лена Храновская
Проект: Огород на окне
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
на тему «Чудеса на окне».
Выполнила воспитатель группы
общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет: Зобнина Е. В.
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
Паспорт проекта : «Чудеса на окне».
1. Вид проекта : Творческо-исследовательский
2. Продолжительность: долгосрочный (в течение 12 недель).
Публикация «Проект: Огород на окне» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, воспитатель.
4. Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность.
5. Актуальность: СанПин недостаточно уделяет внимания труду дошкольников в природе.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно
не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
6. Цели проекта : Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах. Формировать основу научного мышления ребенка в области природы.
7. Задачи проекта :
- формировать положительное отношение к труду;
- развитие трудовой деятельности, - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Интеграция с другими областями:
Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах. Социализация: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формирование представления о стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений. Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
8. Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение литературы, видеофильм.
9. Обеспечение: письмо от Незнайки, коллекция семян, лупы, заранее нарезанные овощи, ложки, посуда, тонированные листы, фломастеры, гелиевые ручки, пастель, цветные карандаши.
10. Предполагаемый результат: 1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. 2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
11. Продукт проектной деятельности : получение урожая овощей.
12. Презентация: выставка огородов на окне, выставка детских рисунков.
Описание проекта
Проект рассчитан на 12 недель.
1 этап – подготовительный (2 недели)
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя декабря.
2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя декабря.
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя декабря.
4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя декабря.
5. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя декабря.
2 этап - исследовательский (8 недель)
1. Рассматривание семян (укропа, огурцов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя декабря
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Декабрь, 3-4неделя января
3. НОД с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта
4. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта
3 этап - заключительный (2 недели)
1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя февраля
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечек к ростку», фотовыставку «Наш огород» Дети, воспитатели группы. 3 неделя февраля
3. Праздник «Овощи с нашей грядки». Воспитатели группы, родители. 4 неделя февраля
4. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя февраля
Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы. Воспитатели группы. 4 неделя февраля
Работа с родителями.
1. Провести родительское собрание «Участие в проекте «Зимний огород на окне».
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки. 3. Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
План реализации проекта.
Модуль «Огород на окне»
Работа в центре познавательно- исследовательской деятельности.
Цель: вызвать интерес к выращиванию растений; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ход:
Воспитатель знакомит детей с письмом Незнайки, которое пришло на электронный адрес детского сада. Ребята, вы с родителями бываете на огородах, кто знает, как из семечек вырастить растение? Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Ребята, а зачем
растению семена? Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. Посмотрите на проросшие семена. что у них появилось (зародыш) Кто знает, что такое зародыш? Зародыш – это корешок, стебелек и почка. Обратить внимание детей что семена могут быть разной окраски, разного размера и формы. Вы хорошо рассказали про семя
Центр развивающих игр. Цель: учить детей группировать семена по величине, цвету.
Игра “ Разложим по величине”. Игра «Разложим по цвету». Игра «Съедобное – несъедобное»
Центр познавательно – исследовательской деятельности.
Цель: формировать представления об условиях необходимых для растения на ранних стадиях его развития, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Оборудование: блюдца с семенами растений, вода, тетради, карандаши, банки.
Ход: Дети сидят на коврике. Воспитатель предлагает отгадать загадку, которую загадал Незнайка: и пьет, и дышит, а не ходит. Дети говорят, что это растение. Незнайка говорит, что это мальчик. Дети доказывают. С помощью моделей рассказывают о строении растений (корень, стебель, листья, цветок) Незнайка говорит, что у него тоже есть растение, что его растение все время стоит на одном месте и его греет солнышко, поливает дождь. Предлагает посмотреть за окно, а там стоит столб. Дети говорят, что у столба нет корней, он не дышит и не растет.
Воспитатель в роли профессора приходит в научную лабораторию, где научные сотрудники проводят опыты. Дети рассказывают о проведенных опытах и результатах.
1 опыт. Разделили семена пополам, одни семена замочить в баночке, постоянно подливая воду, другие же оставить сухими. Поместить их на окно в Центр природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке проросли, а без воды нет. Дети делаю вывод, что для роста растений нужна вода, свет. В: Как вы думаете, если помидор положить на солнце, почему семечки не прорастают? 2 опыт. набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. На третий день дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений.
Вывод семенам нужно ещё и тепло. 3 опыт. Высказывание детей: мы прикрыли всходы маленькими баночками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит благодаря листьям, через них происходит испарение). Дети фиксируют наблюдение.
Часть НОД. Рисование с натуры «Первые всходы»
Задачи. Учить детей рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Развивать координацию в системе "глаз-рука".
Предварительная работа. Беседа о первых всходах, рассматривание натуры. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями. Оборудование: листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми.
Ход.
- Дети, посмотрите, какие растения выросли из семечек, которые вы посадили. Кто хочет рассказать про свое растение? Детям предлагается нарисовать свои растения. Обратите внимание, дети, растения все разные, у одних растений листики маленькие, расположены попарно, у фасоли листья крупнее, имеются завитки, посуда имеет разную форму и цвет. Набросок вы будете делать простым карандашом, сильно нажимать не надо. Дети берут емкости с растениями, которые они вырастили, садятся за столы и начинают рисовать сухими художественными материалами - фломастерами, цветными карандашами, пастелью, гелиевыми ручками.
Индивидуальные детские работы размещаются на стенде.
Хозяйственно – бытовой труд
Цель: Систематизировать представления детей об овощах. Развивать познавательные и творческие способности в процессе разработки салата. Совершенствовать уровень практических навыков, развивать художественный вкус при оформлении блюда.
Ход: (Группа оформлена в виде кафе. Расставлены столы. Звучит русская народная музыка. Хозяйка встречает гостей).
Х: Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в кафе «Дары огорода»
В: Здравствуй, дорогая хозяюшка. Мы очень хорошо потрудились на огороде, собрали небольшой урожай. Х: Да, у нас сегодня праздник урожая. Угощаем в нашем кафе всех, кто отгадает загадки. В: Богат огород урожаем. Давайте устроим дегустацию. 3 человека с завязанными глазами должны определить, что это по вкусу. 3 человека определяют, что за овощ по запаху. (лук, чеснок, огурец, помидор). 3 человека определяют, что это на ощупь. Х: Прошу вас угощайтесь. В: Какое красивое и аппетитное блюдо получилось у хозяйки. Расскажи из каких компонентов ты сделала свой салат, и как он называется?
В: Давайте пригласим наших гостей отведать наш салат, пожелаем хорошего здоровья и аппетита.