Алексеева Марина Юрьевна
Экологический проект в старшей группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Гимназия №3 им. Л. П. Данилинной по городскому округу г. Королев
Экологический проект
Тема: «Огород на окне»
Подготовил воспитатель: Алексеева М. Ю
2022-2023г.
Проект : долгосрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность: 2 месяца
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель.
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы,) Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Реализация проекта включает три этапа.
Этапы работы над проектом
Подготовительный (1-неделя) :
- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (2- 7 недель) :
- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);
- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный (8 неделя) :
- подведение итогов, итоговая беседа;
- выставки творческих работ детей;
- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.
План реализации проекта
№ Мероприятия Цель Ответственные
1 этап. Подготовительный.
1. Беседа с родителями по организации «огорода на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители.
2. Подбор наглядно- дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» Воспитатель, родители.
2 этап. Основной.
11. Чтение художественной литературы. Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.
Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, Сказка «Репка».
Сказка «Вершки и корешки»
Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
К. Чуковский. «Краденое солнце»
Бехлерова Е. «Капустный лист».
Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик». «Репка»,белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,
Носов «Репка»,
Ю. Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде. Воспитатель.
22. Образовательная деятель-ность
«Что растет на огороде».
«Дикорастущие и культурные растения» Рассматривание цветочных семян через лупу
«Посадка семян овощей» Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.
обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;
подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);
воспитывать у детей бережное отношение к природе.
развивать речевые навыки, обогащать словарь.
Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.
Воспитатель.
33. Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, кабачки. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.
Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. Развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. Воспитатель.
44. Наблюдение за ростом и развитием растений. Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. Воспитатель.
55.
Труд на «огороде на окне»
Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
Воспитатель.
Труд в уголке природы.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
Воспитатель.
66. Опытническая и экспери-ментальная деятельность детей.
Опыт – наблюдение за ростом лука, овса. Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде.
А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. Воспитатель.
77. Наблюдение
«Как развиваются растения»
Наблюдение за проросшими семенами
Наблюдение за ростом лука.
Наблюдение за проращивание веточки березы, сирени.
Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»
Цель: рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян. Задачи исследования: изучить роль семени в жизни растения; дать биологическую характеристику фасоли; практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян; разработать рекомендации для успешного прорастания семян.
Цели: Формирование экологической культуры дошкольников;
Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке.
О внешнем виде и его характерных особенностях.
Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы.
Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью игр с прищепками.
Воспитывать умение слушать воспитателя.
Воспитатель.
88. Игровая деятельность. Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».
Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»
Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».
Дидактические игры
«Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький»,
«Один много».
«Что где растет?»
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Пальчиковые игры
«Мы капусту рубим»,
«В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
Воспитатель.
3 этап. Заключительный
11. Беседа с детьми «Витамины с грядки».
Срезка «зелё-ного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.
Беседа «Как овощи попадают на стол»
Беседа «Овощи – наши друзья»
Беседа
«Садовые инструменты» Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. Воспитатель.
22. Творческие работы детей «Наш огород»
Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями. Воспитатель, родители.
Рисование «Наш лучок»
Цель: формирование умений передавать в рисунке с натуры строение предмета, состоящего из нескольких частей.
Рисование
«Наши растения»
Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков; воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью.
Аппликация
«Овощи на тарелке».
Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.
33. Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок. Подведение итогов работы по проекту. Воспитатели, родители.
Результаты реализации проекта «Огород на окне»
1. У детей проявился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.
3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.
4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.
8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьё й:
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Список литературы.
1. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О. Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.
3. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С. Н. Николаева. И. А. Комарова. – М. : Гном и Д., 2005.
4. …Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. С. Швайко – М. : ВЛАДОС, 2000. – 160с