Василенко Галина Николаевна
Проект «Огород на окошке» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта
Познавательно - исследовательский, творческий
Групповой, с привлечением родителей
Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Необходимые условия для реализации проекта :
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Огород на окошке“ в средней группе» размещена в разделах
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира: исследовать, открывать, изучать.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.
Задачи проекта :
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности.
4. Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.
Методы проекта :
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра
Предполагаемый результат:
Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность) .
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Овощи», «Вода и земля для овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры: "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Овощи – фрукты».
Лепка на тему: «Что растет в огороде»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, чеснока, фасоли, газонных растений.
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
4. Провели анкетирование родителей
5. Повышение уровня экологического сознания.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Личностный и профессиональный рост.
3. Самореализация.
Этапы реализации проекта
Первый этап. Подготовительный.
1. Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
2. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
4. Посадка огорода на подоконнике.
5. Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Второй этап. Исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Третий этап. Заключительный.
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. В группе был создан огород на окне.
3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
4. Итоговая беседа с детьми.
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели
родители. 1-я неделя
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели 1-я неделя
2 этап – основной.
Занятие «Дикорастущие и культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком,познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатели 2-я неделя
Рассматривание цветочных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Воспитатели 2-я неделя
Занятие
«Посадка
семян овощей» - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;
- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
-развивать речевые навыки, обогащать словарь.
Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.
Воспитатели 2-я неделя
Опыт – наблюдение за ростом лука, чеснока,фасоли Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерен пшеницы,семян фасоли Воспитатели 2-я неделя
Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели 3-я неделя
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 3 неделя
Практическая деятельность: выращивание рассады (фасоли). Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями Воспитатели 3 неделя
Рисование «Наши растения», Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения Воспитатели 3 неделя
Художественная литература Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино»ДжанниРодари
• Сказка «Репка».
• Сказка «Вершки и корешки»
• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
• Бехлерова Е. «Капустный лист».
• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик.».
р. н. с. «Репка»,
белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,
Ю. Тувим «Овощи» Заучивание загадок Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.
Воспитатели 4 неделя
Игровая деятельность: «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
• Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски». Воспитатели 4 неделя
Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатели
Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели
3 этап – заключительный
Работа с детьми:
Итоговая беседа: «Что нового и интересного мы узнали за время работы с нашим огородом?» .
Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Вывод:
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Дети поняли, что важно знать и правильно подбирать семена для посева растений в комнатных условиях, применять натуральное удобрение, выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать.
Вывод:
Начало проекта
Конец проекта
Средний уровень 81% Средний уровень 22%
Высокий уровень 19% Высокий уровень 78%
Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.