Екатерина Лучкина
Проект «Обучение технике безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Публикация «Проект „Обучение технике безопасного поведения“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
Цель проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
Объяснить правила общения с животными.
• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
• Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;
Вид проекта : Краткосрочный.
Тип проекта : Творческий, информационно-исследовательский.
Участники проекта : Воспитанники средней группы,родители воспитанников.
Ожидаемые результаты: сформированные представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений, умение разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, умение быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Место проведения: МДОУДС №4
Сроки проведения: март 2014 года.
Режим работы: во время и вне занятий.
Возраст детей: 4-5 лет.
Содержание проекта.
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности. Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; овладение детьми навыками правильных действий в чрезвычайных ситуациях; осознанное выполнение правил безопасности; изменение отношения родителей к данной проблеме.
Итоговые мероприятия. Открытое занятие.
Прогнозируемый результат реализации проекта :
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Приложение
Дидактические игры
«Как избежать опасности?» (Дома)
Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.
Оборудование: сюжетные картинки, знаки опасности Х,! правила безопасности в стихах.
Ход игры: Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.
«Раз, Два, Три, Что может быть опасно – найди»
Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.
Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) : знаки Х - нельзя самому пользоваться! - осторожно пользоваться.
Ход игры: Ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Так и не так»
Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных (разрешенных).
Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.
«Дорожные знаки»
Задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках; развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Задание: «Найди знаки дорожного движения, которые ты знаешь и объясни, что они обозначают».
«Если случилась беда».
Задачи: отработать с ребенком навык и правила вызова скорой помощи (милиции, пожарной охраны, близкого взрослого человека (мамы, папы, бабушки, дедушки) при возникновении чрезвычайной ситуации; закрепить с детьми знание своего адреса; развивать тактильное восприятие, слуховое внимание.
Задание 1: ребенку предлагается набрать номер телефона скорой помощи (милиции, пожарной охраны) при возникновении чрезвычайной ситуации, правильно назвать свое имя и адрес.
Задание 2: ребенку предлагается набрать номер телефона близкого взрослого человека при возникновении чрезвычайной ситуации, рассказать о происшествии.
Беседы
•«Как переходить улицу»
• «Игры около дороги»
• «Правила дорожные»
• «Что делать, если ты идёшь один»
• «Безопасность в доме»
• «Балкон. Лестничные перила»
• «Маленькая искра -большой пожар».
• «Как не разозлить друга» (Общение с животными) .
• «Я что-то нашел». (Опасность незнакомых предметов).
• «Думаю- делаю». (Учить предвидеть последствия необдуманных поступков) .
Сюжетно-ролевые игры
«Пешеходы»
Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты:
- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
- Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
- Иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
«Службы спасения»
Информационная часть
Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:
движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;
неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах.
Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты:
- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
- Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
- Иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных