать словарь (луковица, корень, чешуйка, стрелка посадить, углубление).
• Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
— Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок — полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
Генералова Л.
Дидактическая игра: «Овощи-фрукты».
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах.
Задачи:
Обучающая: учить детей узнавать и называть овощи и фрукты по внешнему виду (название, цвет, форма).
Развивающая: развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
Воспитательная: воспитывать желание узнавать овощи и фрукты. Умение слушать воспитателя и сверстников, помогать друг другу во время игры.
Дидактическая игра «Узнай на ощупь?»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Дидактический материал: парные мешочки в которые насыпаны разные крупы, пуговицы, фасоль, горох и т. д.
Ход игры : ребенок берет мешочек и щупает его, на столе лежат еще мешочки он ощупывает и ищет точно с таким содержимым.
Беседы «Полезная пища»
Задачи:
- Рассказать детям о продуктах питания, их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»
- Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.
- Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Беседа «Лук - всем полезный друг».
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук». Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:
- расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека.
- развивать познавательный интерес, любознательность.
- учить наблюдать, делать выводы.
- воспитывать желание производить трудовые действия;
- формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву);
- Развивать творческие способности детей.
- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности.
- Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Беседа «Витамины для детей».
Цель: Формирование у детей желания заботиться о своём здоровье.
1. Учить детей различать витаминосодержащие продукты.
2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека.
3. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Задачи:
- учить детей различать витаминосодержащие продукты;
- расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
- рассказать детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
Работа с родителями:
-беседа с родителями о предстоящей работе;
-анкета для родителей
-беседа с родителями «Огород на подоконнике»
-консультация для родителей «Лук от семи недуг»
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. Дети получили знания о том, что растения живые: их сажали, поливали, рыхлили землю, выращивали из луковиц.
3. В группе был создан огород на подоконнике.
4. У детей формируется интерес к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
5. Вели наблюдение за растениями на подоконнике.
6. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию лука на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Все участники проекта (дети, родители и воспитатели группы) получили положительные эмоции от полученных результатов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Есть ли у вас огород, дача? ___
Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?___
Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?___
___
Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? ___
Если нет, то почему? ___
Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?___
Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи?___
Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами? ___